ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ (THREE BILLBOARDS OUTSIDE EBBING, MISSOURI)
2017, Великобритания-США, 115 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Мартин МакДона
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж, Калеб Лэндри Джонс, Лукас Хеджес
Америка, штат Миссури. На границе городка Эббинг, которого на самом деле не существует, есть дорога, по которой давно никто не ездит. Вдоль дороги – три обшарпанных билборда, пустующие с 80-х годов, вместо пресловутой американской мечты транслирующие какую-то постапокалиптическую безысходность. Эти обычные рекламные щиты, сыграв одну из ключевых ролей, закрутят вокруг себя настоящую заварушку, запустят вереницу событий, которые перевернут весь городок буквально с ног на голову. Всего за пару дней, неожиданно для всех, они покроются кроваво-красной плёнкой, где крупными чёрными буквами вы прочтете то ли вопрос, то ли обвинение, то ли просто выражение скорби и бессилия.
«Изнасилована умирающей» – первый билборд. Дочь Милдред Хэйс была изнасилована и зверски убита 7 месяцев назад. Результаты теста ДНК и поиски преступника по имеющейся в полиции базе ни к чему не привели. «И до сих пор ни одного ареста?» – вопрошает второй баннер. Уже всем ясно, что это очередной «висяк» и история будет похоронена, а убийца, напротив – будет жить дальше, насиловать, и убивать. Кажется, что все смирились, но только не Милдред. Она продаёт прицеп бывшего мужа и арендует три никому не нужных рекламных щита. «Как же так, шеф Уиллоуби?» – заключительный и точный выстрел на третьем билборде.
Вообще-то, шериф Уиллоуби неплохой малый, да и вся местная полиция, какая бы она ни была – всё-таки свои люди. К тому же, совершенно по секрету, как это бывает в маленьких городках, все давно знают, что шериф серьёзно болен, а это значит, что горожане становятся на его защиту. Так начинается настоящая война Милдред с местной общественностью. Мать-одиночка, всегда серьёзная и жёсткая, слова, как хлысты, приправленные крепчайшим матом, последние деньги на аренду билбордов, а единственная вымученная улыбка – сыну. Её вопросы, заданные смело, громко, провокационно становятся своего рода детонатором, ведущим к самым неожиданным последствиям.
Мартину МакДоне, подарившему нам «Семь психопатов» и знаменитый «Залечь на дно в Брюгге», удалось снять потрясающую картину, в которую действительно погружаешься с головой. Шокирующие кадры явно из серии 18+ заставляют время от времени отводить глаза от экрана, выворачивающие на изнанку драматические моменты – смахивать слезы, а некоторые ситуации и фразы хочется запомнить и пересказывать после как анекдоты. Забавного действительно много, взрывные диалоги, приправленные отменным непереводимым наречием, встроены в драму просто шикарно: ни на секунду не отвлекая и ничуть не облегчая переживания зрителя. Как говорит сам МакДона, он пытался найти баланс: «Не слишком серьёзный, чтобы перестать смешить, но и не настолько смешной, чтобы скатываться в глупость».
Увесистую роль в восприятии картины играет работа художника Инбала Вейберга – ему отлично удалось передать очарование типичного американский городка в стиле легендарного Твин Пикса, окружённого прекрасной природой – будто в противовес всему тому, что происходит в его черте.
Актёры подобраны идеально. Здесь и Фрэнсис МакДорманд в роли Милдред – сильной, волевой снаружи, но неимоверно страдающей внутри, под которую была написана эта роль и которая уже получила за неё «Золотой глобус». И Вуди Харрельсон в роли местного шерифа, возможно, не самого профессионального, но совестливого и благородного, а его семья – будто прямиком из Диснейленда, сын Милдред (Лукас Хеджес, известный по «Манчестеру у моря»), больше всех переживающих снова и снова воспоминания о погибшей сестре. И конечно, звезда Игры престолов – обаятельный Питер Динклэйдж с усами и прической из 80-х, добрый малый, пытающийся ухаживать за Милдред. Нельзя не упомянуть и о помощнике шерифа, по совместительству маменькин сынок, садист и расист. Его гениально сыграл Сэм Рокуэлл, а его персонаж вызывает вагон эмоций, трансгрессирующих на протяжении картины от ненависти до уважения.
Помимо актёрской игры, отлично подобранного музыкального сопровождения и операторской работы высшего уровня, всё-таки главное, что делает фильм таким странным и цепляющим (впрочем, как и любое кино) – это ни на что не похожая, выходящая за рамки банальных добра и зла история. Сценарий уже признан лучшим на «Золотом глобусе» и также номинирован на «Оскар». История про три билборда умудряется одновременно и держать в напряжении, и интриговать, и не жаждать развязки. Ведь это не детектив, и поиски преступника здесь схожи с поисками пропавшего мальчика в «Нелюбви» Звягинцева. Важность преступления и наказания отходят на второй план перед раскрытием характеров, их неожиданной глубиной и еще более неожиданными изменениями.
Герои здесь не делятся на положительных и отрицательных, МакДона играет с оттенками человеческих сущностей, как художник, держа в руках палитру. Каждый из них знает и отстаивает свою постправду, а в итоге приходит, осознанно или нет, к новой, неожиданной, но важной идее. В случившемся зле виноваты все и каждый, и в то же время – никто конкретный, «весь этот гнев, порождает ещё больший гнев», а любые изменения всегда следует начинать с себя самого.
В фильме есть один чудесный момент, не будем вдаваться в подробности какой, дабы не выдать вам спойлер. Вы и так его узнаете – он не похож на весь остальной безжалостный неовестерн, настолько лирический и нежный, будто вклеен случайно. В нём будет много цветов и света, невинная жизнь, а скорбящее сердце неожиданно оттает в лучах солнца. На мой взгляд, этот момент – действительно нечто важное, прочувствуйте его! Именно он показывает нам, что как бы ни была ужасна реальность, какой бы ад ни царил вокруг, мы всегда способны найти свет, даже в самые тёмные времена. Этот свет и есть способность каждого человека, даже самого безнадёжного и чёрствого на раскаяние, сострадание, прощение и любовь. А доброты – её вообще никогда не может быть слишком много, как и надежды.
«Ты хочешь сказать, что в мире нет Бога и всё дозволено? Что ж, я так не думаю, подруга».
Анастасия Скороходова
В кинотеатрах с 1 февраля