ОДИН КОРОЛЬ — ОДНА ФРАНЦИЯ (UN PEUPLE ET SON ROI)
2018, Франция-Бельгия, 121 мин.
Жанр: исторический, драма
Режиссёр: Пьер Шоллер
В ролях: Гаспар Ульель, Луи Гаррель, Оливье Гурме, Адель Энель, Дени Лаван, Ноэми Львовски
Великая французская революция имеет для земляков Клода Моне, Эмиля Золя и Жанны Д’Арк такое же значение, какое для нас – Великая Отечественная Война. За долгие годы на родине кинематографа было выпущено огромное число фильмов, в центре сюжета которых находился государственный переворот конца восемнадцатого столетия. «Алый первоцвет» Харольда Янга, «Марсельеза» Жана Ренуара, «Шуаны» Анри Калефа, телевизионная шестичасовая «Французская революция» Ричарда Т. Хеффрона и Робера Энрико, «Прощай, моя королева» Бенуа Жако в той или иной степени рассказывали о революции в стране интернациональной культуры. Решил прикоснуться к священному и Пьер Шоллер – не слишком известный у нас французский постановщик, автор «Версаля» с безвременно ушедшим сыном Жерара Депардье Гийомом в главной роли.
Новая интерпретация кровавых записей на страницах истории не охватывает все значимые события революции. Она концентрируется на небольшой группе людей. Объектом внимания постановщика становятся крестьяне и представители различных политических партий страны: монтаньяры, жирондисты, якобинцы, фельяны, кордельеры. При помощи дискуссий в парламенте и тлеющих медленным тихим огоньком среди простого люда сомнений создаётся тревожная атмосфера надвигающихся перемен.
Невооружённым взглядом заметна поучительность повести Шоллера. Её максимы пространны, но скрупулёзны в деталях (народ в фильме – больше, чем просто народ). Режиссёр говорит о том, кем были казнители монархии и о том, кто такие французы сейчас. Форма волнует его меньше, чем содержание. Вместе с тем нельзя сказать, что картина визуально непривлекательна. Наоборот, жизнь и быт того времени продемонстрированы хоть и скупо, но с особым шармом и чистой по своей природе чарующей красотой.
Небольшой бюджет связал руки авторам постановки: вместо широкомасштабного воссоздания событий двухсотлетней давности кинематографисты рисуют сдержанные, но убедительные портреты личностей, стоявших у истоков революции, а также людей из народа, стремящихся «воскресить Закон, вернуть человеку его Права и утвердить Справедливость». Великолепный оратор Максимилиан Робеспьер в исполнении характерного актёра Луи Гарреля («Мечтатели», «Молодой Годар»), Людовик XVI – Лорана Лафитта («Багровые реки», «Развод по-французски»), простодушный Базиль и его возлюбленная Франсуаза, которыми соответственно стали Гаспар Ульель («Ганнибал: Восхождение», «Ева») и Адель Энель («Дьяволы», «После юга»), увлекают зрителя в свой макромир, где каждое слово – оружие, коим можно и ранить, и убить.
Работа Шоллера вызывает однозначные аллюзии на современные Францию и Европу. Политические распри здесь – не первопричина всеобщего раздора, но закономерное следствие разгорающихся в людских душах пожара. Пожар этот синонимичен террору и обману, за которыми, вне всякого сомнения, уже занимается рассвет новой эпохи. Однако будет ли она иной в сравнении с жизнью до неё? Принесёт ли долгожданные свободы? Вопросы риторические. «Один король – одна Франция» – фильм разговорный, но он не ставит перед собой задачи по их решению. Напротив, он запечатлевает сумрачный момент времени и показывает, что всякая революция забирает своих творцов вне зависимости от их происхождения, веры и взглядов на жизнь. После всех несчастий, после всех испытаний и треволнений остаётся одна надежда. Смутная и наивная надежда на лучшую жизнь и всеобщее счастье.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 6 декабря