РОЖДЁННЫЙ СТАТЬ КОРОЛЁМ (THE KID WHO WOULD BE KING)
2019, Великобритания, 120 мин.
Жанр: фэнтези, семейный
Режиссёр: Джо Корниш
В ролях: Луис Эшборн Серкис, Денис Гоф, Дин Чауму, Том Тейлор, Рианна Доррис, Нэйтан Стюарт-Джарретт, Нома Думезвени, Ребекка Фергюсон
Жил-был где-то на просторах Великобритании юный Александр Эллиот (Луис Серкис), который всегда старался быть честным и справедливым, ведь в современном мире этих добродетелей осталось так мало. Жил, ходил в школу, дружил с местным неудачником Беддерсом (Дин Чауму), да получал тумаков от задир Ланса (Том Тэйлор) и Кэй (Рианна Доррис), пока однажды не нашёл меч в камне, который никто кроме него не мог вытащить. И тут понеслось… Откуда-то взялся молодой волшебник с душой старца, зовущий себя Мэрлином (Энгус Имри), твердящий что-то об истинном короле Великобритании, да по ночам из-под земли приходят мертвецы, предвещающие возвращение давнего врага мира живых – Морганы (Ребекка Фергюссон). А чтобы жить стало совсем страшно, ровно через четыре дня, во время солнечного затмения, случится апокалипсис, Моргана вернётся и испепелит мир людей, если только истинный король и владелец Экскалибура не соберет своих рыцарей круглого стола и не даст отпор бессмертному злу. Только вот новому королю всего 12 лет, он живёт с мамой и не особо грезит быть королём, а уж тем более героем.
Артурианский миф бессмертен и воистину универсален для поколений. Такого же мнения, по всей видимости, придерживается режиссёр Джо Корниш, перенося хорошо знакомые эпические мотивы в подростковое фэнтези. Точно так же, как делали это до него многие другие постановщики, сценаристы и писатели. Просто в основе большинства современных историй о магии лежит та самая легенда о короле Артуре, Мерлине и Камелоте. Это понимает, кажется, и сам Корниш, изрекая устами своего юного героя Алекса очевидное сравнение происходящего с ним приключения с мотивами из «Звёздных войн», «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Дескать, это универсальная формула становления всякого героя, без этого никуда, а посему мы ещё раз пробежимся по ключевым пунктам артурианского мифа и не станем огород городить.
Только вот по много раз пересказывать одно и то же – занятие неблагодарное и утомительное, если только не подключить фантазию и рассказать историю на новый лад. Джон Тертлтауб позволил себе быть оригинальным в «Ученике чародея» и вывернул артурианские темы под новым углом, смешав науку и магию, Гай Ричи рискнул привнести в историю становления короля Артура свой фирменный хулиганский стиль. Ещё раньше Вольфганг Райтерман подарил миру уморительную дуэль между Мэрлином и мадам Мим, добавив легенде очаровательного абсурда. А Джо Корниш перенёс архетипичное сказание о пришествии героя в современную Англию и водрузил миссию по спасению мира на плечи подростка, очевидно, рассчитывая поставить Алекса Эллиота в один ряд с теми героями фэнтези, на которых он равнялся. Достаточно ли этого, чтобы считать новую интерпретацию старой сказки удачной? Отнюдь.
Джо Корниш вообще тёмная лошадка в Голливуде. Не имея богатого послужного списка, он, тем не менее, выступил автором сценария к первой части «Человека-муравья» и спилберговского «Тинтина», но в качестве режиссёра зарекомендовал себя лишь двумя крупнобюджетными картинами – комедией «Чужие на районе» и «Рождённым стать королём». К слову, между этими двумя картинами больше общего, чем кажется на первый взгляд. В «Чужих на районе» Корниш так же ставит обычных обывателей спального района Лондона против внеземного агрессора, делая акцент на поведении английских хулиганов в непривычной для них обстановке. В «Рождённом стать королём» вместо английских гопников – английские подростки, а инопланетная угроза сменилась угрозой магической. И там, и там Корниш вроде бы препарирует менталитет английской нации, но если «Чужие на районе» выделялись за счет симпатичного «быдла» из гетто в качестве спасителей мира, то в «Рождённом стать королём» к отважным детям не получается питать каких бы то ни было чувств – на столько они кажутся клишированными и пресными.
Из всей ватаги ребятишек, кстати, крайне наглядно демонстрирующей современное расовое разнообразие в Великобритании, когда коренного населения едва ли не в разы меньше «цветного», выделяется, пожалуй, только исполнитель молодого Мерлина – 24-летний англичанин Энгус Имри, который своей харизмой и обаянием даёт фору большинству более успешных актёров. Даже сэр Патрик Стюарт теряется на фоне юных дарований, а великолепная в любой роли Ребекка Фергюссон и вовсе получается до обидного безликой и не страшной, хотя должна воплощать на экране вселенское зло.
Можно было бы похвалить Луиса Серкиса, для которого картина Корниша стала дебютом в большом кино. Юноша определенно пошёл по стопам своего знаменитого отца, и, вполне вероятно, в недалёком будущем мы увидим их обоих на экране в совместном проекте.
К сожалению, хвалить за что-то еще «Рождённого стать королём» не получается. По природе своей, это совершенно ни на что не претендующий продукт для среднего и старшего школьного возраста, который делает явные кивки в сторону знаменитых подростковых саг, но не содержит ни должной глубины, ни яркого стиля более именитых собратьев по жанру. Финальный акт, демонстрирующий как из обычных школьников за три часа рождается непобедимая армия, успешно противостоящая потустороннему злу, мог бы быть красивым оммажем на «Хроники Нарнии» или «Гарри Поттера и Дары Смерти», если бы не был поставлен так бездарно и аляповато. Будто смертельная битва подростков с демонами – это развесёлый ролевой аттракцион, где никто не умирает по-настоящему. В век потрясающих драматических историй, где подростки выступают главными героями, сражаются и умирают наравне со взрослыми, держать зрителей за круглых идиотов как-то совсем уж некрасиво.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 14 марта