СМОТРИ В ОБА
2017, Россия, 42 мин.
Жанр: триллер, фантастика, короткометражка / «пилотная» серия
Режиссёр: Дмитрий Громов
В ролях: Леонид Даценко, Константин Ежков, Алексей Артюхин, Ральф Залилов, Егор Парфёнов, Замир Ахтаев, Иван Ковалюнас
Сбылась мечта махрового империалиста: в 2056 году непредсказуемый русский медведь обессилел, и от былой мощи остались, кажется, только облучённые пустоши со снующими, точно шакалы, беженцами. Бабахнул кто-то ядерной дубиной по кумполу или заигрались с кнопками пьяные операторы, вот только жить по-старому в стране отныне нельзя, можно только короткими перебежками от одного поселения до другого, от пещеры до привала. За оплошности теперь можно и ушей лишиться, узнавать соратника приходится в деле, а обретший значимую цель претендует на хозяйские лавры. Словом, привычная для классической постапокалиптики диспозиция, о которой писали Мэри Шелли, Джек Лондон и Герберт Уэллс. В российских условиях эта тема прежде не получала достойного развития, но колорит для смельчаков-первопроходцев обещала нешуточный: настоящий же рай для разгула безумия. Заметны ли всполохи крепнущего дикарства в пилотном эпизоде веб-сериала «Смотри в оба»? Можно ли поздравить начинающих самарских кинематографистов с хорошим дебютом? И да, и нет – на оба вопроса. Разберёмся по порядку.
Главный промах создателей «пилота» – отсутствие какой-либо предыстории. Лаконичной надписи с указанием года событий недостаточно, но спасибо, что она есть. В противном случае логичнее было бы вообразить, что охотники отправилась за добычей, попутно травя байки и по очереди отвешивая словесных тумаков нерадивому пареньку. На глобальный катаклизм нет и намёка, если, конечно, не считать неожиданно появившихся противогазов на лицах троих персонажей. Суровый зимний пейзаж свой вклад в общую атмосферность, разумеется, внес, но помимо него катастрофичность положения может восприниматься лишь на уровне россказней о таинственном людоеде. На лицах старающихся актёров читается усталость, но бросающаяся в глаза свежесть реквизита серьёзно осложняет положение. Быть может, добавь режиссёр хоть парочку флэшбэков, происходящее не вызывало бы такого недоумения, но поскольку их нет, приходится полагаться на сценарий и держать в уме вероятное продолжение, способное ответить на все возникшие вопросы. Справедливости ради, общий драматизм происходящего сам по себе исполняет прикладную функцию, потому как историю в любом случае рассказывают люди, а не окружающая обстановка.
Действующие лица, переживаемые события, напряженные диалоги, твист с личностью маньяка-каннибала – за все эти вещи картина заслуживает несомненной похвалы. Да, мы ничего толком не знаем о персонажах, но естественность их поведения, живость в словах и неплохие эмоции вызывают сопереживание. Приятной наружности мужчина с бородой, взбалмошный паренёк да непроницаемый проводник – стандартная, в общем-то, компания для долгих переходов. Чем сложнее путь, тем выше вероятность склок, агрессии и неожиданных открытий. В этом смысле «пилот» следует канону постапокалиптического жанра, развлекая регулярными перепалками с натужными поисками компромисса. Вызвать симпатии, как и отторжение, способен кто угодно, и необходимо отметить работу создателей: внимание уделяется каждому герою поровну. Что естественно при заданных условиях, каждый персонаж действует строго в одном ключе, что не мешает их воспринимать старыми знакомыми, о которых мы сами подчас не знаем очень важного: кто где вырос, что интересного пережил и о чем мечтает. А на таком незнании может строиться неплохая интрига, что и подтверждается фильмом. Про то, что в критической ситуации все теряют маски, напоминать излишне, и здесь картина ожиданий не обманывает.
Есть ощущение, что создателей все же зря потянуло в сторону тотального запустения. Серьёзные сложности с атмосферой, притянутые экшен-сцены и неуместное музыкальное сопровождение вызывают когнитивный диссонанс с достойным драматизмом. Фильмов на тему одичания снято огромное количество, и далеко не все они следуют плану создать мир опустошенного будущего. Сбейте с курса несколько человек или отправьте их по неверному маршруту – и вот вам готовые маньяки, способные при необходимости сожрать друг друга, только бы выжить. Проседая по профильной части, лента «Смотри в оба» радует творческим запалом, и это его заслуга в итоговом положительном восприятии увиденного. Учитывая непаханое поле отечественного кинематографа в такой области, сильно придираться к съёмочной группе нет смысла. Всегда, в конце концов, есть риск выплеснуть вместе с водой и ребёнка. Памятуя об этом, хочется пожелать начинающим постановщикам удачи и необходимых ресурсов для реализации планов. В то, что намечено у создателей впереди немало интересного, сомнений нет, а завершающие кадры со сказочно красивым зимним лесом благоволят сдержанно-оптимистичному настрою.
Александр Колесников
На YouTube c 8 декабря