ВЛАСТЬ (VICE)
2018, США, 132 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Адам МакКей
В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Лили Рэйб, Элисон Пилл, Тайлер Перри, Лиза Гэй Хэмилтон
Политика – дело грязное. Так говорят простые люди. Об этом рассказывают на спецкурсах в университетах. Соглашаются с этим и госслужащие. Кино, как любой другой вид искусства, не раз обращалось к этой щекотливой теме. Достаточно вспомнить «Великого диктатора» Чарли Чаплина, «Всю президентскую рать» Алана Дж. Пакулы, «Ганди» Ричарда Аттенборо, «Фроста против Никсона» Рона Ховарда. Решил высказаться на эту тему и Адам МакКей – актёр, продюсер, сценарист и режиссёр, выпускник знаменитого в Штатах театра импровизации Improv Olympic Theater.
Одна из самых интересных и противоречивых личностей на мировом политическом небосклоне последних лет – республиканец, бывший министр обороны США, вице-президент США в администрации Джорджа Буша-младшего Дик Чейни. Политика считают теневым лидером Америки тех лет, он оставил неоднозначный след в истории, в частности многие авторитетные исследователи сходятся на том, что именно он развязал войну в Ираке. Соглашается с этой точкой зрения в своей «Власти» Адам МакКей. Свой путь в большом кино американец начал в середине нулевых с комедийных постановок: «Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди», «Рики Бобби: Король дороги», «Сводные братья». Но признание среди интеллектуалов ему принесла «Игра на понижение» – серьёзное драматическое произведение об ипотечном финансовом кризисе 2007-2008 годов.
Название его нового кинофильма имеет двойное значение. С одной стороны, с английского языка «vice» имеет буквальный перевод – «вице-президент». С другой, с латыни оно означает «порок». Именно на противопоставлении несочетаемого играет в своей постановке МакКей. Авторская позиция размыта здесь мнением большинства, комедия соединена с драмой, поэзия – с прозой, красота жизни – с уродством смерти, сложные размышления – с обыкновенной глупостью, подающиеся мысли в лоб – с тонкими завуалированными метафорами.
Жонглируя кинематографическими оксюморонами, постановщик выстраивает классическую по своей схеме историю. Её события охватывают значительную часть жизни знаменитого госслужащего, но концентрируются на двух важных её частях: возвышение Чейни и его деятельность на посту вице-президента. Попадают в объектив камеры Грега Фрейзера («Лев», «Изгой-один: Звёздные войны. Истории») и родственники политика. Взаимоотношениям с женой Линн (Эми Адамс) и дочерьми Элизабет (Лили Рэйб) и Мэри (Элисон Пилл) уделено несколько минут повествования. Совсем ненадолго оказываются в центре зрительского внимания Кондолиза Райс (Лиза Гэй Хэмилтон), Колин Пауэлл (Тайлер Перри), Льюис Либби (Джастин Кирк) и Пол Вулфовиц (Эдди Марсан) – одни из главных политиков того времени. Важную роль имеет герой Стива Карелла. Актёр сыграл в фильме Дональда Рамсфелда – министра обороны США при Джеральде Форде и Джордже Уокере Буше, оказавшего значительное влияние на карьеру Чейни.
Но основное экранное время, конечно же, отдаётся главному герою. Известный своей приверженностью к системе Станиславского перевоплотившийся в вице-президента Кристиан Бэйл уже успел собрать восторженные отзывы в прессе и удивить публику сравнением протагониста с сатаной. Действительно, преображение британо-американца в опытного политика заслуживает самых лестных эпитетов. Он полностью перенял повадки, мимику, движения и манеру разговаривать своего прототипа. На экране актёр вместе со своим персонажем последовательно проходит путь от милого недотёпы, отчисленного из Йельского университета, до охваченного жаждой власти вершителя судеб, неформального лидера доминирующей в мире сверхдержавы.
Но «Власть» – не только глубокомысленное исследование закулисного мира политической элиты США, обличённое в форму художественного произведения. Это также и развлекательное кино, которое не боится показаться легкомысленным, не чурается неожиданных ходов и юмора. За шутки отдувается в основном один из самых недооценённых актёров современности, перевоплотившийся в Буша-младшего Сэм Рокуэлл. Несмотря на различия во внешности, его образ получается забавной и правдоподобной версией противоречивого правителя. Происходит это благодаря стараниям гримёров и самого актёра, который очень смешно и выразительно изображает сорок третьего президента Соединённых Штатов.
Байопик о Чейни старательно – и, скорее всего, неосознанно – цитирует Сенеку, Черчилля, Конфуция и Макиавелли. По касательной лента задевает темы коррупции, демократии и диктатуры, морально-этического выбора, толкования правовых норм и международных отношений. Картина открыто критикует спорные и аморальные поступки Чейни. Но делает она это лишь затем, чтобы после осуждений дать слово самому обвиняемому. И вице-президент говорит. Говорит, ломая четвёртую стену, обращаясь напрямую к зрителю. Таким образом, МакКей выказывает уважение своей стране и своему народу, своей конституции, своим правам и обязанностям.
В соответствии с основным законом США, режиссёр имеет право на критику государственного аппарата. Но тот же документ даёт возможность власть имущим высказаться в ответ. Именно этот, казалось бы, простой шаг МакКея наилучшим образом показывает, что его постановка – очередная демонстрация существующих в Штатах демократических свобод, не только отличный художественный фильм, но и блестящее доказательство многополярности мира, а также мнения о том, что политика – дело грязное. Жаль, что в нашей стране в настоящее время выход подобного фильма невозможен по определению.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 21 февраля