КРИД 2 (CREED II)
2018, США, 130 мин.
Жанр: спортивная драма
Режиссёр: Стивен Кейпл мл.
В ролях: Майкл Б. Джордан, Сильвестр Сталлоне, Тесса Томпсон, Дольф Лундгрен, Майло Вентимилья, Бриджит Нильсен
Более тридцати лет назад в квадриквеле «Рокки» непременные клиповые нарезки истязательных подготовок к бою всей жизни – а в спортивных драмах менее амбициозных состязаний не существует – наполняли кадр люто заснеженными пейзажами советской глухомани, колкой дров и рубкой сосны от артиста Сталлоне под пристальным вниманием КГБ и выдающейся мощью напичканного стероидами капитана армии и чемпиона СССР по боксу Ивана Драго. Повисший в воздухе политический контекст того холодного времени предполагал, что русский боец не может быть кем-то иным, кроме как исключительным злодеем без права на эмоциональность и хоть какие черты характера: классная, но строгая стрижка зелёного Дольфа Лундгрена лишь подчёркивала это. Наконец, клюквенная краснота антагониста и возгласы «я одержю побьеду для тебья» окончательно убеждали в полной фантасмагоричности того сюжета о мести на ринге.
Во втором же «Криде» старая история переписана на новый лад и по большому счёту может сойти за негласный ремейк ленты 85-го года. Только теперь взамен смерти одного Крида – рождение другого, восьмидесятнический культовый рок уступил место современному хип-хопу, а вместо изнурительных тренировок в русских снегах – изнурительные тренировки под палящим солнцем калифорнийской пустыни, как всегда через «не могу», на морально-волевых. При этом самая обескураживающая оттепель в кадре не имеет никакого отношения к климату, ведь в кульминации, несмотря на стальную волю, кое-кто таки совершит истинный поступок, может даже выдаст какую-никакую эмоцию, исключая тупую прямолинейность. К сожалению, это будет едва ли не единственная неожиданность, потому что «Крид 2» снят строго по учебнику, ему чертовски комфортно находиться в узких штанишках жанра и решительно боязно примерить что-то более оригинальное.
Итак, после неслыханного провала в поединке с Рокки Бальбоа на глазах у членов Политбюро ЦК КПСС и лично Михаила Горбачёва, Ваню Драго благополучно слили в безвестность. Жена Людмила давным-давно ушла, публика позабыла, тёзка Ургант не зовёт в гости в своё late night show (притворимся, что не видели выпуск 747 от 29.12.2016). Иван бросил колоть допинг и оказался в Киеве, чтобы спокойно воспитывать сына Виктора – ещё одного украинского боксёра, который не может похвастаться складными речами. За весь фильм у играющего Виктора румына Мунтяну пара бестолковых фраз и роль непобедимой мебели, в то время как характер персонажа Лундгрена на сей раз прописан куда интереснее. Однажды эти ребята бросят вызов действующему чемпиону мира, а им, естественно, окажется Адонис Крид, как настоящий сын своего отца, не желающий отказывать себе в удовольствии выйти на ринг с отпрыском убийцы Аполло Крида.
Далее любое кинокритическое зерно в адрес «Крида 2» будет выглядеть несколько нелепо, ведь сценаристы и новый для франшизы режиссёр Стивен Кейпл-младший бессовестно пошли по проторенной дороге, лишая возможности порассуждать о чём-либо, кроме предсказуемости и набора затёртых до дыр приёмов и твистов. В своей осторожности фильм схож с «Богемской рапсодией», покорившей зрителя вовсе не глубиной образов, а тем, что show must go on. Наблюдать за всеми этими гиперболизировано зрелищными боксёрскими поединками, преодолениями себя и семейными драмами по-прежнему любопытно, но не так, чтобы очень. Адонис Крид с ловкостью чёрной пантеры завоёвывает чемпионский титул, даже не вспотев, не говоря уже о знаменитом «гемотомном» гриме, а затем настойчиво проявляет папкину упёртость. Иван Драго никак не угомонится и всё норовит кого-то сломать (ай маст брейк ю, ага). Рокки Бальбоа самозабвенно несёт обаятельно-наивную чушь о неработающем фонаре возле дома и игнорировании филадельфийских властей этой проблемы. Занимательные мелочи, спору нет, но давайте лучше о прекрасном.
Когда в начале решающего боя рефери даёт указания голодным до побед мальцам, два динозавра Бальбоа и Драго глядят друг на друга так же угрожающе, как и тридцать с лишком лет назад – и это прекрасно. Когда в кадре появляется Бриджит Нильсен, чтобы отыграть в камео всё ту же холоднокровную расчётливую стерву – это прекрасно. Когда в очередной раз звучит «Gonna Fly Now» – это прекрасно. Наконец, когда вдохновляешь своим героем не одно поколение, с трепетом отыгрываешь каждую эмоцию и вкладываешь в образ всего себя – это прекрасно. Спасибо, Слай, за титанический труд и легендарного персонажа.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 10 января