ВЛАСТЬ ПСА (THE POWER OF THE DOG)
2021, Новая Зеландия-Австралия, 126 мин.
Жанр: драма, вестерн, триллер
Режиссёр: Джейн Кэмпион
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кирстен Данст, Джесси Племонс, Коди Смит-Макфи, Женевьева Лемон, Томасин МакКензи, Кен Рэдли
МНЕНИЕ «ЗА»
Деконструкция жанров вестерна стала типичным явлением за последние годы. Это пытались сделать и братья Коэн («Баллада Бастера Скраггса») и Жак Одиар («Братья Систерс»), братья Зеллнер («Девица»), а большие студии даже пытались переносить его в космос вселенной «Звёздных войн» («Хан Соло: Звездные войны. Истории»). Но всё же наиболее радикальная из всех попыток переосмысления жанра получилось у Джейн Кэмпион в новой картине «Власть пса», радикальной не в плане сеттинга, а в построении истории, работы с типажами и жанрами.
В основу картины Кэмпион лёг одноимённый роман Томаса Сэвиджа, написанный в 1967 году. По сюжету один из двух братьев Джордж (Джесси Племонс), владельцев крупнейшего ранчо во всём штате Монтана, решает жениться на вдове (Кирстен Данст), с уже достаточно взрослым сыном (Коди Смит-Макфи). Второй же брат Фил (Бенедикт Кэмбербетч), типичнейший ковбой, который не моется, сдирает шкуры с животных, коллекционирует их и плетёт из них верёвки, выступает против этого брак, либо боясь потерять своего брат, либо испугавшись, что вдова вышла замуж за Джорджа, чтобы получить щедрое наследство, и Фил решает использовать сына вдовы, чтобы попытаться разрушить брак.
Даже на уровне сюжетной фабулы трудно сказать, что данный фильм является вестерном, если не брать в расчет сеттинг, это по-настоящему семейная драма, с перипетией сложных характеров, с тонкой «режиссурой мелочей», где все «чеховские ружья» выстреливают в нужный момент.
Кэмпион делит картину ровно на две части – первую тихую и мирную со спокойными длинными планами, такими же размеренными, как и жизнь главных героев, сменяют крупные мрачные, когда жизнь всех героев начинает рушиться и деградировать. Мы, словно вместе с персонажами картины, перемещаемся из величественных пейзажей Дикого Запада в тёмные плохо освещённые амбары, где мало места и воздуха. В этой связи, конечно же, стоит упомянуть оператора фильма Эри Вегнер, которая смогла отлично передать и состояния покоя, и состояния полного напряжения, буквально пройдя этот путь с «чудаковатой семейкой».
Режиссёр в картине не только до самого финала скрывает от нас истинные роли протагониста и антагониста, но и полностью меняет представление о маскулинном образе ковбоя. И здесь нельзя не сказать про действительно потрясающие актёрские перформансы, в первую очередь Бенедикта Кембербэтча, актёра, который на самом деле исполнил не так много ролей в фильмах, если не считать знаменитого английского сыщика и волшебного доктора из комиксовой киновселенной, в остальном же чаще всего он играл негодяев и не очень лицеприятных персонажей. Так и здесь его герой Фил по-настоящему физически отталкивает от себя, но в финале искренне вызывает жалость, и зритель осознает, что за своей грубостью он прячет тонкую душевную организацию.
Джейн Кэмпион смогла не только снять очередной вестерн, но и настоящую картину о моральном падении и о победе любви, о подавлении себя за грубой брутальностью и наоборот о скрытой жестокости в человеке. При этом на экране перед нами уже не брутальный ковбой, который может и жеребца приручить, и все мишени из винчестера выбить, а настоящий скрытый хищник, который может и в седле держится плохо, но уж очень искусно плетёт верёвки как из шкур, так и из человеческих судеб, настоящий охотник, настоящий пёс, стоящий на страже своей семьи.
Олег Мухаметдинов
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»
«Власть пса», рассказанная с должной скромностью, являет собой этакую межличностную пьесу на экране – довольно странный формат для вестерна. Тем не менее, этот элегический и медиативный проект – вестерн чистой воды, правда в формате драмы, да и действие происходит вовсе не на том самом Диком Западе, а в Монтане 1925 года. Мелодраматические оттенки и романтическая двойственность (с гомосексуальным оттенком, ох, шалуны) восходит к малоизвестному роману американского писателя Томаса Сэвиджа. Совсем другие геи-ковбои (хотя вопросы ориентации здесь являются скорее поводом для шуток) и обрамляющий их сюжет оставляют скорее кислое впечатление: во «Власти пса» что-то есть, но та самая изюминка скрыта за нагромождённым сюжетом – в попытках угнаться за социальной повесточкой авторы «Власти пса» перепрыгнули самих себя, создав с одной стороны зрелище глубокое, а с другой – поверхностное и скучное.
Итак, действие разворачивается в 20-е годы в сельской местности США. Джордж Бербанк и его суровый старший брат Фил управляют ранчо. Джордж – милый и скромный «толстячок» (так его постоянно обзывает брат), в то время как Фил изо всех сил пытается доказать свою мужественность. Тем не менее, два завидных и обеспеченных холостяка делят одну комнату, хотя им «глубоко за 40» и в их распоряжении целый особняк. Вскоре после начала событий фильма, повествующего о рутине братьев, Джордж женится на овдовевшей хозяйке постоялого двора. Фил, как любой другой «токсичный» мачо, хочет расстроить брак пары, для чего использует женоподобного и слабого духом сына новой супруги Джорджа.
Несмотря на то, что Фил является крайне неприятным персонажем, его можно выделить в качестве главного героя. Этот человек фанатично убеждён, что сила происходит из негативных черт той или иной личности, из-за чего ведёт себя как отрицательный герой этой истории. Тем не менее, сценаристы не постеснялись выстроить для Фила целую биографию. На фоне антигероя меркнут и его брат Джордж, и тот самый паренёк Питер. Увы, Фил воплощает собой кинематографический патологический цинизм, из-за чего получается воспринимать его не реальным человеком, а этаким доктором Хаусом на ковбойский манер. Плод труда сценаристов является исключительно предметом воображения: в то время как в Джордже можно обнаружить нежность, а в его экранной супруге – комментарии насчет деградации из-за алкоголизма, Фил остаётся условным «плохишом», который не особо нужен истории. При этом история, вроде как, о нём! Таким образом, психологическая рама уступает место реализации, предпринятой со всем размахом вестерна: тихое, спокойной зрелище, источающее силу природы.
Возможно, «Власть пса» делает ставку именно на актёрскую игру. В лице Коди Смит-Макфи фильм получает чувственность; то же самое касается, внезапно, Джесси Племонса, который наконец-то нашёл подходящий образ. Кирстен Данст же здесь какая-то «грязная» – стоит отдать ей должное, что она возвращает свои актёрские умения после нескольких лет отсутствия в большом кино, однако, роль алкоголички – не её амплуа. А вот Камбербэтч, несмотря на то, что совсем не похож на ковбоя, молодец, хотя и не в моменты, когда его заставляют вести себя парадоксально отрицательно. Скорее он хорош в демонстрации податливой обстоятельствам личности: более мягкую под натиском любви и уязвимой перед другими людьми.
«Власть пса» относится к тем фильмам, чей сюжет на первый взгляд тонок, а на поверку не выдерживает эпический размах сеттинга вестерна. Если смотреть его во второй раз, то видно, что многие элементы и вовсе лишние: атмосфера триллера, например, отнюдь не выдержана; два часа хронометража угнетают; кульминация жестока и психологически неуместна; а Камбербэтч не тянет на жёсткого человека (и это после роли злодея в «Звёздном пути»!). В итоге остаётся зрелище метафорическое безо всякой на то причины, даже название на это намекает. Оно, кстати, происходит из Библии: «избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» (Псалтирь, 21 псалом). Когда псалом зачитывает вслух один из персонажей в финальной сцене, содержание отрывка святой книги становится более чем загадочным в контексте «Власти пса»: чью душу надо избавить от меча, а кто именно является псом? Трактовка в результате очевидна: катарсис приводит к скромной драме о том, как мизантроп открывает красоты мира для себя, что, увы, для современного, заскорузлого зрителя совсем не подходит. Красноречивости не хватает, господа-с!
Егор Рябцев