САГА О ЧУДОВИЩЕ. СУМЕРКИ (WILDLING)
2018, США, 92 мин.
Жанр: ужасы, драма, фэнтези
Режиссёр: Фридрих Боэм
В ролях: Лив Тайлер, Брэд Дуриф, Бел Паули, Джеймс ЛеГрос, Майк Фейст
Сага… Сумерки… Что-то знакомое, не правда ли? Но не волнуйтесь, к паттинсоно-стюартовской саге фильм немецкого дебютанта Фридриха Боэма не имеет никакого отношения. Это всего лишь очередная попытка рассказать драматическую историю, притворившись хоррором, что в последнее время обрело некую тенденциозность в кинематографе. Теперь недостаточно просто создавать чистое жанровое кино, обязательно нужен подтекст, иносказательность, чтоб метафорика ключом била. А это требует мультижанровости и определённой сноровки от авторов. И порой подобные начинания действительно оборачиваются чем-то сенсационным, но творение Боэма, к сожалению, не встанет в один ряд с таковыми. «Одичалая» (оригинальное название ленты) точно не наделает шуму, как тот же «Прочь» или «Оно» Дэвида Роберта Митчелла и, недолго побарахтавшись в прокате, навсегда исчезнет из поля зрения.
До 16 лет маленькая девочка со взглядом волчицы Анна жила в изоляции от окружающего мира, ведь не вызывающий доверия зрителя папочка держал её где-то в лесу, взаперти, оберегая от мифологического монстра. Когда полумёртвую девушку находит местный шериф Эллен, выясняется, что папочка для чего-то замедлял её взросление специальными препаратами. Эллен берёт страдалицу под своё крыло, не подозревая, что монстры в самом деле реальны. Анну ждёт мимоходом продемонстрированный процесс самоидентификации и социализации, якобы призванный добавить глубины истории, но не способный вызвать эмоциональный отклик. Другими словами, главную героиню ничуточки не жаль, и становится плевать на проблемы, связанные с тем, что она не такая как все, а значит и на её дальнейшую судьбу в целом.
Решительно не ясно, почему Боэм осознанно лишил «Одичалую» надлежащей интриги, раскрывая все карты путём наименьшего сопротивления, практически сразу. То есть, режиссёр по собственному желанию отказался от зрительской вовлечённости в свой рассказ. Именно поэтому за происходящим наблюдать совсем неинтересно. При том, что с технической стороны фильм выглядит отнюдь не стыдно, его смысловая нагрузка бледна и схематична. Здесь вроде есть попытка поиграть со зрительскими ложными ожиданиями, покопаться в чувствах подростков, сталкивающихся со стеной непонимания, и даже демонстрация того, кто на самом деле является чудовищем, желание вдарить не кровопролитным хоррором, но претенциозной (псевдо)драматургией, приправленной то ли городской легендой, то ли лесным фэнтези. Только всё вместе это выглядит скучно и неубедительно.
В одном из эпизодов мимо героинь пронесётся лесовоз с грузом брёвен прямиком из «Пункта назначения 2», когда сразу же вспомнится легендарная сцена автокатастрофы, в которой изобретательности гораздо больше, чем во всей «Одичалой» вместе взятой; до сих пор остается загадкой, что в этой ликующей посредственности забыла Лив Тайлер. Потому что фильм не смог реализоваться ни в одном из представленных жанров, и если вдруг вы собрались пощекотать себе нервишки, самое время подыскать что-нибудь более стоящее.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 21 июня