Когда в свет выходит очередная игра из серии Mortal Kombat, миллионы людей, не особо в теме, задаются вопросом: «Подождите, у MK есть сюжет?». Или даже: «Неужели кто-то вообще интересуется сюжетом MK?»
СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА (MORTAL KOMBAT)
1995, 1996, 1997, 1998, 2000, 2010, 2011
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик
Режиссёры: Джозеф Фрэнсис, Пол. У.С. Андерсон, Майкл Гогуэн, Джон Р. ЛеТанчароэн
В ролях: Робин Шоу, Кристофер Ламберт, Кэри-Хироюки Тагава и др.
Конечно да. Задолго до того, как компьютерные игры стали включать в себя кинематографические сюжетные режимы и распространяться в мир кино, франшиза МК была распространена почти на все виды медиа. Мифология «Смертельной битвы» нашла своё место в комиксах, фильмах, на телевидении, что сделало эту игру одним из самых долгоиграющих продуктов: и дело здесь не в зашкаливающем уровне насилия исходного материала.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ»
«Mortal Kombat: The Journey Begins» было первым воплощение легендарного MK за пределами компьютерных игр в видеоформате. В те бесхитростные времена (1995 год) сюжет для игр, особенно для файтингов, был чем-то условным, так что американские гики были посвящены в сценарий своей любимой игры через комиксы. Как же передать всю мифологию MK, связанную с историей смертельного турнира, непосвященному зрителю, особенно в преддверии релиза фильма (см. ниже)?
Ответ очевиден: через ещё один фильм. «Путешествие начинается» был небольшим приквелом, создававшимся вне отрыва от боевика Пола У.С. Андерсона. Обложка красноречиво намекает, что перед зрителями «3D-анимация, которую ещё никто не видел!».
На деле всё оказалось куда прозаичнее: «Путешествие начинается» – циничная попытка сгрести деньжат на поклонниках, а также школьниках, которые всегда составляли основной костяк фанатов МК.
Итак, по сюжету «Путешествие начинается» повествует о турнире, но в сжатой форме. Между Землёй и Внешним Миром существует соглашение, что каждые 50 лет проводится боевой турнир между величайшими бойцами каждого царства. Если бойцы Внешнего Мира выиграют десять турниров подряд, то они смогут захватить Землю. Да, девять раз подряд они уже выиграли.
Рейден – Бог Грома, всем видам головных уборов предпочитающий соломенную шляпу, доносит эту информацию до зрителя, а также трёх новичков на турнире: Лю Канга – скромного монаха и знатока кунг-фу; Джонни Кейджа – высокомерной кинозвезды; и Сони Блэйд – бывшей сотрудницы спецназа. Троица попадает на лодку, слушает ликбез, через дурную рисованную анимацию зрителя знакомят с основными героями. Рейден также представляет и некоторых антагонистов, в лице Саб-Зиро и Скорпиона.
Основная часть истории состоит из дешёвой рисованной анимации. Она была бы сносной, если бы не катастрофически провальный эксперимент по размещению персонажей на фоне новомодной 3D-графики. Но хуже всего компьютерная анимация.
Всякий раз, когда Рейден рассказывает историю о том, как один герой сражается с другим, это изображается в 3D-анимации. За год до «Путешествия начинается» вышел «Повторная загрузка» – известный сериал, полагающийся на нарисованных на компьютере персонажей, так что подобный художественный приём был само собой разумеющимся. Однако 3D персонажи в этом приквеле MK были похожи на какие-то секс-куклы для героев из «Повторной загрузки». Мёртвая анимация и дурной сюжет наводили на определенные мысли о желании быстро сделать деньги и, чего греха таить, рекламу грядущему фильму.
«Смертельная битва: Путешествие начинается» прошел незаметно: от него плевались все. В России 90-х- годов кассета VHS с «Путешествием...» иногда выдавалась за «анимационную версию фильма», что технически было верным. На практике же этот обман ещё сильнее отталкивал от просмотра столь гнусной субстанции. Негодование фанатов от «первого блина» киновселенной MK было столь велико, что мультфильм даже не переиздавали в наши дни, а лишь включили в дополнительные материалы Blu-ray к фильму Андерсона. Даже интересно, как бы ушлые рекламщики наших дней продвигали столь бессмысленный контент: их коллеги из 1995-го хотя бы догадались вложить в оригинальное лицензионное американское издание какие-то чит-коды, комиксы и купоны на мерчандайз по Mortal Kombat. Надо же как-то оправдать хронометраж в 54 минуты!
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА»
В наши дни экранизация компьютерной игры – занятие рискованное. В 1995-м подобная авантюра было делом безнадёжным. «Супер братья Марио» были уничтожен зрителями и критиками, а «Уличный боец», хотя и чувствовал себя лучше в финансовом плане, также звёзд с неба не хватал. Несмотря на все протесты продюсеров и шок поклонников серии (подумать только, в «Смертельной битве» не было той самой расчленёнки и кровищи – самых любимых фанатами атрибутов игр), 18 августа 1995 года «Смертельная битва» попала на первые строчки проката в кинотеатрах. Фильм собрал 122 миллиона долларов в мировом прокате и снял проклятие с экранизаций видеоигр: хотя в киноленте было много условностей, именно «Битве» мы должны быть благодарны, что в наши дни вообще экранизируют сюжеты видеоигр.
Путь игры на экраны кинотеатров был долог и тернист. Началось всё в 1993-м, когда продюсер Лоуренс Касанофф навещал своих друзей в компании Midway. Цель была проста: изучение феномена мерчендайзинга – в Голливуде хотели делать миллионы на сопутствующих к фильмам товарах. Ребята из Midway показали Касаноффу новейшую разработку – Mortal Kombat, которая по их словам должна была стать феноменом игроиндустрии. Кровавая, гиперреалистичная игра быстро распространялась по салонам игровых автоматов.
Касанофф поиграл в игру всего полчаса и был поражён. Программисты из Midway не видели в своем детище коммерческого потенциала, однако, Касанофф был слеплен из другого теста. Продюсер потратил три (!) месяца, чтобы убедить разработчиков, что их продукт – больше чем игра. В конце концов Midway предоставили Касаноффу права, а сценарист игр Эд Бун сам признавался, что откровенно скучал на дальнейших брифингах, когда голливудские боссы обсуждали кого из актёров возьмут на ту или иную роль.
Студия хотела подобрать для «Смертельной битвы» режиссёра с вершины кинематографического списка, но Касанофф настаивал, что им нужен человек со свежим подходом. Им стал Пол У.С. Андерсон – молодой честолюбивый постановщик. Андерсон был фанатом игры, так что взялся за дело с энтузиазмом. Каждый день он приходил на съёмочную площадку с новыми креативными идеями.
Андерсон пришёл в команду в 1994-м, когда сценарий был ещё в разработке. Кастинг без финальной редакции скрипта был удручающей задачей. Первого актёра решили подобрать на роль Лю Канга. Робин Шоу был гонконгским артистом и часто посещал США и когда его агент предложил ему сняться в «Битве», Робин просто рассмеялся: само название казалось ему глупым. Актёр, тем не менее, приходил на кастинг семь (!) раз: в ведущую роль вкладывались миллионы и провал был недопустим.
Когда сценарий был дописан, направление кастинга стало более-менее ясным. На роль Кейджа подобрали Линдена Эшби, на роль Сони – Бриджит Уилсон, а также позвали в проект Кристофера Ламберта – для придание фильму серьёзности и «веса». Их каст также был неравномерным. Изначально на роль Сони предполагалась Кэмерон Диаз, однако, после роли в «Маске» она проснулась звездой и стала искать более значительные, на её взгляд, проекты. Для Джонни Кейджа нужен был актёр, который мог привнести в персонажа дерзость. А вот на роль Рейдена изначально планировался Шон Коннери (рассматривался даже экзотический вариант чернокожего бога грома в исполнении Дэнни Гловера), и тем не менее выбрали Ламберта: тот давно хотел вернуться в боевики, а продюсеры обещали славный гонорар за 4 или 5 недель работы.
Что дальше? Компания Amalgamated Dynamics, известная за поставки различной бутафории для Голливуда (вроде фигурок E.T. для «Инопланетянина»), создали Горо – огромного четырёхрукого воителя. Создание было целиком и полностью «живым» – на съёмочной площадке им управляли 16 кукловодов; лишь на стадии пост-продакшена добавили графику. Кукла Горо обошлась где-то в миллион долларов.
Съёмки проводили в Таиланде. Сама атмосфера настраивала на восточные единоборства. При этом жара вносила свои коррективы: некоторым из актёров сниматься было некомфортно, учитывая, что продюсеры настаивали на самоличном исполнении ими боевых трюков. Каскадёры были задействованы по минимуму.
После основного этапа съёмок был первый тест-показ. Он закончился оглушительным успехом, но… публика настаивала на том, что хочет увидеть больше боёв. Все отзывы были одинаковые: «Нам нужно больше боевых сцен!». После этого показа «Смертельную битву» отправили на доработку и добавили самые эффектные сцены: бой Скорпиона с Кейджем и бой Рептилии с Лю Кангом. Также была добавлена компьютерная графика, чтобы сделать остальные экшн-эпизоды более зрелищными: по мнению многих критиков «Смертельная битва» обладала лучшими постановочными боями до выхода «Матрицы».
Во время монтажа настало время саундтрека. Полагаясь на тренды 90-х, музыкальное сопровождение к «Смертельной битве» было смелым и впервые использовало электронную танцевальную музыку. Как результат: саундтрек к MK стал первой платиновой записью студии EDM: Sony и Virgin Records, отклонившие предложение написать саундтрек к фильму по компьютерной игрушке, наверное, кусали лотки.
18 августа 1995-го «Смертельная битва» вышла в прокат и удерживала первое место в кинотеатрах на протяжении трёх недель. Для всех это стало сюрпризом. Ламберт внезапно окунулся во вторую волну своей популярности и признавался, что в идею успеха MK не верил. Андерсон был напуган возможностями, открывшимся перед них: именно после взлёта «Битвы» режиссёр переехал из Лондона в Лос-Анджелес. Продюсеры же открывали шампанское: среди летних блокбастеров 1995-го MK заняла второе место.
Чем интересен был фильм, так это ещё и полноценным влиянием на первоисточник. Несколько сюжетных элементов и прочих деталей были введены в игры. Например: роль Рэйдена как наставника для героев и вообще сам внешний вид этого персонажа; тонкий романтический элемент между Джонни Кейджем и Соней; способность Скорпиона к телепортации и многое другое.
С сиквелом медлить было нельзя. Андерсон приглашение отклонил, сославшись на то, что после MK он хотел бы открыть что-то новое в творчестве. Итогом стал «Сквозь горизонт», хотя позже постановщик признался с долей иронии, что исходя из дурного качества сиквела, пожалуй, ему действительно следовало взять управление на съёмочной площадке в свои руки. Но об этом чуть позже.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ»
В 1996-м, на пике популярности игр и фильма, вышел субботний мультсериал: «Смертельная битва: Защитники Земли». Создателями выступили люди, приложившие руку к знаменитому Batman The Animated Series, поэтому и стилистика анимации частично схожа.
Своего рода продолжение первого фильма было интересным, но сомнительным решением донести до детишек контент, который они не могли потреблять в оригинальной форме (рейтинг игры 18+, хотя он и не останавливал кровожадные детские умы) и собрать деньжат на мерчандайзе. По сюжету Рейден собирает команду, состоящую из Лю Канга, Китаны, Сони, Джакса, Саб-Зиро младшего, Страйкера и Найтвульфа, чтобы те играли в супергероев и сражались с Шао Каном. Шоу продержалось всего один сезон из тринадцати серий.
Тем не менее, «Защитники Земли», несмотря на откровенно безумный сюжет и плохое качество сериала, были в некоторых вещах примечательными. Во-первых, это здесь случилось первое (даже до игр) появление чернокнижника Куан Чи. Люк Перри озвучил Саб-Зиро, а Рон Перлман – Страйкера (отдельный вопрос заключается в том, почему добавили именно полицейского в кепке, одного из самых скучных персонажей МК, а вовсе не харизматичного Джонни Кейджа). Особенно интересен был русский перевод с VHS бородатых годов, в которых Саб-Зиро именовался не иначе как Ниже-Нуля. В любом случае, хотя бы детишкам «Mortal Kombat: Defenders of the Realm» нравился.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: ИСТРЕБЛЕНИЕ»
С продолжением неожиданного хита медлить было нельзя. Сиквел также решили соткать из сюжетных элементов игры (в частности третьего эпизода). Группа воителей в этот раз должна была остановить вторжение самого главгада Шао Кана. Больше персонажей, агрессивная рекламная кампания… что могло пойти не так?
Как оказалось, почти всё.
Лучшее – враг хорошего и создатели решили добавить в сиквел всё то, чего, на их взгляд, было мало в первом фильме. Зрителям стали подсовывать бой за боем, что обесценило схватки, а обилие ссылок на игры заставило пожимать плечами непросвещённого зрителя. А те фанаты, что раскусили «пасхальные яйца», попросту морщились: на их взгляд это ломало мифологию.
Дело в том, что продолжение, явно сделанное наспех, было построено исключительно на имени первого фильма. Развитие «сюжета» сведено к минимуму: например, сценарная линия Сони и Джакса витает где-то на задворках кинокартины. Бестолковое очарование первого фильма уступило место брезгливости трэша и ужасным диалогам.
Эффекты также стали хуже. Актёры… достаточно сказать, что каст первого проекта отказался принимать участие – исключения сделали лишь Робин Шу (Лю Канг) и Талиса Сото (Китана). А Кит Кук, сыгравший Рептилию в первом фильме, вернулся почему-то в образе Саб-Зиро. Однако самое страшное в «Истреблении» заключается в отсутствии мышления и креатива. Злодеи в костюмах выглядят нелепо, схематичный сюжет был насквозь дырявым и т.п. Продюсеры, похоже, полагали, что подобное могло им сойти с рук.
Не сошло: при бюджете в $40 миллионов, фильм собрал 36 в США. Во всем мире сиквел еле наскрёб 51 миллион – показатель так себе даже сам по себе, а уж в сравнении с 122-миллионными сборами оригинала это был просто оглушительный провал. Триквел (Mortal Kombat: Devastation) был отправлен в производственный ад, потом заморожен, а после того, как ураган «Катрина» уничтожил декорации, вообще отменён. Земля победила в противостоянии со злом.
Кинематографическая неудача «Истребления», кстати, отразилась и на первоисточнике. Франшиза стала терять свою популярность к концу 90-х годов. Несмотря на успех Mortal Kombat 4, интерес к серии не удалось вернуть ни выбором Саб-Зиро как ведущим персонажем (игра Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero, ставшая первой и последней в серии Mythologies), ни недолговечным телешоу для детей («Защитники Земли») и подростков («Завоевание»), которые были отменены почти сразу же после запуска и о которых речь пойдёт далее.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: ЗАВОЕВАНИЕ»
На волне популярности компания Treshhold Entertainment, занимавшаяся продюсированием первых двух фильмов, решила доить авторские права до последнего и занялась производством «Завоевания». Невнятный сериал 1998 года повествовал о Кунг Лао – том самом чемпионе прошлого.
Концептуально «Завоевание» напоминало что-то вроде «Удивительных странствий Геракла», но паразитировало на идеях «Смертельной битвы». Увы, популярность сериала была слабой, а значительная часть бюджета ушла на постановку трюков и гонорары актёров – одну из героинь сыграла Кристанна Локен, на минуточку. Сериал быстро прикрыли на первом же сезоне, не закрыв сюжетную арку до конца: клиффхенгер оставлял открытым дверь для продолжения, которое, по первоначальной задумке, подвело бы к уже полноценной «мифологии» MK.
В 1999-м Джон Тобиас, один из создателей серии игр, ушёл из Midway. К началу нового тысячелетия Mortal Kombat ощущался пережитком прошлого: не в последнюю очередь виноваты в этом были дурной сиквел, мультсериал для малышни и «Завоевание» с нотками мыльной оперы.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: ФЕДЕРАЦИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ»
В 2000-м на экраны вышел, прости Господи, фильм под названием «Смертельная битва: Федерация боевых искусств» (и в данном случае виноваты не отечественные локализаторы – в оригинале лента называлась «Mortal Kombat: Federation of Martial Arts»). Анимация была стилизована под игру с Sega, но создатели постарались заманить в свой проект актёров из оригинального фильма (например, Крис Касамаса, известный за роль Скорпиона, вернулся и здесь, чтобы вдарить супостату Ночному Волку пяткой в нос).
В действительности «Федерация» был очередным паразитированием на успешном фильме Андерсона и игровому первоисточнику, а также попыткой вернуть интерес к серии. «FoMА» был реализован в своего рода формате веб-сериала. Нехватка контента привела к тому, что эти 15 боев были не особо известны даже фанатом MK, хотя задумка была любопытной: по сути победителя определяли зрители в онлайне.
В настоящее время все эпизоды «FoMA» можно найти на YouTube. Вот только зачем?
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Спустя 10 лет неизвестный режиссёр Кевин Танчароэн за 7500 долларов выпустил короткометражку для YouTube. Подумать только, но маленькое видео об игре, которую помнили только самые преданные поклонники (девятая часть файтинга, планировавшаяся в тот момент к выходу, мало уже кого интересовала), произвело эффект разорвавшейся бомбы. После посредственного второго фильма внимание публики было вновь приковано к «Смертельной битве», хотя концептуально по короткому ролику задумка не ушла далеко от какой-нибудь вселенной Marvel, победоносно в тот момент шагающей по кинотеатрам.
Вместо Внешнего Мира, мутантов и колдунов «Возрождение» отсылало к модному «закосу» под реализм. Скорпион – элитный киллер. Рептилия? Человек с генетическим заболеванием. Барака – какой-то маньяк и т.п. Маленький ролик устанавливал новый мир, отсылающий к той самой «Смертельной битве»: с таинственным восточным злодеем Шанг Тсунгом, ниндзями и островом с боем на смерть. Увы, праздник длился недолго: всего 8 минут. После этого Танчароэн подрядился делать мини-сериал «Наследие». Кто платит, тот и заказывает музыку, так что «Смертельная битва» изменилась под видением продюсеров.
«СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА: НАСЛЕДИЕ»
Выходящий в 2011-2013 годах мини-сериал должен был стать затравкой перед невыпущенной полнометражкой. Продюсеры хотели сделать из «Смертельной битвы» франшизу (а может даже и киновселенную, как это сейчас модно), но лучшее – враг хорошего. Если начал с реализма, то этому надо следовать, а в действительности получилась какая-то каша.
Сериал пытались активно продвигать «старичков», делая ставку на знакомые лица. Так в касте отметились Майкл Джей Уайт, Марк Дакаскос и Каспер ван Дин. На деле, несмотря на интересные моменты, вряд ли кому-то «Наследие» сильно запомнился, хотя проект, безусловно, стоит внимания. Хотя теперь, спустя несколько лет, отчётливо видно, что главный плюс сериала – его небольшой хронометраж.
* * *
У «Смертельной битвы», как в игровом, так и кинематографическом воплощениях, есть свои поклонники и справедливо сказать, что MK заслуживает ещё одной попытки. По слухам, Джеймс Ван какое-то время примерялся к креслу продюсера или режиссёра новой версии «Битвы» от Warner Bros. Однако, согласно сайту denofgeek, Вана настолько сильно вымотал «Аквамен», что постановщик хотел бы отдохнуть от крупных проектов. «Смертельная битва», кажется, так и останется продуктов своей эпохи. Choose your fighter!
Егор Рябцев