КАНИКУЛЫ ПРЕЗИДЕНТА
2018, Россия, 105 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Илья Шерстобитов
В ролях: Олег Васильков, Анна Цуканова-Котт, Евгений Сидихин, Настасья Самбурская, Дмитрий Дибров, Гоша Куценко, Дмитрий Грачёв
Примечание от редактора: Автор утверждает, что не собирался ставить фильму оценку выше 1,5 балла, но кто ж поверит этому госдеповскому оппозиционеру? Мы вот не верим.
Президент России (фамилию с инициалами тут стараются лишний раз не называть, но короткий отрезок хронометража персонажа играет штатный КВН-овский Путин, Дмитрий Грачёв, так что перед нами точно не продолжение пилота к сериалу «Завтра»), так вот, президент России устаёт от того, как, по собственному меткому выражению, восемнадцать лет родину не видел, и решает отправиться в отпуск в неизвестном направлении без сопровождения, дабы никто не успел перед его приездом построить дорогу и открыть больницу. Главе государства, особенного нашего, для этой цели нужен грим, и выбор нового лица (не поймите неправильно, Владимир Владимирович) падает на должника Валеру (Олег Васильков), который тоже по стечению не самых благоприятных обстоятельств отправляется в вынужденный отпуск. Разумеется, аппарат президента, пытающийся таки следить за начальником и оценками фильмам про него, президентов перепутает, и настоящий увидит родину как она есть, а его прототип узнает каково на Руси жить хорошо. Ещё тут есть пара на первый взгляд важных женских ролей, но очень быстро понимаешь, что они в основном введены для искреннего восхищения народным избранником.
Брать для режиссёрского дебюта в России сценарий сразу про президента – довольно суицидальная затея (хотелось уточнить, мол, суицидальная с творческой точки зрения, но бог его знает): представляй зрителю главу государства хоть критично, хоть восхищённо, все равно станешь конъюнктурщиком, у нас и то, и другое уже давно притча во языцех.
Смешного при этом во всей комедии, как ни странно, много, но, как ни банально, почти всё это расположено на периферии ленты, вне её шуток и гэгов, а в основном в самом контексте российской политической жизни (контексте, который, возможно, был скрыт и от авторов фильма, хотя краб на постере намекает: они что-то да знают).
Итак, во-первых, разве может быть не смешно, что картину про Путина-президента снимали ещё до выборов? Ну ладно, у нас может быть это и не смешно, но всё равно смешно уже то, что подобное не смешно. Во-вторых, никак не получается перестать сравнивать сюжетную линию должника Валеры, которого долгое время путают с президентом, с такой кратенькой экранизацией срока правления Дмитрия Медведева: он постоянно даёт разные сомнительные указания, периодически удивляется разным атрибутам богатой жизни и гаджетам, портит экономику страны и так далее. В-третьих, тут можно усмотреть остроумную метафору того, как Путин приходит на смену Путину. В-четвёртых, повторимся, у них на постере есть краб. И всё же общая канва сценария, иллюстрирующая главный вопрос современной России – что будет с ней без Путина, что будет, если на его место придет другой человек, который станет делать всё прямо по твиттеру Навального: строить мосты у нас, а не в Сирии, прощать должников, и т.д. – отвечает на этот вопрос крайне предсказуемо. Настолько предсказуемо, что все вы уже должны были догадаться как именно, но извиняться за спойлер тут было бы так же излишне, как перед преждевременным озвучиванием результатов выборов.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 29 марта