ОБЛЕПИХОВОЕ ЛЕТО
2018, Россия, 91 мин.
Жанр: биография, драма
Режиссёр: Виктор Алфёров
В ролях: Андрей Мерзликин, Сергей Каплунов, Анна Перелешина, Сергей Агафонов, Полина Чернышова
Александр Вампилов – персона для отечественных театра и литературы второй половины XX века знаковая. Драматург и писатель, автор пьес «Прощание в июне», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» до сих пор популярен у театральных постановщиков и кинорежиссёров. Его работы переведены на десятки языков мира, а в 2006 году вышел голливудский фильм «Старший сын», в основу которого легла одноимённое творение автора. Полнометражный байопик об известном прозаике был лишь вопросом времени. Снял его Виктор Алфёров – плодовитый театральный режиссёр, имеющий общие с Вампиловым бурятские корни. «Облепиховое лето» стало для него дебютом в полнометражном игровом кино.
Режиссёр концентрируется на сложностях героя с цензурой, взаимоотношениях с друзьями, семьёй и воспоминаниях о покойном отце. Действие перескакивает с одного события на другое, стараясь метафорически и аллегорически передать всю сложность жизненного пути Вампилова. Невооружённым глазом видна ограниченность бюджета киноленты. Но там, где талантливый художник, черпая вдохновение внутри себя, на коленке мастерит многоуровневое, задевающее самые тонкие струны души произведение, ремесленник изготавливает обычную поделку: метафоры бьют мимо цели, образы выглядят незаконченными или попросту топорными, проработка выдуманного мира – слабой и поверхностной. Кажется, Алфёров ближе ко второй категории, нежели чем к первой.
Атмосферно и сюжетно «Облепиховое лето» похоже на другой недавний фильм о невозможности творить – «Довлатова» Алексея Германа-младшего. Однако на фоне полотна создателя «Бумажного солдата» постановка Алфёрова выглядит натужной, претенциозной попыткой умного высказывания на злободневную тему. Сейчас, когда снова не дремлет цензура, здравствует пропаганда, а в социокультурном пространстве происходит подмена понятий, любое суждение, выраженное в виде искусства, вдвойне ценно, «Облепиховое лето» скатывается в череду банальностей и программных условностей. Личность главного героя обелена, создатели почти не видят в нём противоречий, в основном конструируя конфликт вокруг противостояния героя с системой. Самокопаниям писателя уделено чрезвычайно мало времени.
Актёры и особенно Андрей Мерзликин, который сыграл в фильме Вампилова, стараются изо всех сил – их не в чем упрекнуть. Но создаётся впечатление, что Алфёрова подводит недостаток опыта. Очевидно, постановщик хотел связать судьбу протагониста с судьбой его родителя, а также целого народа, для которого свобода долгие годы была синонимом несбыточной мечты. Это авторское намерение действительно чувствуется, но из-за не лучшей проработки мира замысел не реализуется в полной мере. Сценаристов картины можно покритиковать за небольшую сумбурность и незавершённость некоторых сюжетных линий и за не слишком органично вписанные в повествовательную канву строки драматурга, художников-постановщиков – за эклектику и пресность в костюмах и интерьерах.
С другой стороны, «Облепиховое лето» вполне заслуживает однократного просмотра. Особенно если вы являетесь поклонником писательского таланта Александра Вампилова. Это кино с чёткой авторской позицией, доброе, тихое и спокойное. Оно способно убаюкать своего зрителя, погрузив его в заманчивую, мечтательную сноведенческую реальность, где с выражением прочитанная поэтическая строка или объятия с дочерью могут заставить заплакать, а дружба, верность и любовь значат больше, чем любые деньги мира. Вопреки всем заветам психологов-философов, бессознательное в этой действительности – в этом «облепиховом лете» – оказывается не прячущимся на задворках человеческого «я» кровожадным монстром, а белокрылым прекрасным ангелом, готовым безвозмездно одарить мир своими любовью и заботой.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 15 ноября