РОБИН ГУД: НАЧАЛО (ROBIN HOOD)
2018, США, 116 мин.
Жанр: боевик, триллер, приключения
Режиссёр: Отто Батхёрст
В ролях: Тэрон Эджертон, Джейми Фокс, Бен Мендельсон, Ив Хьюсон, Джейми Дорнан, Тим Минчин, Пол Андерсон
Робину из Локсли определённо не на что жаловаться. Он достаточно богат, успешен в делах и в любви, у него есть друзья и впереди целая жизнь, полная приятных впечатлений. Но, как водится, сказка кончается сразу после получения повестки в армию. Отслужив четыре года, герой возвращается домой и обнаруживает, что любимая спит с другим, поместье конфисковано, а его самого объявили погибшим. И тут бы повеситься или спиться, но есть человек, способный удержать Робина от опрометчивых шагов. Оказывается, что мавр с непроизносимым именем, тот самый, которого наш герой встретил в песках Аравии, тот самый которому он отрубил руку, тот самый, который отстаивал свою веру, сражаясь с крестоносцами, решил покончить с контактными боями на местах и отплатить тем, кто развязал эту войну, другим способом – насильственно лишив их финансирования. Отдавать деньги богатых тем, кому они нужнее – что может быть проще. Жадный шериф Ноттингема больше не сможет наживаться на бедняках, простой люд, ютящийся в рудниках, наконец заживёт, как того заслуживает, сердце возлюбленной Мэриэн будет завоёвано вновь, а Ктототам ибн Чтототам (по прозвищу Джон) получит вожделенную месть. Дело за малым – научить Робина порхать как бабочка, жалить как пчела и не поддаваться до поры до времени юношескому романтизму.
С самого начала дебютная работа Отто Батхёрста радует отсутствием каких-либо претензий на что-то большее, чем просто приключенческий фильм. Обозначенная прямым текстом режиссёрская позиция в сочетании с титрами, недвусмысленно намекающими на откровенную пародийность происходящего, не позволяют воспринимать новую версию похождений Робин Гуда всерьёз. Действительно, достоверные факты – вещь утомительная и скучная, о легендах стоит забыть, можно просто наслаждаться новым героем и юмористическим переложением всем известной истории на современный лад. Гай Ричи в «Мече короля Артура» доказал, что средневековые декорации вполне могут сочетаться с современными интерпретациями, и Отто Батхёрст решает свою экранизацию в похожем ключе, попутно, кажется, иронизируя и над самим Ричи, и над модными нынче героическими блокбастерами, и над переходящими из фильма в фильм клише. Здесь слезоточивые воспоминания главного злодея, обряженного в гламурный серебристый плащик родом из девяностых, перемежаются со сценами нападения на экипажи в духе ограблений инкассаторских машин, в замке устраивают роскошные вечеринки с блэкджеком и дамами в меховых горжетках, а Робин Гуд обучается у Малыша Джона (с одобряемым толерантным обществом цветом кожи) искусству владения луком в духе героя нашумевшего в 2017 году индийского эпика «Легенда о Бахубали». Не последнюю роль играет и удачность каста основных персонажей с точным попаданием в амплуа. «Хороший мальчик» с потенциалом завзятого гопника Тэрон Эджертон, чОткий дерзкий нигга Джейми Фокс, алчный главгад Бен Мендельсон – на их фоне, увы, чужеродным элементом смотрится только Джейме Дорнан, который слишком, слишком старается, чтобы это было не заметно из зрительного зала.
Самоирония в частности и хорошее чувство юмора в принципе могли бы стать ключом к успеху «Робина Гуда» образца 2018 года, но Отто Батхёрсту чуть-чуть не хватило уверенности в себе, чтобы сделать нечто действительно отвязное, и самоконтроля, чтобы не пытаться объять необъятное. Его подсмеивание над современной модой на героическое кино с заделом для сиквелов периодически выглядит слишком осторожным и деликатным. А попытки зайти на поле политической сатиры, представляя крестовые походы подозрительно похожими на современную войну на Ближнем Востоке и вкладывая в уста шерифа Ноттингема и кардинала рассуждения о том, что страх – лучшее оружие Бога, и именно поэтому церковь придумала ад, диссонируют с выбранным жанром приключенческой ленты, разбивая вроде бы такую органичную картину на отдельные, не всегда связанные друг с другом, части.
Тем не менее, несмотря на временами излишнюю аккуратность, у режиссёра получилось создать чертовски симпатичный фильм, чьи недостатки скорее добавляют ему обаяния неловкости дебютанта, чем отвращают от себя. В конце концов, «Робин Гуд: Начало» не строит из себя дорогую куртизанку, пытаясь выманить из зрителя побольше денег, завлекая дорогими спецэффектами и льющимся через экран пафосом. Отто Батхёрст, хоть и порой слишком робко, лишь предлагает поразвлечься, посмотрев квинтэссенцию киномейнстрима XXI века, и посмеяться над собой, напомнив, что всё относительно новое – это всего-навсего успешно вытесненное из памяти старое. Или наоборот.
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 18 октября