ГОГОЛЬ. СТРАШНАЯ МЕСТЬ
2018, Россия, 106 мин.
Жанр: детектив, приключения, триллер
Режиссёр: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Артем Сучков, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Ян Цапник
Интересно, как бы отреагировал сам Гоголь, окажись он в наше время и увидь воочию сериал Егора Баранова? Хватил бы его удар или бы пришлась по душе такая вольная трактовка своего бытия? Как бы там ни было, а то, что проект Александра Цекало и ТВ3 популяризировал бессмертную классику – факт, не подлежащий обсуждению.
За судьбой «Гоголя» на отечественном кинорынке вообще интересно и волнительно наблюдать. Первый фильм был этакой тёмной лошадкой, очевидной поделкой на мотивы «Сонной лощины» с исконно славянским колоритом и нешуточной кровожадностью. И на удивление, кажется, даже самих создателей сериала, история «выстрелила», сарафанное радио заработало и продолжение «Вий» ждали с ещё большим оптимизмом. И когда капризный зритель увидел не провисающее от серии к серии качество продукта, любопытную интригу, хороший сеттинг и старательный актёрский состав, успех не заставил себя долго ждать. Для телепроекта, выпущенного в кинотеатры лишь в качестве дополнительного заработка, это уже огромный прогресс.
«Страшная месть» призвана стать финалом сезона и логическим завершением сюжета о мистическом Всаднике, убивающем девушек села Диканька. Николай Васильевич (Александр Петров) вроде бы погиб после столкновения с Вием, Всадник забрал почти все необходимые ему жертвы и вот-вот грянет страшная развязка. Кто скрывается за личиной Всадника? Можно ли его остановить? Какие тёмные силы так интересуются Гоголем? Вопросов было задано много, и необходимые ответы мы получим, но не все, а лишь те, что нужны для завершения сюжета первого сезона. Ещё больше вопросов останется без ответа, ведь они ведут уже ко второму сезону и расширяют границы придуманной киновселенной.
Многие уже называют «Гоголя» первой отечественной супергеройской франшизой. Только вместо людей со сверхспособностями в трико – классики русской литературы. Да, снова не сильно оригинальная попытка выехать на теме «Лиги выдающихся джентльменов» или «Пяти кулаках науки». Но, будем честны, у студии Цекало получилось сделать по-настоящему интересный и цепляющий попкультурный капустник, этакий цирковой балаган, в котором намешаны десятки разных взаимодействующих мотивов. Во время просмотра иногда хочется ударить себя в лицо, но быстро, чтобы не пропустить ни мгновения, происходящего на экране и с поистине детским восторгом следить за тем, как Пушкин и Лермонтов кромсают шпагами демонов на улицах Санкт-Петербурга. «Надругательство над классикой», скажет кто-то. «Постмодернисткий абсурд», скажет другой. А мы скажем лишь, что на отечественном ТВ давно не было такого уморительного до мурашек аттракциона, поставленного с таким вкусом и любовью к деталям.
Актёрский состав вновь на высоте. Всю любовь зрителя снова завоёвывает Олег Меньшиков, в качестве Якова Гуро, предстающего в неожиданном и довольно спорном амплуа. Саша Петров демонстрирует стабильную хорошую игру припадочного Гоголя, колеблющегося на грани помешательства от всего, что с ним происходит. Неожиданно хорош Евгений Стычкин в роли Бинха, которого в финале раскрыли с неожиданной стороны. Прекрасны девушки – Таисия Вилкова и Юлия Франц. Хочется верить, что второй сезон не уступит первому.
А то, что второй сезон будет, сомневаться не приходится. Уже начались съёмки и нам обещают три новые истории, действие которых, судя по финалу первого сезона, станет разворачиваться в Санкт-Петербурге. А это значит, что мы ждём новых интересных локаций и новых приключений российских классиков.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 30 августа