СЕРДЦЕ МИРА
2018, Россия, 120 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Наталия Мещанинова
В ролях: Степан Девонин, Яна Сексте, Дмитрий Поднозов, Витя Оводков
Наталия Мещанинова не слишком хорошо известна широкому зрителю. А ведь именно она была одним из режиссёров нашумевшего в своё время сериала «Школа», потрудилась над сценариями неожиданно выстрелившей «Аритмии» и всё ещё ожидающей своей премьеры в России, но уже отмеченной на нескольких международных кинофестивалях «Войны Анны». Новый фильм молодого постановщика «Сердце мира» – отличный шанс наконец получить признание публики.
Лента рассказывает о живущем на притравочной станции ветеринаре Егоре. За каждодневными заботами о животных мужчина всё больше отдаляется от людей. Даже хорошие отношения с хозяином лагеря и его дочерью не слишком меняют положение дел. Тяжёлое прошлое, в котором нашлось место семейной драме, и постоянные нападки гринписовцев лишь усугубляют положение – в один прекрасный момент Егор может не выдержать и клокочущий внутри него гнев с рыком вырвется наружу.
В работе над скриптом картины принял участие режиссёр «Аритмии» Борис Хлебников, а ещё одним соавтором текста стал Степан Девонин, исполнивший в «Сердце мира» главную роль. Родство двух постановок действительно чувствуется. Как и прошлогодний лауреат «Ники», творение Мещаниновой наполнено интересными метафорами, образами, ладно скроено и повествует о сложных вещах преимущественно простым языком. За подробным изложением быта в глубинке, за намечающейся романтической линией Егора с хозяйской дочерью, которую в ленте сыграла российско-латвийская актриса Яна Сексте, за противостоянием работников станции с «зелёными» прячется подлинная драма, имя которой – человек.
Главный герой истории до поры до времени остаётся для зрителя загадкой. Но чем дальше описывает обороты секундная стрелка, тем более очевидным становится, что основной противник Егора – он сам. Идея эта далеко не новая. Она не раз препарировалась известными поэтами и писателями (об этом исчерпывающе говорили в своё время и Гомер, и Достоевский), а современный кинематограф собаку съел на разнообразных историях о борющихся с самими собой персонажами. «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски, «Враг» Дени Вильнёва и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны в той или иной степени были посвящены борьбе протагонистов со своими демонами.
Но там, где Голливуд внятно и вполне доходчиво показывает внутренний конфликт посредством взаимодействия основных действующих лиц между собой, история об израненном и нелюдимом молодом ветеринаре петляет в лабиринте из причинно-следственных связей. Нагромождая одну сюжетную конструкцию на другую (по слухам, первоначально «Сердце мира» должно было стать фильмом про активистов «Гринписа»), сгущая краски и старательно вырисовывая суровую русскую действительность, в котором удивительным образом соединяются безысходная тоска и холодная, ничем не подкреплённая надежда, Мещанинова создаёт неровный, но крайне выразительный материал, оставляющий единственно верное послевкусие, наиболее точно выраженное Фёдором Тютчевым: «В Россию можно только верить».
Не знаем, что думают создатели полотна насчёт нашей страны, но в своих героев они верят однозначно и бесповоротно. Оттого и все сюжетные неровности отходят на второй план. Удачно вошедший в образ Девонин и солидный в роли сурового, но справедливого начальника Дмитрий Поднозов дают ленте мощный заряд энергии. Яркие актёры и их неоднозначные персонажи – центр выполненной в минорных тонах истории Мещаниновой. Однако картина была бы неполной, если бы не животные. Собаки, лисицы, олени и другие представители дикой природы не только склоняют «Сердце мира» в сторону сентиментальности, но и лучше помогают понять загадочную душу Егора.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 27 сентября