ЗА РАЗЛОМОМ ОРЛА (BEYOND THE AQUILA RIFT)
2019, Unit Image (Франция), 16 мин.
Режиссёры: Леон Берель, Доминик Бойден, Реми Козыра, Максим Луер
По рассказу Аластера Рейнольдса
Серия «За разломом Орла» посвящена экипажу космического судна «Синий гусь» (как бы странно это название не звучало). Из-за ошибки при гиперпереходе команду забросило на станцию в отдаленном участке космоса. Затруднительное положение, в котором оказался капитан Том после гиперинации, скрашивает бывшая возлюбленная Грета, которая также застряла на этой станции. Позже выясняется, что дела обстоят гораздо хуже и пути домой нет. Но и это ещё не самая страшная тайна, которая откроется Тому.
«За разломом Орла» не только крутая sci-fi, но ещё и безумно красивая эротика. В одноимённом рассказе британского писателя Аластера Рейнольдса теме секса уделено буквально несколько строк. А от красивой композиции из шампанского, женской груди и панорамы космоса остался сухой вывод о том, что пить надо меньше, а спать одному. Видимо, природная обольстительность французов из студии Unit Image (CGI-ролики к играм God of War, The Crew и Beyond Good & Evil 2) не позволила ситуации остаться без изменений. Однако за сладкой интимной сценой следует не менее жёсткая развязка, которая легко травмирует особо впечатлительную часть аудитории. И вот этим «За разломом Орла» показывает как интересно, порой, адаптация может, не меняя сути, изменить настроение и отчасти жанр.
В короткометражке страсть переходит в хоррор, в то время как рассказ от начала и до конца остаётся верен чистейшей (почти) научной фантастике, выстроенной по надёжным лекалам флешбэков. Рассказ начинается с того, что Том с Гретой безуспешно пытаются привести в чувство Сюзи – члена команды «Синий гусь». И фактически, каждая новая попытка пробудить её ознаменовывает переход между главами. В экранизации, к счастью, стереотипную «красавицу, спортсменку и комсомолку» ретушировали в более реалистичный типаж женщины-пацанки. Ведь, давайте начистоту – писаная красавица в жизни бы не отправилась бороздить глубины космоса на транспортном судне. Отсюда и будить её помногу раз, как спящую красавицу, смысла в короткометражке нет. Вдогонку, по рассказу Том был женат, а Грета замужем, что при экранизации из моральных соображений тактично предпочли вырезать.
К слову, о личности автора рассказа. Аластер Рейнольдс не просто писатель-фантаст с необычным именем, но еще и астрофизик по профессии. Потому, природе космических явлений в рассказе уделено особое внимание. Не все из них, возможно, научно достоверны. Например, устройства для гиперпереходов имеют инопланетное происхождение. Банально? Да. Зато вопрос, почему корабль «Синий гусь» оказался так далеко, снят с повестки серии. Детально описан и процесс полного «пробуждения» Тома. На станции проходит не одна неделя, прежде чем в других обитателях он начинает различать знакомые лица тех, с кем его сталкивала жизнь. Не вызывает вопросов и участь команды «Синего гуся»: краска с рисунков на капсулах сна забила их воздушные фильтры во время перехода. Забавно, что в экранизации сами разрисованные капсулы никуда не делись.
Напоследок, тщательно растолкованная мотивация Греты из рассказа подаёт главный твист сюжета именно как научную фантастику, тогда как в «Любви, смерти и роботах» от увиденного мурашки ещё долго бегают по спине. Во многом, кстати, благодаря ранее продемонстрированному эротизму.
Вот так и выходит, что рассказ больше подходит под описание научной фантастики: без шампанского, драмы и внушительной эмпатии к главным героям. Единственный безоговорочно спорный момент, это использование динозавров для разгрузочно-погрузочных работ в доках. «За разломом Орла» из немногих случаев, когда не особо жалеешь, что экранизация не ступает след в след за первоисточником.
Ярик Ленциус