АКВАМЕН (AQUAMAN)
2018, Австралия-США, 143 мин.
Жанр: фантастическая океанография
Режиссер: Джеймс Ван
В ролях: Джейсон Момоа, Эмбер Хёрд, Уиллем Дефо, Патрик Уилсон, Николь Кидман, Дольф Лундгрен
Рыба-карась – игра началась! В модных нынче 80-х чешуйчатая красотка из пучины морской повстречает добросердечного смотрителя маяка Тома Карри, они друг друга полюбят, и плодом запретной любви станет маленькое чудо по имени Артур. Как выяснится – красотку зовут Атланной, и она – не обычная блондиночка в хэллоуинском костюме с шутовским трезубцем в руках, а самая настоящая королева Атлантиды, которая, впрочем, отказалась от океанского жития ради своей новой семьи на суше. Но по законам жанра прошлое уже простёрло свои мерзкие щупальца, схватило Атланну за жабры и не готово отпустить. Тем временем маленькое чудо Артур вырастает в накачанную растатуированную и харизматичную детину, узнаёт о своём истинном предназначении и, на пару с дочерью одного из водяных королей – Мерой, берётся разыскать ловко спрятанный трезубец Атлана (первого повелителя Океанов), чтобы претендовать на трон и предотвратить надвигающуюся войну между подводным и наземным мирами.
Голливудский озорник Джеймс Ван, начав карьеру с трёхкопеечного, но сенсационного torture porn, уже не впервой доказывает, что горазд не только призраками пугать, но и пилить отменный и одновременно безумный guilty pleasure, многочисленные условности и схематичности которого не только можно, но даже нужно прощать. Так будет легче принять увиденное. «Аквамен» из ряда тех киноаттракционов, что, как и титульный герой, берут силой, а не умом: напористый драйв, яркие тона, клёвые костюмы, захватывающий экшн и абсолютное отсутствие смысловой нагрузки как результат полного отказа от какого-либо второго дна и пресловутой дисишной мрачности. Хотите мрачности – вы явно ошиблись адресом, ведь это становление одного из членов Лиги справедливости получилось ярким, забавным и по-хорошему ребячески-придурковатым. Да что там говорить: если персонажи Marvel в тяжкие минуты использовали приёмчики из «Чужого», то в «Аквамене» главный герой заимствует ходы из... «Пиноккио». Не книги – мультфильма
(а если нырнуть глубже, это уже библейский мотив Ионы, – прим. зануд. ред.)! Теперь понимаете, как настроенчески нужно относиться к ленте.
Однако же нет ничего постыдного в том, чтобы позволить себе насладиться эффектным зрелищем, коим чествует Джеймс Ван. Его легкомысленный подход позволяет судить об «Аквамене» как о лучшем развлекательном фильме расширенной вселенной DC, а культурно-мифологические отсылки и прямые цитаты лишь приятственно дополняют простую историю, почти сказку, не перетягивая одеяло на себя. Опять же, по законам жанра, Аквамен какое-то время будет инфантильно выкобениваться, доказывать, что он не избранный, что давно сменил любовь к пене морской на пену пивную, но этот сюжетный ход, весьма примитивный и давно надоевший, отнюдь не затянут; так же грамотно сбалансированы в фильме и прочие жанровые условности и клише. Действие разгоняется стремительно, лишая себя всего скучного, а погружение в недра океана, подводная красота, сражения, погони и саундтрек заставляют вспомнить о «Троне: Наследие», где форма оказалась гораздо важнее содержания. Атлантида здесь завораживает как минимум не меньше, чем Ваканда в «Чёрной пантере», а здешние разборки сводятся к тому, как гигантский краб раздаёт люлей «акульему торнадо». Стоит ли упоминать, что и второстепенные персонажи прекрасны; наблюдать за Николь Кидман, лопающей аквариумных рыбок – изумительное наслаждение, как и рыжеволосый Дольф Лундгрен в морском королевском одеянии.
А ещё блокбастер оказался в выигрышном положении во многом благодаря тому, что от «Аквамена», по большому счёту, никто ничего не ждал, а он взял, да и выстрелил, насколько это возможно. И в таком контексте очень хочется порадоваться за всю киновселенную, ведь медиафраншиза снова на плаву, и надежда на то, что из неё таки может получиться что-то стоящее, затеплилась вновь. Поэтому констатировать «рыба-акула – игра утонула» всё же рановато. Тем интереснее, что будет дальше.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 13 декабря