НЕВИДИМКА (IN DARKNESS)
2018, Великобритания–США, 101 мин.
Жанр: триллер
Режиссёр: Энтони Бирн
В ролях: Натали Дормер, Эд Скрейн, Эмили Ратаковски, Ян Бейвут, Джоэли Ричардсон
Наверное, любому адекватному мужчине-режиссёру сложно удержаться от соблазна поставить фильм, где главную роль будет играть его любимая женщина. В таких случаях, как показывает практика, любование актрисой чуть ли не в каждом кадре, обилие крупных и средних планов, а также съёмка героини с множества различных ракурсов – вполне обычное дело, спросите хотя бы у Пола Андерсона, например. А в случае с «Невидимкой» Энтони Бирна, не имеющей ничего общего с лентой Пола Верховена 2000 года, Натали Дормер не только первая скрипка, но и со-сценарист, и со-продюсер. Жаль только, что все эти усилия оказались тщетны, ведь в оригинале In Darkness – кино слишком трудно воспринимаемое, в первую очередь из-за неграмотного нагромождения якобы неожиданных поворотов сюжета, не выстреливающих от слова совсем.
Молодая девушка София живет в Лондоне и занимается музицированием, трудясь над саундтреком к очередному слэшеру. Её слепота не мешает ей заниматься музыкой, но однажды София услышит, как вкусно пахнущая соседка сверху Вероника повздорит с каким-то парнем, а затем разобьётся насмерть, выпав из окна. Но не думайте, что фильм ставит перед собой задачу вдарить детективом и как-то свежо обыграть расследование загадочной смерти, где незрячая окажется лишь невинной свидетельницей. Нарратив здесь намеренно усложнён, а сербские военные преступники, британская полиция и русские бандиты в кожанках окажутся лишь карикатурными средствами, чтобы Бирн и Дормер продемонстрировали, во-первых, насколько Натали крута, а во-вторых – рассказали историю вовсе не о том, о чём кажется на первый взгляд.
К сожалению, ни стабильно поставляемые твисты, ни красавица Дормер, ни тревожная атмосфера, ни даже тревожный хичкоковский саундтрек не могут скрыть чудовищной расхлябанности сценария о девушке, которая слишком много знала. Конечно, все эти попытки удивить, эротические сцены и ламповые беседы противников о позднем Тициане – это хорошо, но фильму катастрофически не хватает цельности, чтобы по-настоящему увлечь. Временами слепота героини придает действу какие-то крохи саспенса, местами она ведёт себя, как отчаянная сорвиголова, что немного оживляет превалирующее уныние, но в результате всё равно получается удручающая невразумительность с глуповатым финалом. Ни один из сюрпризов, подготовленных в сценарии, не воздействует должным образом.
Жанрово картина тоже не может определиться: снимать детектив передумали примерно к середине, для шпионского триллера размах не тот, а о боевике не может быть и речи, ведь экшна практически нет (более того, одна из боевых сцен осталась за кадром, но это такая псевдоигра в постмодернизм). Вот и получается, что добиться зрительской вовлеченности «Невидимке» будет очень сложно, да и быть обманутым зрителем здесь решительно некомфортно. Что там говорить, если со смертями значимых персонажей авторы не проявили хоть какой-либо выдумки; согласитесь, есть занятия куда интересней, чем наблюдать за выпадающими то тут, то там из окон людьми.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 5 июля