ПРОФЕССИОНАЛ (SIBERIA)
2018, США, 104 мин.
Жанр: триллер, мелодрама, криминал
Режиссёр: Мэттью М. Росс
В ролях: Киану Ривз, Борис Гулярин, Эшли Ст. Джордж, Эллиот Лазар, Вероника Феррес, Павел Лычников, Владимир Шкляр
В то время, как сотни и сотни фанатов ожидают на экраны выхода «Джона Уика 3», голливудские продюсеры, видимо, решили убить двух зайцев сразу: и поклонников Киану Ривза чем-то занять, и на актуальной теме сыграть. Итогом стал «Профессионал», он же «Сибирь» – очередной фильм, вышедший на волне популярности проектов о пресловутых «злых русских», не такой карикатурный, как «Красный воробей», но до демонстрации наших объективных реалий тут всё равно далеко. И всё бы ничего, и безобразную лубочную Россию простить можно, ведь фильм, очевидно, снимался не для русских, а для мирового проката. А вот что простить нельзя, так это то, что «Профессионал», завязанный на темах контрабанды алмазов, международных интриг, предательств и своего рода запретной любви, выглядел бы лучше, если бы вышеперечисленные элементы просто отбросили. А это, в свою очередь, сделать нельзя, потому что «Профессионал»... из них состоит! Структура мрачного романтизма (как в «Американце» Антона Корбейна), по задумке режиссёра построенная на поразительном сходстве физического насилия с сексуальным возбуждением, быстро уступает место океану бесформенности, во время дрейфования по которому то и дело встречаются островки из клише и из непреднамеренно забавных представлений русского быта американцами.
Киану Ривз всегда был хорошим актёром с широким драматическим диапазоном. В какой-то степени его образ тихого, очень приватного человека помешал ему перевоплотиться в Лукаса, протагониста «Профессионала». Для такого актёра как Ривз в этом туманном персонаже мало конкретики: у него есть жена; видимо, военное прошлое; какой-то опыт шпионской деятельности; ну, и он знает русский язык. Герой прилетает в Россию, чтобы встретиться с партнёром, а затем продать партию синих бриллиантов местному криминальному авторитету. Партнёр с бриллиантами, однако, куда-то пропал, так что Лукас выторговывает у братков пару дней и отправляется в городок где-то в сибирской глуши. Вы хотите Раши? Их есть у нас! Городок Мирный, существующий лишь в воображении голливудских продюсеров, представляет собой мечту князя Потёмкина: забегаловка в стиле дайнера в деревне, отмороженный цинизм местных алкоголиков и, естественно, красотка Катя, олицетворяющая грубую русскую женственность прямиком из воспаленных голов сценаристов.
Если бы не клюквенный сок этого сибирского «Твин Пикса» (действительно, это место сюрреалистичное даже для тех, кто о культуре России не особо знает), то вообще концепт об американском дельце, влюбляющемся в простушку из русской глубинки мог бы сработать, особенно если бы это не подавали в формате телесериалов нашего отечественного федерального телевидения. Поскольку всё осложняется браком Лукаса, пусть его жена и витает где-то на задворках сценария, и необходимостью доказывать свою мужественность суровым сибирском мачо, то основа для сюжета по крайней мере имела потенциал. Однако этому уделено преступно мало времени. Большая часть сюжета посвящена траффику алмазов, что выглядит немного банально. В то время как сибирские сцены хотя бы бросают вызов ожиданиям, в остальном же «Профессионал» состоит из свиданий с агентом ФСБ, тусовок с русскими братками, сложных взаимоотношений мафии и даже сексуальной эксплуатации. Последнее особенно печально: кажется, что эти сцены добавили ради усиления страсти, а на деле они лишь подрывают симпатию к персонажам.
Когда криминальный сюжет усиливается в третьем акте, то и «Профессионал» резко меняет тон. Без шуток, но лента внезапно меняет смысл: ближе к концу, судя по всему, фильм можно назвать историей о человеке, решившим уйти на пике возможностей, а не ждать грустного конца. Беда в том, что никто кроме Киану Ривза, этого не понимал. Даже когда в кульминационном моменте развитие сюжета берёт паузу, чтобы центральный герой истории всё обдумал, сценарий так сосредоточился на том, чтобы найти напряжение, что единственно возможная смысловая составляющая исчезает.
Медленный, не особо умный, и даже незрелый в деталях, этот триллер выглядит безусловно провальным, особенно если рассматривать через призму «загадочной русской души». Всё в «Профессионале» буквально тонет в серости, и в первую очередь из-за центральной идеи и смысловой составляющей – любовной линии Лукаса и Кати. Запретного в ней мало, поскольку жену Лукаса показывают, наверное, пару раз за весь фильм, а что до Кати… хабалка из забегаловки даже о лучшей жизни не мечтает; любовь к красавцу-американцу ударяет её на ровном месте, а свои чувства она демонстрирует откровенно странно. Как бы то ни было, что романтическая история, что поиск пропавших бриллиантов можно растянуть по тоскливому Петербургу, но, подобно попыткам героя подделать драгоценные камни, «Профессионал» в итоге остаётся деревянной непривлекательной имитацией.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 27 сентября