Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / "Most Oscarable Movies": Top-59
Автор: Игорь СнегиревДата: 10.03.2010 10:35
Разместил: Игорь Снегирев
Комментарии: (16)

Пока сердца киноманов всего мира еще не успели остыть от оскаровской "жарищи"(с), "25-й кадр" представляет вашему вниманию полный список всех фильмов, получавших награды Академии. "Оскары". Много "Оскаров". Пять и более "Оскаров".

Всего попадающих под наш обзор картин набралось аж 59 штук. Написать про каждую из них увлекательную и насыщенную заметку мы постеснялись, но кое-какую информацию вы все-таки получите. И чем ближе к вершине - самым успешным Оскароносным хитам, - тем больше.

Начинаем с кинокартин, награжденных пятью статуэтками. В пределах своей "весовой категории" фильмы ранжируются по возрастанию года выхода на экраны.

ПЯТЬ "ОСКАРОВ"


59
Это случилось однажды ночью
(It Happened One Night)


Год: 1934
Режиссер: Фрэнк Капра
Жанр: комедия, мелодрама, драма
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Женская роль, Режиссер, Адаптированный сценарий
Прим.: первый в истории Академии фильм, получивший 5 Главных "Оскаров"

Роуд-муви с типичным (почти как в тех же «Римских каникулах» позднее) сюжетом про богатую наследницу и репортера. От журналистской сенсации до любви за 105 минут экранного времени!


58
Как зелена была моя долина
(How Green Was My Valley)


Год: 1941
Режиссер: Джон Форд
Жанр: драма, семейный
Победные номинации: Фильм, Мужская роль ВП, Режиссер, Оператор, Художник

Южный Уэльс. Тяжелый шахтерский труд и непростые семейные узы многодетной ячейки общества. Но везде найдется своя Зеленая Долина, способная привнести мир и покой в ожесточенные сердца.


57
Уилсон
(Wilson)


Год: 1944
Режиссер: Генри Кинг
Жанр: мелодрама, драма, музыка
Победные номинации: Оригинальный сценарий, Оператор, Художник, Звук, Монтаж

Нет, это не байопик о единственном друге Тома Хэнкса в «Изгое». Речь идет о политической карьере 28-го президента США Вудро Уилсона.


56
Злые и красивые
(The Bad and the Beautiful)


Год: 1952
Режиссер: Винсенте Миннелли
Жанр: мелодрама, драма
Победные номинации: Женская роль ВП, Адаптированный сценарий, Оператор, Художник, Костюмы

Злой и красивый отец Майкла Дугласа исполняет роль {цитирую один из синопсисов} «безжалостного и одержимого голливудского продюсера». Про его взлеты и падения снял свой фильм отец Лайзы Миннелли.


55
Король и я
(The King and I)


Год: 1956
Режиссер: Уолтер Лэнг
Жанр: мелодрама, драма, мюзикл
Победные номинации: Мужская роль, Художник, Костюмы, Звук, Саундтрек

Неоднократно экранизируемая история об английской учительнице, долго и упорно находящий общий язык с королем Сиама. Дело происходит в середине 19-го века на территории последнего.


54
Вокруг Света за 80 дней
(Around the World in Eighty Days)


Год: 1956
Режиссер: Майкл Андерсон
Жанр: фэнтези, комедия, мелодрама
Победные номинации: Фильм, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Саундтрек

Задорные трехчасовые приключения по мотивам произведения Жюля «любимца всех мальчишек» Верна.


53
Квартира
(The Apartment)


Год: 1960
Режиссер: Билли Уайлдер
Жанр: комедия, мелодрама, драма
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Оригинальный сценарий, Художник, Монтаж

Фильм про предприимчивого клерка, решающего оказать себе финансовую помощь путем сдачи в аренду своей холостяцкой квартиры. А где новые жильцы, там и любовные приключения.


52
Мэри Поппинс
(Mary Poppins)


Год: 1964
Режиссер: Роберт Стивенсон
Жанр: фэнтези, комедия, мюзикл
Победные номинации: Женская роль, Монтаж, Визуальные эффекты, Песня, Саундтрек

Героиня книги Памелы Линдон Трэверс – таинственная и очаровательная няня с простым именем и не совсем благозвучной фамилией. О ее истории и рассказывает эта классическая экранизация.


51
Доктор Живаго
(Doctor Zhivago)


Год: 1965
Режиссер: Дэвид Лин
Жанр: мелодрама, драма, военный
Победные номинации: Адаптированный сценарий, Оператор, Художник, Костюмы, Саундтрек

Эпическое кинополотно от известного эпикмейкера, поставившего еще несколько оскароносных картин. В этом фильме все согласно названию: экранизация романа Бориса Пастернака.


50
Звуки музыки
(The Sound of Music)


Год: 1965
Режиссер: Роберт Уайз
Жанр: драма, мюзикл, семейный
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Звук, Монтаж, Музыкальная адаптация

Где-то в Австрии молодая гувернантка приживается в семье вдовца-офицера. И все бы ничего, но на дворе канун войны, а офицер привозит в замок женщину, которую идентифицирует как невесту. И да, вокруг в достатке музыки.


49
Кто боится Вирджинии Вульф?
(Who's Afraid of Virginia Woolf?)


Год: 1966
Режиссер: Майк Николс
Жанр: драма
Победные номинации: Женская роль, Женская роль ВП, Оператор, Художник, Костюмы

Не совсем пуританская драма в исполнении всего-то четырех актеров (женщины в итоге обзавелись Оскарами) рассказывает о двух семейных парах (одни – постарше, другие – помоложе) и их сверхэмоциональных взаимоотношениях.


48
Полуночная жара
(In the Heat of the Night)


Год: 1967
Режиссер: Норман Джуисон
Жанр: драма, криминал, детектив
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Адаптированный сценарий, Звук, Монтаж

Расовые предрассудки в полицейской среде. О их преодолении во время расследования жестокого убийства в провинциальном городке Америки шестидесятых рассказывает данный фильм.


47
Оливер!
(Oliver!)


Год: 1968
Режиссер: Кэрол Рид
Жанр: драма, мюзикл, семейный
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Декорации, Звук, Саундтрек

Одна из квадриллиона экранизаций книги Диккенса, где уличный мальчишка по имени Оливер испытывает свою судьбу на благосклонность.


46
Французский связной
(The French Connection)


Год: 1971
Режиссер: Уильям Фридкин
Жанр: боевик, триллер, криминал
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Адаптированный сценарий, Монтаж

Копы Большого Яблока расследуют дело о наркотиках из традиционно тепло призираемой американцами Франции. Главный герой – Попай – не ест шпинат банками, но в своем упорстве докопаться до истины бесстрашен и неутомим.


45
Пролетая над гнездом кукушки
(One Flew Over the Cuckoo's Nest)


Год: 1975
Режиссер: Милош Форман
Жанр: драма
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Женская роль,Режиссер, Адаптированный сценарий
Прим.: второй в истории Академии фильм, получивший 5 Главных "Оскаров"

Экранизация Форманом романа Кизи. Последний был жутко возмущен. Но зрители и критики до сих пор захлебываются в бурном восторге. МакМерфи, психушка; Вождь, подушка. Кинодрама, каких не много.


44
Охотник на оленей
(The Deer Hunter)


Год: 1978
Режиссер: Майкл Чимино
Жанр: триллер, драма, военный
Победные номинации: Фильм, Мужская роль ВП, Режиссер, Звук, Монтаж

Американские выходцы из Союза отправляются воевать против «своих» во Вьетнам. Возвращаются не все и не без последствий. Кто-то больше не может, как раньше, ходить на охоту, кто-то – пристращается к русской рулетке.


43
Крамер против Крамера
(Kramer vs. Kramer)


Год: 1979
Режиссер: Роберт Бентон
Жанр: драма
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Женская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий

Пронзительная семейная и немножко судебная драма об отце-одиночке, его мытарствах на рынке труда и отношениях с малолетним сынулей.


42
Язык нежности
(Terms of Endearment)


Год: 1983
Режиссер: Джеймс Л. Брукс
Жанр: комедия, мелодрама, драма
Победные номинации: Фильм, Женская роль, Мужская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий

Кино об отношениях матери и дочери. Чадо уходит из дома после замужества, а лед в сердце и минуты одиночества топит и крадет сосед, в синопсисах называемый «бывшим астронавтом, а ныне – заслуженным алкашом».


41
Молчание ягнят
(The Silence of the Lambs)


Год: 1990
Режиссер: Джонатан Демме
Жанр: триллер, криминал, детектив
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Женская роль, Режиссер, Адаптированный сценарий
Прим.: третий и на данный момент последний в истории Академии фильм, получивший 5 Главных "Оскаров"

Ставший классикой жанра, при этом добившийся невиданного признания у критиков, этот фильм словно сам Ганнибал Лектер, запивая кьянти (саспенсом), без остатка поедает зрительские сердца. И так вот уже 20 лет.


40
Храброе сердце
(Braveheart)


Год: 1995
Режиссер: Мэл Гибсон
Жанр: боевик, драма, военный
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Оператор, Монтаж звука, Грим

Сам снял, сам сыграл, сам «Freedom» прокричал. Эпический фильм Гибсона показывает, не без прикрас, что пришлось пережить шотландцам и их харизматичному лидеру Уильяму Уолласу в борьбе за независимость от английского короля.


39
Спасти рядового Райана
(Saving Private Ryan)


Год: 1998
Режиссер: Стивен Спилберг
Жанр: боевик, драма, военный
Победные номинации: Режиссер, Оператор, Звук, Монтаж, Монтаж звука

Со здоровым и очень зрелищным пафосом этот кинофильм расскажет нам историю спорной операции по спасению рядового Джеймса Френсиса «Я достойный человек?» Райана во время открытия второго фронта в 1944 году.


38
Красота по-американски
(American Beauty)


Год: 1999
Режиссер: Сэм Мендес
Жанр: драма
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Оригинальный сценарий, Оператор

Надоела жена, работа и «мануальная терапия» в душе? Так надо что-то менять. Глава американской «мама-папа-дочь» семьи решается на такие перемены. Но любые действия могут возыметь совершенно неожиданный эффект.


37
Гладиатор
(Gladiator)


Год: 2000
Режиссер: Ридли Скотт
Жанр: боевик, драма, приключения
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Костюмы, Звук, Визуальные эффекты

Генералу Хренусу Длиннусу (тьфу ты, Максимусу) вместо императорских полномочий досталось клинком по плечу, а его близким – и того хуже. Волею судеб став гладиатором, герой этой чрезмерно вольно жонглирующей фактами древности, но от того не менее зрелищной киноленты вступает на путь мести, сопряженной со спасением римского народа от внеочередного тирана.


36
Авиатор
(The Aviator)


Год: 2004
Режиссер: Мартин Скорсезе
Жанр: драма, биография
Победные номинации: Женская роль ВП, Оператор, Декорации, Костюмы, Монтаж
Прим.: единственный фильм, получивший пять "Оскаров" и при при этом - ни одного из пятерки т.н. Главных.

Легендарный американский миллиардер Говард Хьюз предстает в этом заточенном под Оскара эпике личностью экстравагантной и одержимой небом. Впрочем, вероятно, таким он и был.


ШЕСТЬ "ОСКАРОВ"


35
Миссис Минивер
(Mrs. Miniver)


Год: 1942
Режиссер: Уильям Уайлер
Жанр: мелодрама, драма, военный
Победные номинации: Фильм, Женская роль, Женская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор

История английской семьи среднего класса с фоном в виде Второй мировой. Фильм, про который Черчилль однажды сказал, что он сделал для войны больше, чем флотилия эсминцев.

3 факта:
- Актриса Грир Гарсон (получившая "Оскара" за лучшую женскую роль в этом фильме), вышла за Ричарда Нея, сыгравшего в картине сына ее героини
- Фильм стал первым из номинировавшихся на лучший фильм, который также получил все четыре актерские номинации
- После завершения фильма, режиссер Уильям Уайлер сам пошел на войну и во время вручения ему "Оскара" был за океаном; также он позднее признавал, что война в его фильме выглядела в более мягком свете, чем было на самом деле


34
Всё о Еве
(All About Eve)


Год: 1950
Режиссер: Джозеф Лео Манкевич
Жанр: драма
Победные номинации: Фильм, Мужская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий, Костюмы, Звук

Это кино об актерах, которые играют на сцене и в жизни. Категорически рекомендуется почитателям Голливудской Классики, ибо более филигранно поставленный, срежессированный и сыгранный фильм той эпохи представить себе очень сложно.

3 факта:
- Первый фильм в истории "Оскара", получивший 14 номинаций; а всего их два
- Фильму принадлежит рекорд по количеству женских актерских номинаций - 4 штуки
- Журнал Premier признал роль Бетт Дэвис (ее героиня - немолодая уже актриса Марго Ченнинг) замыкающей пятерку лучших ролей всех времен


33
Место под солнцем
(A Place in the Sun)


Год: 1951
Режиссер: Джордж Стивенс
Жанр: мелодрама, драма
Победные номинации: Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Костюмы, Монтаж, Саундтрек

С основой в виде «Американской трагедии» Дрейзера, этот фильм занял свое одноименное положение на оскаровском Олимпе. Главный герой, молодой человек не из богачей, имея уже роман с девушкой своего круга, влюбляется в красавицу из высшего общества. Дальше дилемма в стиле более известного современному зрителю «Матч Поинта» Вуди Аллена…

3 факта:
- Съемки проходили во второй половине 1949 года, но фильм вышел на экраны только в августе 1951
- Для того, чтобы улучшить прокатную судьбу фильма, его решили назвать как-то иначе, чем «Американская трагедия» (в 1931 уже выходила лента с таким названием). В итоге даже объявили награду за самое удачное название. Говорят, что помощник режиссера, который придумал «Место под солнцем», так и не получил свои призовые 100$
- После выхода фильма на экраны исполнитель главной роли Монтгомери Клифт обрел статус одного из самых обожаемых секс-символов Голливуда


32
Американец в Париже
(An American in Paris)


Год: 1951
Режиссер: Винсенте Миннелли
Жанр: мелодрама, мюзикл
Победные номинации: Фильм, Оригинальный сценарий, Оператор, Костюмы, Художник, Саундтрек
Прим.: в один и тот же год (церемония 1952) два фильма (этот и «Место под солнцем») получили по 6 Оскаров; три номинации у них, казалось бы, одинаковы, и это не ошибка: операторская работа и работа костюмера оценивались отдельно для цветных («Американец…») и черно-белых фильмов («Место…»), а саундрек номинировался в двух категориях (здесь «Оскар» за «Лучший саундтрек для музыкальных картин»)

Джин Келли зажигает во втором своем самом крупном по известности мюзикле, рассказывающем об… американце в Париже. Бывший солдат решает обосноваться в столице моды и обители художников. Муки новой профессии и любовные переживания – все это можно увидеть в фильме Миннелли.

3 факта:
- Это был дебютный фильм актрисы Лесли Карон, исполнившую здесь главную роль
- 17-минутная танцевальная сцена в концовке фильма снималась целый месяц и стоила студии полмиллиона долларов, что составило почти пятую часть всего бюджета
- Немного цифр: в последние 20 минут и 25 секунд фильма не произносится ни слова; 38 Джин Келли был старше своей экранной партнерши Лесли Карон на 19 лет


31
Человек на все времена
(A Man for All Seasons)


Год: 1966
Режиссер: Фред Циннеман
Жанр: драма, биография
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Мужская роль, Адаптированный сценарий, Оператор, Костюмы

Исторический байопик высочайшей пробы. Английский король Генрих Восьмой, а дело происходит в 16 веке, вступил в неравное противостояние с лордом-канцлером Томасом Мором. Неравность тут имеет два значения: с одной стороны, выступать против короны – бессмысленное начинание, с другой – человеческие качества Мора столь высоки, что в его принципиальной позиции отражается вся бесперспективность борьбы с ним с моральной точки зрения.

3 факта:
- Ванесса Редргейв отказалась от оплаты своей камео-роли – Анны Болейн
- По словам Орсона Уэллса, немногочисленные сцены со своим участием он снимал самостоятельно
- Пол Скофилд в 1962 году получил театральную премию «Тони» за роль Томаса Мора в одноименной бродвейской постановке; через 5 лет – «Оскара»


30
Крестный отец 2
(The Godfather: Part II)


Год: 1974
Режиссер: Френсис Форд Коппола
Жанр: драма, криминал
Победные номинации: Фильм, Мужская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий, Декорации, Саундтрек

Отец Вито Колеоне и сын Майкл Корлеоне. Благодаря прозе Марио Пьюзо и режиссуре Копполы становление их семьи в Америке первой половины двадцатого столетия – самое лучшее, что снималось в жанре гангстерской саги, и при этом в относительной степени по достоинству было оценено Академией.

Увы, только 3 факта:
- Для подготовки к роли Роберт Де Ниро некоторое время пожил на Сицилии
- Первый сиквел, получивший «Оскара» за лучший фильм
- В фильме было показано 16 экранных смертей


29
Звездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда
(Star Wars)


Год: 1977
Режиссер: Джордж Лукас
Жанр: фантастика, боевик, фэнтези
Победные номинации: Декорации, Костюмы, Звук, Монтаж, Визуальные эффекты, Саундтрек
Прим.: единственный из получивших 6 статуэток фильм, который при этом не взял ни одной Главной и даже ни одной актерской номинации

Начало «старозаветной» трилогии Лукаса, ведущей сказ про юношу по имени Люк и фамилии Скайуокер, который, несмотря на все внешние, типа Звезды Смерти и Дарта «пшш, пшш» Вейдера, и внутренние, как то мидихлорианы в крови, угрозы, вместе со своими друзьями бороздит просторы далекой-далекой галактики, привнося с собой мир путем агрессивных переговоров.

3 факта:
- Студийные боссы были недовольны, что Чубакка был без одежды, и пытались повлиять на дизайнеров костюмов, чтобы те одели инопланетянина хотя бы в шорты
- Фильм стал первым, собравшим в прокате больше 300 млн.$
- И первой кинофантастикой, номинировавшейся на «Оскара» в номинации «Лучший фильм»


28
Форрест Гамп
(Forrest Gump)


Год: 1994
Режиссер: Роберт Земекис
Жанр: комедия, мелодрама, драма
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Мужская роль, Адаптированный сценарий, Монтаж, Визуальные эффекты

Сказка для американцев и про американцев, поставленная по нелепо-дурацкому роману Грума, после адаптации Эриком Ротом завоевала миллионы зрительских сердец и кинематографических наград. Американцы, в том числе и киноакадемики, любят подшучивание над собственной историей. А когда это сделано в столь мастерском ключе и (практически на рефлекторном уровне) со стимуляцией теплых чувств по отношению к главному герою – кино становится пересматриваемым, а то и любимым.

3 факта:
- Британская академия наградила фильм только одной премией при 8 номинациях – за визуальные эффекты (симпатяга Форрест куда ближе американскому и, почему-то, российскому зрителю)
- В сцене, когда юного Гампа в школьном автобусе не пускают занять свободное место, первого из этих «злых мальчишек» сыграл сын Роберта Земекиса; а рыжеволосую девочку в том же автобусе изобразила дочка Тома Хэнкса
- На каждой фотографии Форреста в фильме Том Хэнкс запечатлен с закрытыми глазами


27
Чикаго
(Chicago)


Год: 2002
Режиссер: Роб Маршалл
Жанр: драма, мюзикл, криминал
Победные номинации: Фильм, Женская роль ВП, Декорации, Костюмы, Звук, Монтаж

Известный бродвейский мюзикл на больших экранах – это было событие в мире кино. Сносно играющие и поющие Зета-Джонс, Гир и Зеллвегер – тем более. «Оскар» за лучший фильм – маленькая сенсация.

3 факта:
- Рене Зеллвегер до съемок в этом фильме никогда не проходила трейнингов по пению и танцам
- Журнал Premier назвал этот фильм одним из «20 самых переоцененных фильмов всех времен»
- Кроме Гира на главную мужскую роль рассматривались кандидатуры Кевина Спейси, Джона Траволты, Стива Мартина, Джона Кьюсака и Хью Джекмана


26
Повелитель бури
(The Hurt Locker)


Год: 2008
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
Жанр: боевик, триллер, драма
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Оригинальный сценарий, Звук, Монтаж, Монтаж звука

Красная тряпка для всех тех фанатов «Аватара», по которым отчаянно плачет коррида. Адекватные ценители кинематографа вполне способны понять и простить киноакадемикам их нелегкий выбор на совсем недавно завершившейся церемонии вручения наград «Оскар». Редко какой боевик получал главную премию, но суть как раз в его жанровой нешаблонности и в чем-то даже уникальности. Военный «наркоман», герой Реннера, несмотря на то, что дома его ждет Кейт из Лоста, продолжает «принимать» свою «дурь». На радость ценителям настоящих мужских фильмов, пусть и снятых женщиной.

3 факта:
- У звезд фильма (Дэвид Морс, Рэйф Файнс, Гай Пирс) было меньше чем 10 минут (на каждого) экранного времени
- Мировая премьера фильма состоялась в 2008 году, но в квалификацию «Оскара» он попал за 2009 год; кроме него было еще два таких «Лучших фильма» в истории вручения наград Американской киноакадемии
- С учетом инфляции, фильм стал самым низкоприбыльным из всех, получавших Самого Главного «Оскара» за всю историю etc.


СЕМЬ "ОСКАРОВ"


25
Идти своим путем
(Going My Way)


Год: 1944
Режиссер: Лео МакКери
Жанр: комедия, драма, музыка
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Мужская роль ВП, Режиссер, Сюжет (!), Адаптированный сценарий, Лучшая песня

В церковном приходе Нью-Йорка сороковых годов прошлого века двое священников (консервативный и смурной старикан получает в помощники молодого, активного и певучего коллегу) пытаются ужиться друг с другом. До яростного противостояния дело не доходит, но конфликт мировоззрений место быть имеет.
А вообще – фильм не тяжелый, с уместным морализаторством и отменной музыкальной и актерской подачей.


Фишка:
Названная выше «Сюжетом» номинация в оригинале имела вид – «The Academy Award for Best Story» (или «Best Writing, Original Story»), т.е. «Лучший оригинальный литературный первоисточник». Была она в ходу с самых истоков церемонии и до 1956 года. С 1940 года появилась премия «За оригинальный сценарий», которая, в конце концов, выжила наш «Сюжет», и в истории «Оскара» на одну «устаревшую номинацию» стало больше.


24
Лучшие годы нашей жизни
(The Best Years of Our Lives)


Год: 1946
Режиссер: Уильям Уайлер
Жанр: мелодрама, драма, военный
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Мужская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий, Монтаж, Саундтрек

Трехчасовая послевоенная драма с элементами романтики, синопсисом в стиле «Охотника на оленей» (три друга после войны), сильным мужскими ролями и почти стопроцентным успехом на церемонии вручения наград «Оскар» (7 из 8).

Фишка:
Режиссером фильма стал Уильям Уайлер – человек, который, казалось бы, приложил руку ко всей возможной киноклассике Голливуда. Ядреный эпик («Бен Гур»), архетипическая и второй раз в этом материале упоминаемая романтическая комедия («Римские каникулы»), авантюрная комедия с той же Хэпберн («Как украсть миллион»), история о сильной женщине («Смешная девчонка») – все это Уайлер. А начинал он в 20-х с постановок всяких разных вестернов. В итоге, туча наград и рекордные 12 номинаций на режиссерского «Оскара». Говорят, Уайлер отличался перфекционизмом на съемочной площадке, и с ним было трудно работать. Наверное, только так и становятся легендами в своей профессии.


23
Мост через реку Квай
(The Bridge on the River Kwai)


Год: 1957
Режиссер: Дэвид Лин
Жанр: драма, приключения, военный
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Саундтрек

Сочетание эпичности и локальности места действия, тягучей завязки и напряженной концовки, которой позавидовали бы многие современные триллеры. Кино про британцев в японском плену, про наемное строительство ими моста и про медленное, но верное сумасшествие их предводителя – полковника Николсона, сыгранного Алеком «Оби Ваном» Гиннессом.

Фишки:
С фильмом связано много всяких интересностей, но мы расскажем о двух из них. Кино снималось в эпоху маккартизма, и вышло так, что «Оскара за адаптированный сценарий» получил тот самый Пьер Буль, который написал книжку про Планету Обезьян. В основе «Моста» другая его книга. Никакой фантастики и никаких приматов. Зато получил «Оскара» на халяву.
Также примечательно, что фильм Лина (подробнее про этого режиссера еще скажем чуть ниже) собрал все награды, на которые его номинировали «бафтовцы», в том числе и «за лучший британский фильм». Производство-то международное. Есть там и японские актеры, есть и чистокровный американец Уильям Холден. Да и вообще, говоря о «Мосте через реку Квай», стоит употреблять выражение «мужское кино». Подходит на все 100%.


22
Лоуренс Аравийский
(Lawrence of Arabia)


Год: 1962
Режиссер: Дэвид Лин
Жанр: драма, приключения, военный
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Оператор, Художник, Звук, Монтаж, Саундтрек

Трех с половиной часовой приключенческий эпик про британского разведчика и его деятельность в экзотических странах. Крупномасштабные съемки среди барханов. Самоотверженная актерская игра Питера О'Тула, которого каждый уважающий себя рассеянный киноман хотя бы раз потом назвал Лоуренсом Оливье.

Фишка:
Словно фильм о какой-нибудь мужской тюрьме, «Лоуренс Аравийский» не находит внутри себя места для женских ролей. Только какая-то арабская служанка проскочила на съемочную площадку и при этом не попала под монтажные ножницы. Говорят, там даже нашлось место гомосексуальной подоплеке. Но вообще из всего этого не стоит делать каких-то далеко идущих выводов о великом Дэвиде Лине, у которого в его предыдущем оскароносном фильме «Мост через реку Квай» также фигурировали одни мужики, а за режиссуру он тоже получил награду Американской Академии. Лин больше всего знаменит тем, что именно под его руководством была образована другая, Британская Академия кино (она же BAFTA).


21
Паттон
(Patton)


Год: 1970
Режиссер: Франклин Дж. Шаффнер
Жанр: драма, военный, биография
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Адаптированный сценарий, Декорации, Звук, Монтаж

Байопик про американского генерала Джорджа Патона, сыгранного непревзойденным Джорджем же К.Скоттом. Российские ура-патриоты, возможно, выделят картине порцию своих презрительных «бууу», но умеющим видеть в снятом Штатами фильме про Вторую мировую войну не только плевки в сторону Союза, кино без вопросов сможет прийтись по вкусу. Три часа, где много разговоров, но есть место и батальным сценам, обрывочного повествования об истинном полководце – зрелище на любителя. Но значительность постановки это ничуть не умаляет.

Фишки:
Франклин Дж.Шаффнер снял три больших и более-менее известных нашему зрителю фильма: «Мотылька», «Планету обезьян» и «Паттона». «Оскара» в режиссерской (своей единственной в жизни) номинации получил как раз за байопик про импульсивного генерала, героя Второй мировой. Именно за столь масштабную постановку (а мы еще не забыли предыдущие два фильма Лина) испокон веков любили в Академии награждать режиссеров. На это, видимо, уповали и те (самые рассудительные из них), кто прочил победу Кэмерону на недавно завершившейся 82-й церемонии.
Кстати, на примере Шаффнера можно отметить такое явление как «штатный кинокомпозитор». Вторым участником этой связки является небезызвестный Джерри Голдсмит, который писал музыку к восьми фильмам своего, скорее всего, товарища. А это 50% от всех широкоэкранных фильмов последнего.


20
Афера
(The Sting)


Год: 1973
Режиссер: Джордж Рой Хилл
Жанр: комедия, криминал
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Декорации, Костюмы, Монтаж, Музыкальная адаптация

Дословно переводимая некоторыми кудесниками локализаций как «Жало», эта криминальная комедия с элементами остросюжетности и эпизодического драматизма дарит зрителю вторую возможность понаблюдать за дуэтом двух великих голливудских актеров и насладится остроумной и четко выверенной экранной аферой.

Фишка:
В общем-то, о главной особенности фильма уже сказано выше: Пол Ньюман, Роберт Рэдфорд да еще и в фильме на этот раз получившего «Оскара» Джорджа Роя Хилла снова собрались все вместе. Результат этой встречи превзошел самые смелые ожидания. Кассовый успех, огромная популярность у простых и сложных (критики) зрителей.
Также фильм можно отнести к плеяде жанровых картин про аферистов, их изумительную находчивость и ошеломляющий профессионализм (европейские «Блеф» и «Ва-банк» из той же серии). Но «Афера» все-таки, вероятно, самая-самая из них. Что и подтверждается ее почетным двадцатым местом в нашем перечне наиболее оскроносных картин.


19
Из Африки
(Out of Africa)


Год: 1985
Режиссер: Сидни Поллак
Жанр: мелодрама, драма, биография
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Декорации, Звук, Саундтрек

Один из самых низко оцененных (впрочем, как и какой-нибудь «Титаник») западным зрителем оскароносных триумфаторов. Если про фильм в двух словах – африканские страсти. Чтобы поподробнее – это надо смотреть…

Фишка:
Конечно, можно много чего занимательного рассказать о самом фильме или его создании, но раз в нем была занята одна из самых лучших актрис нашей с вами современности Мерил Стрип, грех не рассказать о ее оскаровских мытарствах. 16 номинаций (13 – за главную роль и 3 – за второстепенную) Академии и только две победы. Таков недавно обновившийся послужной список Стрип. Ее роль в «Из Африки» как раз одна из тех, за которую «Оскара» недодали.


18
Танцующий с волками
(Dances with wolves)


Год: 1990
Режиссер: Кевин Костнер
Жанр: драма, приключения, вестерн
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Звук, Саундтрек

12 номинаций и 7 побед (3 актерские – мимо кассы). 9 номинаций BAFTA и 0 побед. Но фильм совсем не об этом. Эпическая многочасовая кинолента повествует о коренном населении Северной Америки и их гостеприимности по отношению к бледнолицему, ставшему на тропу переосмысления ценностей чужаку.

Фишка:
«Жизнь прекрасна», «Храброе сердце», «Непрощенный», «Гражданин Кейн», «Великий диктатор», «Энни Холл». Все это названия фильмов, и у всех есть нечто совершенно очевидное общее. Конечно, кроме того, что они номинировались/награждались «Оскарами». Все уже догадались, что речь о режиссерах, по совместительству являющихся исполнителями главной роли. Более того, Кевин Костнер вообще совершил что-то невозможное, добившись столь большого успеха в своем режиссерском дебюте. Удачно, так сказать, «потанцевал с волками».


17
Список Шиндлера
(Schindler's List)


Год: 1993
Режиссер: Стивен Спилберг
Жанр: драма, военный, биография
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Декорации, Саундтрек

Собрав всю свою сплоченную команду (он сам, композитор Уильямс, оператор Камински, монтажер Кан), Спилберг создал уникальную по своей стилизации и крайне мощную в эмоциональном плане ленту, повествующую о польских евреях и их спасителе – немце Шиндлере. Черно-белая трехчасовая военная драма с высококлассной кинематографией и почти гениальными актерскими работами.

Фишка:
На примере Спилберга и его самого значительного фильма можно попытаться подискутировать на тему «фактора одногодок» в Голливуде и на «Оскаре». Сняв в том же году нео-классику иного жанра – «Парк Юрского периода», Спилберг продемонстрировал неслыханную универсальность, а заодно напомнил, что… год на год не приходится. Вот и церемонии Академии бывают урожайные на хорошие фильмы и роли сезоны, а бывают – весьма проходные. В том году Спилберг, например, обойдя Кэмпион («Пианино»), не позволил свершиться режиссерскому матриархату, отсрочив его на 16 лет. А «Оскары» за лучшие мужские роли у Нисона и Файнса забрали прыгнувшие выше головы Хэнкс и Ли Джонс.


16
Влюбленный Шекспир
(Shakespeare in Love)


Год: 1998
Режиссер: Джон Мэдден
Жанр: комедия, мелодрама, драма
Победные номинации: Фильм, Женская роль, Женская роль ВП, Оригинальный сценарий, Костюмы, Декорации, Саундтрек

Весьма оригинальная романтическая трагикомедия, пасущаяся на творчестве Шекспира и погружающая зрителя в фантазии на тему его жизни и любви. Самого драматурга всех драматургов создатели ленты в список сценаристов не занесли, но, может быть, одним переворотом в шекспировском гробу от этого стало меньше. Сей фильм – один из самых переоцененных за всю историю «Оскара», говорят все те же зрители. Но академики и всякие другие критики такую точку зрения разделяют едва ли.

Фишки:
Просто нельзя не упомянуть об «Оскаре» Джуди «М» Денч, которая появлялся на экране от силы минут на восемь. Но фильм в плане актерской игры уникален – тут даже такие, по большому счету, серости как Файнс-младший, Пэлтроу и Аффлек играют, ничуть не раздражают, а кто-то и получает «Оскара» за лучшую женскую роль (не Аффлек). Еще про Денч и «Влюбленного Шекспира» пишут, что актриса так восхитилась воссозданными декорациями театра, что после съемок попросила оставить разобранную конструкцию для ее нужд (наверное, на дачу отвезла). Ну и последний любопытный факт состоит в том, что в 1999 году за роль королевы Елизаветы (Денч и Бланшетт) было аж две женские номинации. Но все лавры собрал фильм Мэддена, которому, кстати, режиссерского «Оскара» недодали, что в свою очередь послужило основанием для какого-то очередного специфического рекорда в истории Киноакадемии.


ВОСЕМЬ "ОСКАРОВ"


15
Унесенные ветром
(Gone with the Wind)


Год: 1939
Режиссер: Виктор Флеминг
Жанр: мелодрама, драма, военный
Победные номинации: Фильм, Женская роль, Женская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Художник, Монтаж

Почти четырехчасовая эпическая киноглыба экранизирует известный роман М. Митчелл, в котором женщина-кремень Скарлетт О'Хара «отказывается сдавать Тару», а всякие южане с северянами, тем временем, не могут поделить меж собой чужую землю Америки.

5 фактов:
- Это не первый цветной фильм в истории кинематографа
- Фильм снимался на цветную пленку, а не раскрашивался, как какой-нибудь «Робин Гуд» или «Касабланка»
- Режиссерами фильма числятся аж три человека, но окончательно и в статусе основного картину доснимал Флеминг; заслужил своего «Оскара»
- Фильм продемонстрировал 10 000 % (десять тысяч процентную) окупаемость в прокате
- Англичанка Вивьен Ли сыграла американскую героиню; своих достойных актрис, получается, не нашлось; «Оскар» прилагается


14
Отныне и во веки веков
(From Here to Eternity)


Год: 1953
Режиссер: Фред Циннеман
Жанр: мелодрама, драма, военный
Победные номинации: Фильм, Мужская роль ВП, Женская роль ВП, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Звук, Монтаж

Военная драма с любовью и трагедиями. Все это подано под соусом знаменитых событий в Перл-Харборе. В общем-то, почти более поздний фильм Бэя, только актерские работы «чуть» получше и «Оскаров» «чуть» побольше.

5 фактов:
- Фрэнк Синатра тут не поет, а наигрывает на «Оскар»
- Фред Циннеман получает за фильм свой первый режиссерский «Оскар» (второй – см. №31 нашего списка; всего у него 7 номинаций)
- Автор оригинального романа Джеймс Джонс остался не очень доволен смягчением его детища при переносе на экран
- На сегодняшний день это фильм является последним из получавших «Главного Оскара» и при этом имевших все четыре актерские номинации
- Уже знакомый нам по «Месту под солнцем» Монтгомери Клифт в одной из сцен, где его герой был пьян, был пьян; но «Оскара» за такой самоотверженный поступок, увы, не получил


13
В порту
(On the Waterfront)


Год: 1954
Режиссер: Элиа Казан
Жанр: мелодрама, драма, криминал
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Женская роль ВП, Режиссер, Оригинальный сценарий, Оператор, Художник, Монтаж

Эх, и умел же Брандо показать экстра-класс, особенно когда к его внешности добавлялись какие-то особенности типа характерной челюсти Вито Корлеоне из «Крестного отца». Не шибко умный и образованный, что подтверждает надлежащий акцент, портовый служащий, которого сыграл слегка изменивший свою неотразимую внешность на благо общей концепции, находящийся в самом расцвете сил Брандо, потихоньку-помаленьку смекает, как делаются дела в пропитанных криминалом профсоюзах. И затем, как водится, решает что-то предпринять…

5 фактов:
- Фильм основан (но не настолько, чтобы стать адаптацией) на пулицероносных газетных публикациях о преступлениях в порту
- Второй режиссерский «Оскар» при пяти номинациях Элиа Казана; а еще у него был «почетный Оскар», полученный за 4 года до смерти, в 1999 году
- В те времена тоже были актеры, которые приходили в большое кино с телевидения; Ева Мари Сэйнт получила свою статуэтку проделав именно такой путь
- Неизвестно, о многом ли вам расскажет название топа «AFI's 100 YEARS...100 MOVIES» (эх, еще одни конкуренты топам «25 кадра»), но у фильма Казана там восьмое место
- Для массовки фильма привлекалось множество настоящих портовых грузчиков из Нью-Джерси; это как, если бы Джексон реальных хоббитов и эльфов где-то себе для съемок раздобыл… ну, почти то же самое


12
Моя прекрасная леди
(My Fair Lady)


Год: 1964
Режиссер: Джордж Кьюкор
Жанр: мелодрама, драма, мюзикл
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Оператор, Художник, Костюмы, Звук, Музыкальная адаптация

Многократно экранизируемый «Пигмалион» Бернарда Шоу в самой своей яркой и известной голливудской версии. Профессор-лингвист, будучи на эмоциональном подъеме, спорит, что сделает из уличной торговки светскую львицу. И сделал ведь, шельмец!

5 фактов:
- Рекс Харрисон на два года опередил внешне на него похожего, между прочим, Пола Скофилда, перенеся свою роль с бродвейских помостков в голливудские павильоны и получив затем «Оскара» за главную мужскую роль
- Одри Хепберн готовилась самостоятельно распевать в мюзикле, но злые продюсеры ей этого не позволили, и все песни главной героини дублировались некоей Марни Никсон
- Аналогичная участь постигла музыкально-песенное исполнение Джереми Бретта; его заменили более голосистым и возрастным дублером
- Фильм принес пятую номинацию Джорджу Кьюкору, которая наконец-то стала победной
- Как не удивительно (впрочем, это не так и странно, но больше уже писать в пятерке фактов не о чем), фраза из названия фильма не была произнесена где-либо в диалогах или словах песен; будем знать!


11
Кабаре
(Cabaret)


Год: 1972
Режиссер: Боб Фосси
Жанр: мелодрама, драма, мюзикл
Победные номинации: Женская роль, Мужская роль ВП, Режиссер, Оператор, Декорации, Монтаж, Звук, Музыкальная адаптация

Берлин тридцатых на заре становления национализма в Германии. Молодая певица Кабаре. Всемирно известный полу-мюзикл Боба Фосси. Мани, мани, мани; наци, наци, наци.

5 фактов:
- Уникальность «Кабаре» в его 10 номинациях и 8 победах, среди которых нет премий «за лучший фильм» и «за лучший сценарий»
- В самой главной номинации фильм уступил «Крестному отцу» (всего 3 премии при 11 номинациях); очевидно, не обошлось без участия мафии
- В 2003 году Смитсоновский Институт выбрал этот фильм в числе восьми, которые он сохранит для будущих поколений
- Лайза Миннелли во время съемок во всю (при продвижении прически и грима для своей героини) пользовалась советами собственного отца – известного постановщика мюзиклов Винсента Миннелли
- Получившая «Оскара» Лайза стала первой, чьи родители (Джуди Гарлэнд и Винсент Миннелли) также были лауреатами Киноакадемии


10
Ганди
(Gandhi)


Год: 1982
Режиссер: Ричард Аттенборо
Жанр: драма, биография, история
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Оригинальный сценарий, Оператор, Декорации, Костюмы, Монтаж

Фильм, снятый ученым-динозавроведом из «Парка Юрского периода» Ричардом Аттенборо, в котором свою самую лучшую роль, это было за 20 лет до всяких «Бладрейнов» и «Грянувших громов», исполнил Сэр Бен Кингсли. Байопик про любому бывшему школьнику известного индийца. Рождение, жизнь, смерть. Трехчасовой хронометраж, сильные актерские партии, эпический размах – все как полагается.

5 фактов:
- С маленькими оговорками этот фильм можно назвать дебютом Бена Кингсли
в большом кино; и проснулся он знаменитым…
- За фильмом числится рекорд Гиннесса, заявляющий про «самые массовые съемки в истории кино»: сцену похорон Махатмы Ганди посетили 300 000 (на 2/3 добровольных) статистов
- Но самому Гиннессу (актеру по имени Алек) роль Ганди не досталась, как и Энтони Хопкинсу; и чего они хотели без ярко выраженных индийских корней – одному Будде известно
- Забавная случайность, что во время путешествия в Лондон сыгранный Кингсли Ганди останавливался в отеле «Кингсли холл»
- Ну и еще одна байка гласит, что Кингсли так был похож на Ганди, что во время съемок многие туземцы думали, что первый – призрак последнего


9
Амадей
(Amadeus)


Год: 1984
Режиссер: Милош Форман
Жанр: драма, музыка
Победные номинации: Фильм, Мужская роль, Режиссер, Адаптированный сценарий, Декорации, Костюмы, Звук, Грим

Второй большой фильм Формана рассказывает о Моцарте, его завистливом знакомце Сальери и обо всем этом реквиеме по гению, поселившемуся не в самом подходящем человеческом сосуде.

5 фактов:
- Один из редких случаев, когда получивший «Главного Оскара» фильм стал и «Лучшим фильмом на иностранном языке» на церемонии вручения наград «Сезар»
- Говорят, на роль Моцарта метил Мэл Гибсон; вот была бы потеха!
- В основном фильм снимался на натуре, в том числе в очень подходящей из-за отсутствия всяких современных спутниковых антенн коммунистической Праге
- Том Халс для вживания в роль по четыре часа в день тренировался играть на фортепиано; Гибсон, отчего-то думается, не выдержал бы таких нагрузок
- «Амадей» (как и «Звуки музыки», «Моя прекрасная леди», «Человек на все времена» - см. выше в нашем топе) стал фильмом, получившим «Главного Оскара» и, вместе с тем, чья бродвейская первооснова награждалась театральной премией «Тони»


8
Миллионер из трущоб
(Slumdog Millionaire)


Год: 2008
Режиссер: Дэнни Бойл
Жанр: мелодрама, драма, криминал
Победные номинации: Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Звук, Песня, Саундтрек

Через истории про наркоманов, живых мертвецов и космонавтов Бойл эволюционировал до восьмикратно оскароносной постановки, которая, по сути, представляет собой самую что ни на есть обыкновенную модерн-сказку, но разыгрываемую в подходящих декорациях, обернутую в актуальную проблематику и показываемую на очень высоком техническом уровне.

5 фактов:
- У фильма 10 номинаций, но премий он мог получить максимум 9; так бывает, когда в одной номинации картина «выставляет» сразу двух (а бывало, что и трех) представителей; в нашем случае за победу боролись сразу две песни из фильма
- Мировые сборы фильма в 25 раз превысили исходный бюджет (фактор «фильма года» сыграл в этом не последнюю роль)
- Получивший «Оскара» за режиссуру Бойл в титрах киносайтов делит свою должность с индийским ко-режиссером Лавлином Танданом, но последнему никаких таких особых наград (типа «Лучший «Робин» среди режиссеров»), насколько нам известно, не вручалось
- Вообще фильм британский, но исторически сложилось, что это не мешает подобным картинам получать «Оскара» в основных номинациях и даже признаваться Фильмом Года
- Более того, в нем много и охотно говорят на хинди (20% диалогов «Миллионера» на этом языке)



7 МЕСТО
Жижи
(Gigi)


Год: 1958
Режиссер: Винсенте Миннелли
Жанр: комедия, мелодрама, мюзикл
Победные номинации (9 из 9): Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Декорации, Костюмы, Песня, Саундтрек

И снова здравствуйте! Очередной мюзикл и опять в режиссерах трижды ранее упоминавшийся в нашем топе господин Миннелли.
Эта история имела место быть в городе Париже, что во Франции. (Натурные съемки, кстати, там и производились.) Молодую обладательницу шила в одном месте готовят к выходу в Свет. Обучают манерам настоящей кокетки (цель, как всегда, одна – удачное замужество), но против настоящей любви не попрешь. Все сделано по традиционным жанровым шаблонам, но вместе с тем так воздушно и ненавязчиво подается (музыкальная составляющая тут ограничивается лишь песнями, практически без всяких дрыганий ногами и другими частями тела), что остается лишь вслед за киноакадемиками образца 1959 года поддаться обаянию этой ленты.


Кое-что еще:
Среди 59 фильмов нашего топа всего пять, грубо говоря, романтических комедий: «Жижи» (9 наград), «Влюбленный шекспир» (7), «Язык нежности» (5), «Квартира» (5), «Это случилось однажды ночью» (5). При этом две картины – своеобразные рекордсмены: «Жижи» показала 100% КПД, а, как мы уже знаем, «Это случилось…» стал первым фильмом (всего их три), получившим 5 «Главных Оскаров» (кстати, тоже показав 100% результат – 5 из 5).



6 МЕСТО
Последний император
(The Last Emperor)


Год: 1987
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Жанр: драма, биография, история
Победные номинации (9 из 9): Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Оператор, Монтаж, Декорации, Костюмы, Звук, Саундтрек

Совершенно разные по содержанию фильмы (исторический байопик «Последний император» и занимающий предыдущую позицию в топе мюзикл «Жижи») получили свои награды практически в идентичных номинациях. Бывает и такое.
Фильм Бертолуччи - жутко красивая и никуда не спешащая (конечно, не так сильно как его же «Двадцатый век» с вдвое большим хронометражем) картина, рассказывающая об императоре юных лет и о его заточении в Запретном городе. Фильм про Китай начала 20-го века получает горсть кинематографических наград в Америке ближе к концу завершения этого самого столетия. Глобализация!


Кое-что еще:
Вообще, в гонке за «Оскарами» участвуют в основном фильмы производства США, а также фильмы совместного (американо какого-то) производства. Но есть исключения из правил. Бывает даже, что фильм на иностранном языке претендует на основные награды наряду с голливудскими опусами. В нашем топе есть шесть фильмов, формально созданных без участия американских студий: «Последний император» (9 наград), «Миллионер из трущоб» (8), «Ганди» (8), «Лоуренс Аравийский» (7), «Человек на все времена» (6), «Оливер!» (5). Но везде говорят на английском, пусть и с британским акцентом.



5 МЕСТО
Английский пациент
(The English Patient)


Год: 1996
Режиссер: Энтони Мингелла
Жанр: мелодрама, драма, военный
Победные номинации (9 из 12): Фильм, Женская роль ВП, Режиссер, Оператор, Монтаж, Декорации, Костюмы, Звук, Саундтрек

В 96 году ныне уже ушедший от нас Мингелла прыгнул выше головы, срежессировав свой самый Большой и самый Главный фильм. Удачная адаптация романа Майкла Ондаатже (правда, награды Академии на удивление не заслужившая) переносит зрителя в годы Второй мировой войны. Трагедии, африканские (точнее, пустяня-сахарские) страсти – всего в достатке. Несколько сюжетных линий, закольцованное повествование. Кроме того, сильные актерские работы и высокий технический уровень постановки – многое отмечено наградами «Оскар».

Кое-что еще:
В Американской киноакадемии, как известно, очень любят военные драмы. Будь они про Вторую мировую или про войны давно минувших дней («Храброе сердце», «Унесенные ветром»), выпущены ли они по горячим следам (а то и в разгар этих самых войн, как «Миссис Минивер») или уже сильно позже. В нашем топе таких фильмов аж 16 штук. Все названия перечислять не будем, но с наибольшим числом наград возглавляет список как раз «Анлглийский пациент».



4 МЕСТО
Вестсайдская история
(West Side Story)


Год: 1961
Режиссер: Джером Роббинс, Роберт Уайз
Жанр: мелодрама, драма, мюзикл
Победные номинации (10 из 11): Фильм, Женская роль ВП, Мужская роль ВП, Режиссер, Оператор, Монтаж, Художник, Костюмы, Звук, Саундтрек

Фильм знаменателен двойным «Оскаром» за режиссуру, а также промахом в единственной номинации, коей оказалась награда за лучший адаптированный сценарий. Немного недоадаптировал коллектив сценаристов Шекспира и его «Ромео и Джульетту». Зато песни и пляски на улицах Манхэттена создателям удались на славу. Урожай «Оскаров» и культовый статус фильма.

Кое-что еще:
Всего в нашем топе 10 мюзиклов – любят Академики и этот жанр. А зрители – не очень. В нашей редакции – тоже не очень, а поэтому перечислять все десять названий мы не будем. Поиск по слову «мюзикл» быстро поможет отыскать оные в данном списке. Но лучший из них – находящийся на 4-ом месте, единственный, на сегодняшний день, получивший круглое число (10) «Оскаров», фильм «Вестсайдская история».



3 МЕСТО
Бен-Гур
(Ben-Hur)


Год: 1959
Режиссер: Уильям Уайлер
Жанр: боевик, мелодрама, драма
Победные номинации (11 из 12): Фильм, Мужская роль, Мужская роль ВП, Режиссер, Оператор, Монтаж, Художник, Костюмы, Звук, Спецэффекты, Саундтрек

Как и в предыдущем случае, фильму недодали «Оскара» за адаптированный сценарий. Зато по всем остальным показателям не обделили. Очень даже не зря. Трех с половиной часовое эпическое кинополотно, в котором заглавный герой проходит через галеры, гонки на колесницах и риск заражения проказой, попутно встречаясь с самим сыном Божьим.

Кое-что еще:
Не секрет, что фигура режиссера – половина дела в успехе фильма. В нашем топе, и это уже мимоходом отмечалось, есть несколько фильмов, поставленных одним и тем же человеком. Вот они – режиссеры-оскароносцы: по два фильма у Стивена Спилберга, Фреда Циннемана, Милоша Формана; по три фильма у Дэвида Лина, Уильяма Уайлера и Винсента Миннелли. «Золотые болванчики» к ним прямо-таки липнут!



2 МЕСТО
Титаник
(Titanic)


Год: 1997
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Жанр: мелодрама, драма
Победные номинации (11 из 14): Фильм, Режиссер, Оператор, Декорации, Костюмы, Звук, Монтаж, Монтаж звука, Спецэффекты, Песня, Саундтрек

«Титаник» не получил награды за женские роли (главную и второстепенную) и грим. Но у него (после фильма «Все о Еве») снова рекорд по количеству номинаций. В 2009 Кэмерон не сумел даже приблизиться к повторению своего мега-успеха, но в 1997 он был Королем Мира. Стоит ли рассказывать, о чем этот фильм? Кто-то считает «Титаник» величайшей кинодрамой на Земле, а кто-то относится нему как герой Керри из «Брюса всемогущего», который спрашивал попавшую под горячую руку седую бабульку на пароме: «Зачем же ты выкинула ожерелье, карга старая?»

Кое-что еще:
На просторах Сети легко можно найти различные списки так называемых «самых переоцененных фильмов, получавших премию «Оскар» в главной номинации». Мы пойдем другим путем. Есть такой небезызвестный западный киносайт – Imdb.com, зрительские оценки к фильмам на котором могут иногда отражать вполне реальную картину отношения людей к тому или иному кинопроизведению. Возьмем за нижнюю границу оценку в 7.5/10 на Imdb и предадим огласке названия тех фильмов нашего топа, зрительское отношение к которым можно охарактеризовать как «сдержанное в среднем по палате». «Идти своим путем» (7.5), «Влюбленный Шекспир» (7.4), «Король и я» (7.4), «Титаник» (7.3), «Английский пациент» (7.3), «Язык нежности» (7.3), «Американец в Париже» (7.3), «Чикаго» (7.2), «Уилсон» (7.2), «Из Африки» (7.0), «Жижи» (6.9), «Вокруг света за 80 дней» (6.8). Все данные – на момент публикации.



1 МЕСТО
Властелин колец: Возвращение Короля
(The Lord of the Rings: The Return of the King)


Год: 2003
Режиссер: Питер Джексон
Жанр: боевик, фэнтези, приключения
Победные номинации (11 из 11): Фильм, Режиссер, Адаптированный сценарий, Декорации, Костюмы, Звук, Монтаж, Спецэффекты, Грим, Песня, Саундтрек

Откуда ни посмотри – фильм уникален. Начиная с его жанровой нетипичности для получения «Оскаров», продолжая урожаем наград со стопроцентным КПД (словно в тот раз голосовали одни лишь толкиенисты) и заканчивая первым местом в нашем топе. Фродо наконец-то донес свое ювелирное украшение до места назначения, выполнил задуманное и вернулся в родные пенаты. Но сопровождались эти его приключения совершенно грандиозным и сладострастным для сердец всех поклонников Трилогии действом, в заключительной части достигшим такого размашистого апогея, что под натиском Джексона и Ко пал не только Мордор, но и Американская киноакадемия.

Кое-что еще:
На десерт мы расскажем о рекордсменах (в том числе с приставкой анти-) по номинациям на премию «Оскар». Всего за историю вручения наград фильмов, у которых было 10 и более (точнее от 10 до 14 включительно) номинаций, насчитывается 76 штук. Про два фильма с 14 претензиями мы уже говорили: «Титаник» и «Все о Еве». По 13 номинаций было у таких фильмов как: «Загадочная история Бенджамина Баттона» (3 победы), «Чикаго» (6), «Властелин колец: Братство Кольца» (4), «Влюбленный шекспир» (7), «Форрест Гамп» (6), «Кто боится Вирджинии Вульф» (5), «Мэри Поппинс» (5), «Отныне и во веки веков» (8), «Унесенные ветром» (8). Ну а самыми неудачливыми картинами (к рассмотрению берется разница в 9 и более недополученных наград) стали: «Банды Нью-Йорка» (0 побед при 10 номинациях), «Цветы лиловые полей» (0 из 11), «Поездка в Индию» (2 из 11), «Тутси» (1 из 10), «Красные» (3 и 12), «Поворотный пункт» (0 из 11), «Китайски квартал» (1 из 11), «Аэропорт» (1 из 10), «Тысяча дней Анны» (1 из 10), «Бекет» (1 из 12), «Нюрнбергский процесс» (2 из 11), «Гигант» (1 из 10), «Джонни Белинда» (1 из 12), «Гордость Янки» (1 из 11), «Сержант Йорк» (2 из 11), «Ребекка» (2 из 11), «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1 из 11). Какие-то из них на слуху, но есть и совсем уже затерявшиеся в годах. Отсюда вывод: как бы мы неоднозначно не относились к премиям Американской киноакадемии «Оскар», от решений этих самых академиков напрямую зависят такие показатели, как долговечность памяти и количество людей, обращающих на фильм свое внимание. Наличие или отсутствие у фильма наград Киноакадемии – это, конечно, не самая главная характеристика на свете, но внимания оскароносным фильмам (и наш кинотоп – лишнее тому подтверждение) всегда будет оказываться чуточку больше.

Игорь Снегирев

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
1. Сергей Сысойкин 10.03.2010 13:37
Молодец Игореха, давай дальше. Все равно эти фильмы не смотреть мне, так хоть почитать)
2. Игорь Талалаев 10.03.2010 19:40
Эти фильмы почти никто не посмотрит, да)
3. Игорь Снегирев 10.03.2010 22:22
Тоже мне, киноманы плюшевые!
Я вот один из пяти (номер 59) смотрел и остальным советую.
А продолжение скоро будет... и блоком сразу фильмов эдак в девятнадцать.
4. Сергей Сысойкин 10.03.2010 23:20
Капра крут конечно, один Мышьяк чего стоит)
5. Наталия Шмелева 11.03.2010 10:19
Чтобы нам всем было интересно, как развивалась эта оскороносная рутина и как минялись академические приоритеты, может стоит о каждом просмотренном фильме минирецению на скромный абзац? Или хотя бы отзыв, за что фильм получил оскар? так пройтись по всем оскороносным годам, и через год мы напишем оскроносный сценарий, зная, что американские киноакадемики воспримут сценарий и фильм(если повезет снять (лучше короткометражку))на превосходно. На сайте откроем рубрику "как снять оскороносный фильм". Лучшего пиара для сайта не придумаешь)))

А если без шуток, то идея очень занимательная, актуальная, но и чертовски трудоемкая! Флаг Вам в руки!!
6. Игорь Снегирев 12.03.2010 08:47
Как обещалось, список дополнен еще 19 картинами, получившими ровно пять (ни статуэткой больше, ни статуэткой меньше) "Оскаров".
Продолжение будет!..
7. Наталия Шмелева 12.03.2010 09:32
В этом перечне "Доктор Живаго" радует глаз!!!

Вообще, очень дельный кинотоп получился!!! Из этого может вырасти блестящий материал в журнал на тему "золотого кино"!!!
8. Игорь Снегирев 15.03.2010 12:03
UPD: добавлены фильмы, получившие по 6 "Оскаров"; но хорошего по-понемножку...

Продолжение будет!
9. Сергей Сысойкин 15.03.2010 22:05
Да, поддерживаю Наталью, из этого потом точно надо создать статью для журнала - раскопки впечатляют)
10. Игорь Талалаев 07.04.2010 12:09
Давайте сначала дождемся окончания. Чем дальше, тем любопытственнее. Уже начались описания с тремя фактами, зер гуд.
11. Игорь Снегирев 09.04.2010 04:03
Вот, в общем-то, и все. Кто долго и нетерпеливо ждал - может танцевать какую-нибудь радостную джыгу-дрыгу. Остальные же - просто почитают. Возможно, узнают для себя что-то жизненно важное
12. Стас Селицкий 09.04.2010 05:30
Дружно благодарим Игоря - чем больше благодарностей - тем лучше
13. Игорь Талалаев 09.04.2010 20:55
Господи. Зарезервирую неделю и прочту все махом. Сильная работа!
14. Тарас Сасс 17.04.2010 21:36
Игорь, ты маньяк!
15. Alex Fuchka 24.09.2010 23:51
Большое спасибо за материал!
Создается впечатление, что в последнее время Академия уже просто нагло и бесцеремонно (если так можно выразиться о самой гламурной и распиаренной церемонии) отдает награды не лучшим фильмам и работам деятелей киноискусства, а тем, кто идет на поводу американских властей и им угодным группам. Политкорректность и непререкаемое величие американской нации - альфа и омега в вопросе выбора "лучших". ""Повелители бурь"" и ""Сокровища"", боюсь, и дальше будут получать призы, а гораздо более интересные фильмы пройдут незамеченными.
16. Тарас Сасс 15.03.2011 16:24
Игорь, список наибольших прокатов можно дополнить Железной хваткой, тоже 0 из 10
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 31 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2017. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio