МИРА
2022, Россия, 116 мин.
Жанр: драма, фантастика, приключения
Режиссёр: Дмитрий Киселёв
В ролях: Вероника Устимова, Анатолий Белый, Александр Петров, Агния Воробьева, Евгений Егоров, Дарья Мороз, Максим Лагашкин
Российский кинобизнес наконец-то пришёл к осознанию, что бесконечными
«Ёлками» и военно-патриотическими лентами прихотливого зрителя в кинотеатры не заманишь, даже в условиях нулевой конкуренции с западной индустрией. Тем примечательнее, что режиссёр Дмитрий Киселёв имеет к тем самым
набившим оскомину «Ёлкам» самое прямое отношение – он срежиссировал больше половины фильмов франшизы, что, впрочем, не говорит о нём, как о плохом постановщике, скорее как о том, у кого высокий кредит доверия в Фонде кино. А ведь начинал Киселёв тоже громко – с
«Чёрной молнии», спродюсированной самим Бекмамбетовым, ставшей калькой с «Человека-паука» Сэма Рэйми, где вместо радиоактивного паука герою даёт силы летающее чудо советского автопрома. И здесь Киселёва, опять же, не упрекнуть в отсутствии профессиональных навыков, не смотря на дебют. «Молния» была неплохо срежиссирована, а её недостатки тянулись скорее от вторичности материала и веры продюсеров, что зритель не заметит подмены. Зритель заметил, но всё равно принёс летающей Волге свои кровные, а карьера Киселёва потихоньку пошла по нарастающей.
В перерыве между «Ёлками» талантливый постановщик умудрился снять отличное
«Время первых», которое и зрители, и критики высоко оценили. Успех космического байопика сподвиг наших кинодеятелей обратить свой взор к звёздам и начать разработку других примечательных фильмов о достижениях и трагедиях советской и российской космонавтики. И очередная картина Дмитрия Киселёва «Мира» – это прямой наследник не только его «Времени первых», но и просто талантливо снятое кино, дефицит которого наблюдается сегодня в кинопрокате.
События картины разворачиваются в недалёком будущем во Владивостоке, где живёт пятнадцатилетняя Лера Арабова, чей отец – борт-инженер на космической станции нового поколения «Мир-А». По официальным данным экипаж «Мир-А» проводит исследование поведения бабочек в невесомости, но на деле станция – высокотехнологическая установка, способная подключаться к любой электронике на планете и быть буквально вездесущим «богом из машины», о чём правительство нашей страны предпочитает не распространяться. Зато для Арабова «Мира» (так зовут искусственный интеллект станции) – единственная возможность присутствовать в жизни дочери, которая живёт вместе с отчимом. Отношения Валерия Арабова и Леры испортились после жуткой трагедии, в результате которой девочка пострадала, но сейчас у отца и дочери есть шанс всё наладить, ведь к Земле стремительно приближается метеоритный поток, который грозит тотальным разрушением всему Приморскому региону. Оказавшаяся в эпицентре катастрофы, Лера должна следовать указаниям отца, ставшего голосом в окружающих её девайсах, чтобы она и её близкие смогли выжить.
В кои-то веки российское кино хочется похвалить за оригинальность концепции. Совместить в одной истории фильм-катастрофу, научную фантастику и при этом не удариться в штампы – достижение, которое не всегда получается и в Голливуде. А здесь у нас крепкая семейная драма на фоне раздираемого метеоритным дождём Владивостока и умная техника, которая способна спасти жизни. При этом чудесная «Мира» – это не более чем сильно продвинутая «Алиса» от Яндекса, она способна поддерживать диалог с командой станции, ей подчиняются все внутренние системы и, при желании, она может выходить в сеть на Земле, чтобы взять под контроль то или иное умное устройство. Пожалуй, это самая реалистичная фантастическая технология, которая лет через десять станет вполне себе повсеместной. Тем увлекательнее наблюдать за тем, как «Мира» становится инструментом спасения в экстремальных условиях, когда метеоритный дождь лишь верхушка айсберга неприятностей для жителей Приморья.
Примечательной деталью «Миры» как фильма вообще является акцент на технологиях, которые выглядят чуть более фантастичными, но уже сегодня имеющими вполне реальные аналоги. Так, друг главной героини – Миша, сыгранный Евгением Егоровым, имеет протезированную руку, и это не просто примета недалёкого будущего, а важный для истории элемент, который несколько раз удачно обыгрывается в сюжете. Миша с бионическим протезом вовсе не выглядит кивком в сторону жанра киберпанк, да и зрителю на его травме поначалу не акцентируют внимание, но чем дальше, тем интереснее обыгрывается инвалидность героя в рамках заданных правил игры. В какой-то момент, травма фактически превращается в суперсилу, но даже у относительной неуязвимости есть предел, о чём картина Киселёва напоминает в драматическом третьем акте.
Возвращаясь же к вопросу технологий, нужно отметить, что их фантастичность условна. Бионические протезы и сегодня уже не редкость, как и умные радионяни с подключением к интернету или городская инфраструктура, подчиняющаяся единому серверу. «Мира» демонстрирует нам то не слишком отдалённое будущее, которое, очень может быть, ближе, чем нам кажется.
Несколько слов следует сказать о технической составляющей фильма и отдельной похвалой удостоить сцену с метеоритной бомбардировкой Владивостока. Хаос катастрофы видится зрителю глазами Леры и подана сцена как фактически десятиминутный единый дубль в непрекращающейся динамике. По факту, дублей, конечно, было много, и внимательный зритель заметит места монтажных склеек, но те замаскированы так, что кажется, будто мы наблюдаем одну непрерывно длящуюся беготню, в которой без остановки что-то взрывается, обрушается и падает. Эпизод великолепно снят и тут заметны старания целого коллектива умельцев – от оператора, выбирающего нестандартные ракурсы съёмки до звукорежиссёра, сводящего звук к минимум в местах, когда требуется продемонстрировать оглушение или контузию героев. Технически «Мира» выполнена на очень высоком уровне, и бюджет здесь виден буквально в каждом кадре.
Другим немаловажным достоинством становятся актёры. Роль Валерия Арабова исполнил Анатолий Белый, который своей харизмой украсил все сцены со своим участием, ну а молодая актриса Вероника Устимова с достоинством вытянула всю драматическую составляющую ленты и сделала это без нареканий, которые обычно бывают в силу возраста актёра. С погружением в персонажа у Устимовой всё в порядке. Более того, отлично справился со своей ролью даже Александр Петров (не тот, о котором вы подумали, а его девятилетний тёзка), хотя дети-актёры в отечественном кино очень редко выдают игру на уровне взрослых коллег. Но очаровательный Саша здесь само воплощение милоты и здравомыслия, о судьбе которого переживаешь не меньше, чем о судьбе рыжего кота-целителя героини Татьяны Догилевой.
«Мира» Дмитрия Киселёва – это образец нового российского кино, за которое не стыдно. В условиях кинематографического кризиса и отсутствия голливудских релизов хотелось бы верить, что наши кинотеатры наполнятся именно такими отечественными заместителями – умными, душевными, захватывающими и, самое главное, оригинальными.
Сергей Прудников
Премьера с 22 декабря