ВЫСТРЕЛ В ПУСТОТУ (SHOT CALLER)
2015, США, 120 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Рик Роман Во
В ролях: Николай Костер-Вальдау, Джон Бернтал, Холт МакКэллани, Лэйк Белл, Бенджамин Брэтт, Джесси Шрэм, Джеффри Донован
Тюремные драмы бывают вдохновляющими историями о людях, способных оставаться свободными даже в тюрьме («Побег из Шоушенка»), но, как правило, это жесткое и бескомпромиссное кино на грани с чернухой (сериал «Однажды ночью» или фильм «Загон для собак»). Особняком здесь стоят следующие «байки нашего изолятора»: сериал «Тюрьма Оз» и фильмы Рика Романа Во. Именно «Тюрьмой Оз» режиссёр, очевидно, и вдохновлялся при создании «Выстрела в пустоту». Что касается предыдущих творений Рика Во («Преступник» и «Стукач»), то в них сюжет концентрировался на достойных семейных мужчинах, вынужденных вести себя как преступники, попав в экстремальные обстоятельства. Что ж, «Выстрел в пустоту» продолжает эту тему, но выглядит всё немного иначе.
Из-за вождения в пьяном виде, повлекшего смертельный исход, бухгалтер Джейкоб Харлон попадает в колонию строгого режима. Адвокат рекомендует в стенах тюрьмы проявить себя и не показывать признаков слабости, так что Джейкоб постепенно превращается в типичного заключённого. Сюжет, строго говоря, в какой-то момент «раздваивается». С одной стороны, показывают реального урку, который только вышел из тюрьмы и щеголяет татуировками в стиле «Белая гордость». С другой стороны, посредством флэшбеков до зрителя доносят информацию каким образом некогда успешный бизнесмен, муж и отец превращается в вышеназванного гопника со стажем. Подход к повествованию может смутить и иногда казаться не слишком сконцентрированным на развитии истории, но без него фильм не казался бы полноценным. Так что следует рассмотреть обе сюжетные линии. Очень хорошо сделаны тюремные сцены, где Джейкоб оказывается зажатым между соперничающими бандами в тюрьме и быстро смекает, что выжить в одиночку не получится. Логика присутствует, и вступление Харлона в банду белых экстремистов оправдано. Сцены в месте лишения свободы, что в начале, что в конце фильма, полны жёсткого материала: крови, изнасилований, душераздирающей дегуманизации. Преобразование мирного Джейкоба Харлона в циничного «Бабловеда» показано также отлично. Трансформация проходит практически незаметно для зрителя. Всё это приводит к тому, что Джейкоб до заключения и «Бабло» в конце – по сути два разных персонажа.
Что касается сцен на воле с магистральным сюжетом про продажу оружия какой-то группировке… они, увы, вышли гораздо мене успешными и цепляющими. Сказывается череда слишком запутанных событий, перебор с мелодраматизмом и отсутствие достойных второстепенных персонажей. Так, в тюрьме, есть целая банда, простите за каламбур, колоритных героев: от нервного героя Джона Бернтала до уголовников с говорящими именами вроде Зверя и Потрошителя. В сценах же, где Джейкоб мечется на воле, есть только Эмори Коэн с грустными глазами.
Естественно, главной звездой фильма является Николай Костер-Вальдау. Актёр, как правило, играющий «красавчиков», смог полностью передать двойственность семейного человека и преступника. Пусть ему и не удалось передать весь спектр семейных чувств (впрочем, это и не его вина, ведь сцен, где он мог раскрыться с экранной супругой было маловато), брутальный бродяга из Вальдау вышел отменным. Даже в моменты, когда он спокойно читает книгу в одной из финальных сцен, образ преступника в его исполнении излучает опасность. Пусть все любят Николая за Джейме Ланнистера, кажется, именно «Выстрел в пустоту» продемонстрировал его лучшую актёрскую работу. Остальных более-менее известных имён в касте маловато. Джон Бернтал и Холт МакКэллани на ролях крутых зэков – остальные даже не запоминаются.
С технической стороны фильм вышел заметным. Нестандартная операторская работа с облётами камеры и уместное slo-mo откладываются в памяти. Трагичный эмбиент в качестве звукового сопровождения только усиливает функциональную депрессию главного героя. Во начинал свою работу в кино в качестве каскадёра, так что он знает каким образом сделать сцены насилия убедительно. А про декорации достаточно сказать, что картину частично снимали в настоящих тюрьмах Нью-Мексико.
«Выстрел в пустоту» – брутальное, жёсткое кино и дело тут не в насилии в кадре или за кадром, а, скорее, в посыле: насколько далеко может зайти человек для защиты самого себя и тех, кто ему дорог? Дал ли «Выстрел в пустоту» ответ на этот же вопрос из «Преступника» от всё того же Рика Романа Во? Вероятно, да. Возможно, постановщика и обвиняют в малом количестве нового материала, но одно можно сказать точно – тюремные фильмы ему удаются.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 13 июля