Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Александр Збруев
Автор: Илья СтрекаловДата: 30.03.2018 20:07
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Одни вспомнят его по детективам, другие – по комедиям, иные вздохнут и представят себе мелодрамы, а самые молодые и неискушённые зрители, пожалуй, сразу заговорят о его периоде творчества «лихих 90-х».


АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ

Александр Збруев – актёр, которого знает не одно поколение отечественных зрителей. Все эти поколения зрителей будут очень разными, но всех их будет объединять одно – любовь к творчеству замечательного русского актёра, которому 31 марта 2018 года исполняется 80 лет.

Одна из его первых больших ролей была в фильме «Мой младший брат» 1962 года. Вчерашний школьник Дима затевает с однокашниками грандиозный план – махнуть в Прибалтику, почувствовать вкус взрослой жизни – хватит быть под контролем родителей, ведь они уже отучились в школе. Режиссёр Александр Зархи мастерски показал нам в этой картине столкновение с реальной жизнью мечтающего мальчика, героя Збруева, то пытавшегося научить чему-то товарищей старше него с большим жизненным опытом, то доверившегося и проигравшегося в пух и прах в карты нечистым на руку дельцам. Впрочем, главный герой не унывает, и даже в самые неприятные для него моменты пытается (порой нелепо) найти выход из ситуации – именно это и учит его жить по-настоящему. Можно спросить, чем отличается эта картина из ряда других, не менее выдающихся, вроде «До свидания, мальчики!» Михаила Калика, но ответ найдётся: именно в этом фильме вы увидите трёх молодых актёров – Александра Збруева, Андрея Миронова и Олега Даля, и все трое стали звёздами советского кино. Интересен и Олег Ефремов, играющий роль старшего брата Димы, учёного, стремящегося наставлять младшего брата на путь истинный, впрочем, не всегда при этом соблюдая «правила» в собственной жизни. Безусловным достоинством картины являются лиричные и жизненные мелодии Микаэла Таривердиева. И, конечно, сложно передаваемый дух 1960-х годов, особенно ощущаемый в кадре в Прибалтике, на море и вокруг него…

Безусловно, особую статью фильмов с Александром Збруевым, о которой помнит, прежде всего, старшее поколение зрителей, составляют остросюжетные детективы. Известность актёру принесли фильмы «Два билета на дневной сеанс» (1966 г.) и «Круг» (1972 г.), где он сыграл лейтенанта ОБХСС (Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности) Алёшина. Своеобразным продолжением этой дилогии можно считать ещё один фильм – «Меня это не касается» 1976 года, где Збруев сыграл представителя того же пресловутого Отдела, но в другом качестве – в роли старшего инспектора Шубникова. Эти детективные ленты по праву должны стоять в одном ряду с, например, трилогией о полковнике Зорине (где главную роль сыграл Всеволод Санаев), поскольку в них рассказаны не просто какие-то истории преступлений, но истории людей, пострадавших и страдающих. К последним, кстати, относятся не только преступившие закон, но и испытывающие себя проверкой на следование куда более важным вопросам морали, нравственности человека. «Меня это не касается» – название не случайное; оно о том, как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с равнодушием людей, не препятствующих преступникам, равнодушием не менее преступным, чем, например, какое-либо убийство. Именно с таким равнодушием, с моральной болезнью борется советская милиция в лице героя Александра Збруева.

Актёр, однако же, играл не только роли детективов. В его активе имеются и другие варианты участия в криминальной истории – взять хотя бы Олега Перова из «Выстрела в спину» (1979 г.), человека, который ничем не гнушается ради того, чтобы его семья ни в чём не нуждалась. Один из тех, кто его осуждает, становится жертвой преступления, и потому Перов попадает под подозрение со стороны следователей. На самом деле, конечно, его герой, шустрый и смекалистый, притом остающийся хладнокровным при всяком нарушении закона, вовсе не является образцом для подражания, но и своя толика правды в таком образе жизни очевидна. Не то мы видим в детективе «Кольцо из Амстердама» (1981 г.), где моряк торгового флота, надеясь на какую-то финансовую выгоду, согласился провезти деньги для обмена на валюту за границу, что в советские времена считалось преступлением. Угрызения совести мучают человека, и он решает сотрудничать с правоохранительными органами. Он, в отличие от Перова, понимает, что такое нарушение закона, чем ему это грозит, и никакие личные материальные блага не являются – после множества колебаний и сомнений – аргументом для него в принятии единственно верного решения, которое поможет уберечь и семью, и работу, и, в конечном итоге – самого себя.

Второплановые роли актёр играет в таких детективах, как «Тайна записной книжки» (1981 г.) и «Тайна виллы Грета» (1983 г.) – если в первом он, как добропорядочный гражданин, стремится помочь изобличить преступников, то во втором, будучи журналистом зарубежной капиталистической страны, где бал правят масоны (и это поразительно смелое кино для СССР, изобличавшего «мировой заговор» буржуазии в лице масонов – о них сейчас вряд ли кто сможет снять фильм!), он отказывается помочь главному герою, своему другу и коллеге (которого играет Ивар Калныньш), боясь преследований и убийства. И эти фильмы прекрасно показывают столь близкие нам разные примеры поведения людей в жизни – то ли человек зарывает голову в песок как страус, то ли он до конца отстаивает свои убеждения, не боясь ничего.

Безусловно, свой вклад Александр Збруев внёс в освещение советским кинематографом не менее близкой каждому из нас, затронувшей фактически каждую семью в нашей стране истории – истории Великой Отечественной войны. Дебютом актёра в этом смысле стала картина «Пядь земли» (1964 г.), где его герой лейтенант Мотовилов, повествуя за кадром о своей судьбе в годы войны, как бы ведя её дневник в это время (и фильм, действительно, поделён на временные отрезки главами, в том числе и потому, что снят по одноимённой повести Григория Бакланова), показывает и свой тяжкий, но прогрессивный, духовный рост. Казалось бы, совсем ещё мальчик, он вынужден взрослеть раньше, чем положено нормальным людям (а иные порой, как известно, и не взрослеют…), потому что того потребовала война. Он несёт ответственность и за обороняемый от немцев участок, и за вверенных ему людей, и за свои действия. И не всегда он знает или понимает, что происходит с людьми, которые его окружают, ведь иногда человек, обвинённый вовсе не виноват – и герой сталкивается именно с такой ситуацией. Война проверяет на прочность Мотовилова, смотря со стороны, сможет ли он дойти до победного конца…

Спустя долгие годы после перерыва в 1980-е актёр возвращается к военным ролям. «Шёл четвёртый год войны…» (1983 г.) – небольшая история об отряде советских разведчиков, которые должны прочесать лесной массив, чтобы выяснить цели немцев на этом участке. В ней, к слову, Збруев сыграл не центральную, а второстепенную роль, но в ансамбле с исполнительницей главной роли Людмилой Савельевой и Николаем Ерёменко-младшим, а также при поддержке эпизодических героев Николая Олялина и Льва Дурова и его роль, и сам фильм получились просто замечательными. Збруев здесь представляет одного из той мужественной команды разведчиков, рискующих своей жизнью ради преодоления опасной угрозы со стороны уже сильно побитых (идёт 1944-й год), но все ещё сопротивляющихся немецких захватчиков. Роль столь же мужественного человека Збруев сыграл и в картине «У опасной черты» того же года выхода – и снова он в команде наших соотечественников, на этот раз срывающих план немцев по применению химического оружия в преступных целях.

«Батальоны просят огня» 1985 года – сериал с Александром Збруевым в главной роли, известный очень многим. Вышедшая к 40-летию Победы, экранизация произведения Юрия Бондарева по праву считается одной из лучших о событиях этой войны в советском кино. Это развёрнутая, снятая целиком по литературному источнику версия фильма Юрия Озерова «Освобождение. Прорыв» 1969 года из знаменитой киноэпопеи. Показанную там историю мы видим теперь во всех её подробностях и тонкостях, что позволяет почувствовать драматизм ещё одного из множества опаснейших моментов на фронте Великой Отечественной. Здесь есть всё – и мужество героев, и любовь, которую в любой момент может разорвать нелепая смерть, и преданность Родине, своего рода военная дружба. За судьбой главного героя следишь, не замечая времени (хотя подряд все серии можно смотреть полдня), настолько ему сопереживаешь, проходишь вместе с ним через все невероятно сложные перипетии военных действий и те судьбоносные ситуации, которые они порождают для человека. Збруев вновь, спустя два десятка лет, находится в одном кадре с Олегом Ефремовым – снова «старшим», но теперь не по родству, а по воинскому званию. Впрочем, «отеческие наставления» Ефремова здесь только к лучшему: молодой боец, Збруев проходит жестокую школу войны. Удивительно, что Ефремов и Збруев всего лишь дважды за многие годы работы в кино оказались на одной площадке, но оба эти раза весьма запоминаемы, интересны и сыграны со смыслом. Одним словом, военные роли актёра столь близки нам так же, как близка каждому из нас кровавая трагедия Великой Отечественной войны в истории России XX века.

Конечно, на слуху и комедийное амплуа Александра Збруева – речь идёт о его искромётном дуэте с Георгием Вициным в картине «Опекун» (1970 г.), о роли парня, которого зовут Ганжа, в сериале «Большая перемена» (1972 г.), а также об инженере-воре Берёзкине из знаменитой «Бедной Саши» (1997 г.). Первая картина – о молодом тунеядце и старом алкоголике, людях, в общем-то, неплохих, но ведущих весьма неправильный с точки зрения общества образ жизни, попадающих в разные смешные ситуации, заставляющие понять зрителя, что оно, конечно, забавно, да жить так лучше не стоит. Сам по себе дуэт Збруева и Вицина оригинален и является ещё одним пример ситуации, когда первый берёт себе в партнёры «старшего». Видимо, это сыграло немалую роль в актёрской карьере Збруева – были тогда ещё мэтры кинематографа, на которых смело можно было равняться! О «Большой перемене» и говорить не стоит – ленту о том, как учитель истории Нестор Петрович учит вечерников, одним из которых и является Ганжа, не просто можно, а даже нужно посмотреть хотя бы один раз, поскольку сериал получился достойный.

«Бедная Саша» – история уже из новой, современной России 1990-х годов, где нет мечтающих романтиков и добродушных простаков, но есть расчётливые и циничные коммерсанты, в большом количестве являющиеся нелегалами, и даже такие люди, как инженер Берёзкин, вынуждены воровать, чтобы существовать. И здесь столкнулись интересы двоих: его и маленькой девочки Саши, которая хочет обокрасть банк своей «новой русской» мамы (её играет Вера Глаголева), чтобы она больше внимания уделяла не этим «делам», а своей родной маленькой дочери. В ходе всей этой истории между отпущенным на новогодние праздники Берёзкиным и матерью девочки невольно завязываются романтические отношения – в этом смысле фильм до боли напоминает историю любви пианиста (Олега Басилашвили) и официантки ресторана на железнодорожном вокзале (Людмилы Гурченко) в культовой советской мелодраме «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова 1982 года. И там, и там любовь не уходит, а продолжает жить, когда герои окончательно сходятся. Впрочем, то были советские времена, а здесь – «новые русские»…. И всё равно, сама кинолента (в конце которой звучит знаменитая песня о любви группы «ЧиЖ и Ко») уже вошла в число тех, которые россияне любят смотреть, потому что те житейские перипетии, показанные в ней, просты и понятны всем гражданам нашей огромной страны. Обыватель, весельчак, незатейливый и лёгкий человек с простой жизненной философией – этот комедийный образ Александра Збруева стал одной из его главных визитных карточек в отечественном кино.

Впрочем, актёр играл не только роли первого плана. Второплановые позиции удавались Збруеву не хуже: вспомнить хотя бы «Повесть о человеческом сердце» (1976 г.), «Мелодии белой ночи» (того же года), «Храни меня, мой талисман» (1986 г.) и постсоветскую картину «Всё будет хорошо» (1995 г.). В «Повести» его герой, удивительно лёгкого характером для такой непростой и опасной медицинской работы докторант Чумаков, помогает решить непростую хирургическую операцию кардиохирургу Крымову (его сыграл Андрей Попов), который впоследствии полюбит спасённую пациентку, ушедшую от своего мужа. «Мелодии» – фильм оригинальный, хотя бы потому, что в роли режиссёров выступили сразу два человека от двух стран – Сергей Соловьёв и Киёси Нисимура. Кино повествует о любви двух музыкантов, сыгранных Юрием Соломиным и японской актрисой Комаки Курихарой. Збруев – художник, помогающий своему влюблённому в иностранку, во времена, когда сложные отношения, разделены жёсткими государственными границами. Збруев своим образом пытается как бы показать возможность житейского, философского отношения к этой истории, без всякого стремления воспринимать её всерьёз – впрочем, известное дело, советовать и говорить легко каждому, сделать, поступить – гораздо труднее…

Простой человек – это и сыгранный Збруевым провинциальный актёр из «Успеха» (1984 г.), довольный своей жизнью и её материальными благами, ни на что не претендующий в театральном искусстве и тем самым как будто противостоящий идеалисту – театральному режиссёру (великолепно сыгранному Леонидом Филатовым), который гонится за успешной постановкой «Чайки» А.П. Чехова. Персонаж актёра по-своему интересен и обладает какой-то житейской правдой, потому что показывает влюблённому в своё дело режиссёру, что все люди стремятся к чему-то «модному», просто у всех оно разное – у него это что-то материальное, у режиссёра – нечто идеальное, но разницы в этом стремлении, в сущности, нет, и потому нет плохих или хороших, низких или высоких людей. В этом смысле второплановая роль Збруева оказалась сильным, более чем запоминающимся моментом для этой картины.

«Храни меня, мой талисман» –– картина, в которой актёр играет роль, аналогичную «Мелодиям», только несколько проще, легче и, наверное, незатейливее; возможно, этому способствует появление рядом с ним в кадре Александра Абдулова и, самое главное, своего старого друга Олега Янковского – по собственному признанию Збруева, он каждый раз кладёт на его гримёрный столик цветы, подаренные на театральном спектакле, как бы в память и с уважением к нему, так безвременно ушедшему из жизни замечательному артисту. Лиричности фильму придают и мелодии Булата Окуджавы, также появившегося в кадре. «Всё будет хорошо» – комедия из России 90-х, где Александр Збруев сыграл забавного миллионера Смирнова, сын которого расстраивает свадьбу молодой четы, проживающей в убогом общежитии. Человек, непостижимым для простых людей (с которыми садится за один стол – да, в 90-е такое могло быть только в кино!) образом получивший большие деньги и имеющий личную охрану, выдает перлы один за другим! При этом умеет давать важные, жизненные наставления своему сыну… Сложно представить себе такого «нового русского» из той поры, ведь деньги и жестокость решали тогда в жизни гораздо больше, чем добродушие и человечность. Впрочем, и такой «сказочный» образ, сыгранный Збруевым, чем-то поучителен, чем-то – понятен и близок зрителю, как правило, конечно, не нажившему миллионов в те «лихие» годы.

Но Александр Збруев – талантливый артист, который умеет играть не только лейтенантов милиции, простачков или нуворишей. Весьма удачно ему получалось показать истории, «родные» для каждого из нас по натуре, по душе и часто в кинематографе обозначаемые жанром «мелодрама». Например, студент-геолог, сплавляясь по реке, нашёл дом, где жила лишь одна девушка, которая ему понравилась, – а его разыскивают как пропавшего без вести. И как здесь быть, когда надо возвращаться, но понимаешь, что, может, никогда больше не увидишь её? Эта история из фильма «От снега до снега» (1968 г.) чем-то напоминает то, что показано в фильме «Остров Волчий» (1969 г.) с Георгием Жжёновым в главной роли, хотя то была экстремальная ситуация для лётчика, который вынужден был совершить посадку рядом с домом одной женщины. Как бы внезапно пришедшая, прилетевшая любовь – что с ней делать, как быть? Но ответа у героев, скорее всего, нет – сколь бы искренними ни были чувства этого студента-геолога или той девушки, которую он нашёл…

«Марат, Лика и Леонидик» (1971 г.) – телеспектакль, вещь куда более суровая по своему замыслу, ведь герои этого действа прошли через блокаду Ленинграда, а Марат и Леонидик – ещё и через саму войну на фронте. На первый взгляд может сложиться впечатление, что это типичный любовный «треугольник», какие мы видели в огромном количестве. Но это лишь обманчивое ощущение: дело вовсе не в заигрываниях и интрижках, а в том, что драма этих людей гораздо глубже, ведь каждый из них несёт в своём характере какие-то сущностные черты, которые мешают им по-настоящему любить: Марат (его и играет Збруев) прост, лёгок на подъём, но любит завираться перед Ликой, Леонидик слишком чёрств и чопорен, хотя кажется весьма благородным, сама же Лика просто играет в любовь, не понимая, что для Марата или Леонидика эти близкие отношения – важный вопрос жизни.

Спустя множество лет Александр Збруев сыграет, пожалуй, одну из лучших своих ролей в фильмах о любви – бывшего циркача Валентина в дуэте с Ириной Купченко в картине «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986 г.). Главная героиня Клавдия, устав от одиночества, развесила по району объявления со словами, вошедшими в название киноленты. На одно из таких и откликнулся Валентин. Картина замечательным образом показывает то, насколько сложно людям вообще любить друг друга, даже тогда, когда поиск, казалось бы, завершился уже хоть с каким-то результатом (а ведь многие ищут годами...). Валентин, производящий вид опустившегося на социальное дно жизни человека, оказывается очень интересным, сложным персонажем со своим внутренним миром – но может ли это понять Клавдия? Может ли она, даже тогда, когда все её знакомые, коллеги в один голос говорят, что он ей не нужен, пойти наперекор какому-либо мнению и быть с ним? Как бы то ни было, принятое ею окончательное решение Валентин, герой Збруева, осуждает: ему казалось, что эта женщина как раз ищет настоящего семейного счастья, но он горько ошибся – слишком мелкой оказалась её, внешне преуспевающей женщины, душа, слишком глубоким оказался для неё он, внешне неудачный во всех отношениях мужчина. Кажется, «Одинокая женщина желает познакомиться» по праву должен войти в золотой фонд мелодрам отечественного кино.

Не менее талантливо Александр Збруев сыграл в картине «Ты у меня одна» (1993 г.) в трио с Мариной Неёловой и Светланой Рябовой – и это снова любовный «треугольник», но, конечно, эпоха сменилась: настало время России 90-х. Кино как бы проникнуто идеей духовного надлома души главных героев этой истории – инженера Евгения Тимошина и его супруги, в жизнь которых вторгается когда-то знакомая им женщина, которая, будучи девочкой, нравилась Евгению. Тогда, в советские годы, они были в одном дружеском кругу, теперь – всё иначе: он работает на предприятии, предоставленном в новой стране произволу рынка, где увольняют налево и направо, и его семья может остаться без отца-кормильца, а та девочка, уехав в США, стала «бизнесвумен» и теперь приехала в Россию как раз на то предприятие, где работает Тимошин. Они снова встретились, но сможет ли эта встреча изменить жизнь обоих к лучшему – его, вспоминающего те хорошие старые времена и уставшего от семейной рутины, и её, преуспевающей и живущей сегодняшим днём, но страдающей из-за отсутствия личной жизни? Сможет ли Тимошин, при всех своих сложностях и противоречиях души, оставить жену (её играет Марина Неёлова), которая действительно любит его, родила ему дочь, теперь уже подросшую, и не хочет разрывать крепкую семью, как бы на него ни ругалась? Вопросы весьма жизненные. «Ты у меня одна» – то, что, по меткому выражению Н.А. Добролюбова (литературного критика XIX века, сказавшего это, правда, совсем о другом, более возвышенном литературном произведении), можно назвать «лучом света в тёмном царстве»: когда в 1990-е годы в нашей стране бал правили произвол и несправедливость, низость и бесчестие, такие замечательные фильмы дарили нам веру. Пусть в «сказку», но всё-таки веру во что-то лучшее, которое обязательно будет, ведь простые люди совсем неплохи, и они ждут своего счастья. Этим, кажется, и исчерпывается финал картины.

Александр Збруев не так часто снимался в кино в 2000-е годы – видимо, он решил посвятить себя всецело Ленкому, театру, в котором сыграл потрясающие драматические роли в самых разных спектаклях. По признанию самого актёра, не было интересных сценариев – и здесь нет ничего удивительного: вслед за тем, что называли (и порой называют до сих пор) идеологически ангажированным и жёстко цензурируемым советским кино, появилась (в большинстве своём) более чем свободная от всяких морально-нравственных идеалов, иногда чересчур упрощённая для массового зрителя кинопродукция. Какое же место в ней талантливым советским актёрам, таким, как Збруев? Его просто нет и быть не может. Но чудеса порой случаются. Нашёлся молодой режиссёр – Михаил Сегал – и свежий сценарий. «Кино про Алексеева», вышедшее в 2014 году, рассказывает о забытом, когда-то популярном на сборных концертах советском барде Алексееве (хотя такового в реальности не было – показан обобщающий образ) – это весьма трогательное, лиричное повествование, через которое красными нитями проходит сплетение истории Советского Союза поздних времён и личной судьбы одного человека, оказавшегося в гуще событий этой эпохи. Очень сильно последняя чувствуется, как ни странно, не только благодаря приметам эпохи (например, упоминаниям о популярных тогда в СССР зарубежных актёрах – о том же, скажем, Луи де Фюнесе, или действиям «всесильного» КГБ), но и подобранным самим режиссёром фильма гитарным аккордам, составляющим незатейливые, но какие-то очень добрые и задумчивые мелодии. Отдельное «браво» в этом смысле – за песню «Дезертир», звучащую в конце ленты.

А что составляет жизнь Алексеева? Творчество, встречи с Андреем Тарковским и Олегом Ефремовым, любовь к девушке, случайно повстречавшейся на концерте, – воспоминания о тех временах проходят через сознание некогда известного барда, потому что за ними, видимо, был провал… провал эпохи, провал судьбы. И теперь, спустя многие годы, старый бывший бард продаёт огурцы у дороги рядом со своим домом, а одна женщина приглашает его на московское радио, чтобы он дал интервью и спел песни – казалось бы, как хорошо, но вот осознает ли Алексеев, что его счастье, когда-то давно им покинутое, совсем рядом? Может быть, это и есть то немногое, что осталось у него на склоне лет? Неужели можно, казалось бы, потеряв в жизни всё, сохранить нечто, что никак и никогда не может быть осязаемо, но незримо живёт в человеке? Именно об этом – «Кино про Алексеева». Остаётся лишь добавить, что после окончания одного из показов в одном московском кинотеатре осенью 2014-го зрители, коих был полный зал, аплодировали. А такого, поверьте, просто так не бывает. И, очевидно, вполне заслуженно Александр Збруев получил «Золотого орла» за лучшую мужскую роль в этой картине – он, показав достойное возвращение в отечественный кинематограф спустя целое десятилетие отсутствия в нём, действительно заслужил эту награду.

Простой и весёлый, задумчивый и смекалистый, задорный и печальный – он всегда был и есть разный, герой Александра Збруева. За свою более чем полувековую карьеру советского и российского актёра театра и кино он сыграл множество ролей. Но всегда его герои близки по душе, по сердцу, по уму нашему зрителю: какие-то из них своим примером доказывают, как жить нельзя, но многие – как стоит. Кажется, он никогда и не был отдалён от простого зрителя – это сложно себе представить. И тем не менее, одно «возвышение» мы всегда не просто можем, но должны допустить. Александр Збруев – родной и близкий нам актёр, но он возвышается, потому что велик и является поистине талантливым артистом, мэтром отечественного кинематографа, коих не так-то просто сыскать. Именно поэтому в год его 80-летия хочется не просто пожелать ему всего наилучшего, но выразить отдельную, большую, настоящую благодарность!

Илья Стрекалов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 179 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio