Лента известного голливудского режиссера Артура Пенна «Излучины Миссури» - еще одно прямое доказательство того, что для создания успешного фильма недостаточно одних громких имен. Участие в одном проекте самого Марлона Брандо и Джека Николсона в главных ролях, кажется невозможным, но именно в 1975 году они встретились на живописном месте для съёмок, расположенном около Биллингеса в Монтане, чтобы сыграть в вестерне именитого режиссера.
Артур Пенн знаменит, прежде всего, постановкой революционной для голливудского кинематографа 70-х гангстерской лентой «Бонни и Клайд». Можно считать, что именно Пенн сломил застоявшиеся каноны Голливуда и снял криминальную историю в совсем ином, дерзком и неприкрытом обличии. Охапку дров в полыхающее пламя подбросил Деннис Хоппер своим «Беспечным ездоком» и понеслось…. Классическая эпоха Голливуда разрушилась как карточный домик и наступила новая заря для молодых амбициозных режиссеров, растоптавших кодекс Хейса и изменивших привычный облик американского кинематографа.
Заманил Брандо, Николсона и Пенна в один проект продюсер Элиот Кастнер. Пенн уже ранее работал с Брандо над «Погоней», которая вышла в свет за год до «Бонни и Клайда», а Николсон с легендарным актером-бунтарем до этого на съемочной площадке не встречался, но восторженно относился к нему, как и к Артуру Пенну. Изначально, актеры отказались от съемок, ознакомившись с сценарием. Марлону был противен сам жанр вестерн, как таковой, ведь в те годы ещё не забыли его выходку на вручении «Оскара» за лучшую мужскую роль. Но в сценарии даже с лупой было не отыскать никакое упоминание об индейцев, а великий актёр попросту начал капризничать, что стало его чуть ли не его коронной фишкой во второй половине его не столь успешной творческой карьеры. Вестерн, как популярный в те годы жанр американского кино, для Брандо был не в новинку: в 1966 году он снялся в скучной ленте Сидни Дж. Фьюри «Аппалуза», да и сам он поставил вестерн «Одноглазые валеты» - единственная режиссёрская работа великого актёра, которая, увы, не оправдала ожиданий.
Николсон же в вестернах чувствовал себя более уверенно. В начале своей карьеры он засветился в нескольких фильмах этого жанра, которые могут вызвать интерес, разве что, у поклонников оскороносного актёра. Поставив свой первый фильм-вестерн «Он сказал поехали», он уже на протяжении нескольких лет готовился выпустить ещё один фильм этого жанра «На юг», поэтому, подумывал пока завязать с ковбойскими шляпами и револьверами, перекинутыми через бедро. Стоит отметить, что при съёмках «Излучин Миссури» художница по костюмам Линн Берни была впечатлена тому, как идеально подходили костюмы Джеку – он в столь неизменной для вестерна чёрной шляпе выглядел настоящим лихим ковбоем. Пенн же удивлялся умению Николсона хорошо ездить верхом – актёр ещё до первых своих ролей научился этому мастерству.
Уговоры Кастнера сделали свое, и две голливудские звезды согласились «соперничать» на экране. Марлон согласился на гонорар в один миллион плюс десять процентов от доходов за пять недель работы, Джек же согласился на миллион двести пятьдесят тысяч плюс проценты за десять недель съёмок, получив на тот момент, свой самый большой гонорар. Но как и следовало ожидать, какой-то пустяк закрался в контракт Брандо, и ушло немало времени на то, чтобы адвокаты, прилетевшие на место съёмки, урегулировали эту неувязку. Марлон же не торопился, разбив лагерь на живописной местности, актёр проводил время в трейлере вместе со своим сыном Кристианом, и так ему эти места понравились, что при окончании съёмок, он даже изъявил желание немного задержаться. Ну да, красоты одного из островов Таити ему уже наверное наскучили. Уже не участвуя в съёмках, он настукивал мелодии на бонго и разъезжал на «хонде» по горным дорогам.
Но противостояния двух актёров на экране так и не состоялось, и причин этому можно найти массу. Сценарий Томаса Макгуэйна был довольно шероховат, логически незавершён и в нём отсутствовали настоящие «звёздные» роли. Сам сюжет истории не располагал, чтобы на экране воцарилось противоборство двух сильных личностей: контроллера и конокрада. Скорее, история Макгуэйна больше похожа на зарисовку некой местности и происходящих на ней событий, и развернуться в ней тучному Брандо и целеустремлённому Николсону просто было негде. Режиссёра не устраивала концовка сценария, и потребовалась помощь Роберта Тауна, который логически свёл концы с концами в этой несвязной истории, нарушив при этом какой-то «идеологический смысл» Макгуэйна, позже, жаловавшийся на это.
Можно детально анализировать каждую совместную сцену Джека и Марлона, но особого внимания заслуживает одна: когда конокрад Том Логан (Николсон) врывается в комнату и застаёт контроллера Роберта И. Ли Клинтона (Брандо) голого в ванне полной пены. Эта сцена наиболее ярко раскрывает типажи главных героев. Ли Клинтон беззащитен, но не теряет хладнокровие и даже издевается над бородатым Логаном, показывая голый зад, подставляя под дуло пистолета. Упрямо не желая вылезать из ванны, контроллер дразнит озлобленного конокрада, который и желает всадить ему пулю, но только не может выстрелить в невооружённого человека. Со злобой Логан простреливает ванну и удаляется...
To be continued...