СВАЛКА (THE DUMP)
2019, Able & Baker (Испания), 10 мин.
Режиссёр: Жавьер Рецио Гарсия
По рассказу Джо Р. Лансдейла
На редкость плодовитый писатель из Техаса Джо Лансдейл не шибко известен в наших краях. Хотя в англоязычной литературе писатель неоднократно номинировался на премии «Эдгар», «Бритиш Фэнтези», американские премии «Хоррор», «Мистери» и даже на международную премию авторов детективов «Крайм Эворд», что говорит о разносторонности и креативности автора. Чего стоит книга «Бабба Хо-Теп», в которой престарелый Элвис Пресли сражается с мумией фараона на задворках американского дома престарелых. Увы, экранизация не нашла отклика у массового зрителя. Быть может, «Любовь, смерть и роботы» исправят положение. Для этого антология выделила автору целых два шанса: «Свалку» и «Ночь рыб». О первой мы и поговорим.
«Свалка» отнимает буквально десять минут жизни. Почти столько же отнимет и рассказ-первоисточник. А потому ждать глубины и переиначивания собственных принципов бытия не приходится. Сюжет короткометражки рассказывает о старике Дэйве – единственном человеке на свалке, но отнюдь не единственном её жителе. Однажды на порог его «дома» заявляется городской инспектор с бумагами о выселении. Дэйв, живущий на этом месте вот уже 20 лет, решает рассказать гостю байку о своем жутком «сожителе». Попутно он зовет некоего Отто, который оказывается далеко не безобидной собачкой.
После двух мощных серий («За разломом Орла» и «Доброй охоты»), обрушившихся на голову зрителя, «Свалка» в шуточном стиле 3D-анимации призывает расслабиться и забыть на время о слове «проблематика».
Это простая история о странной дружбе двух организмов, обожающих продукты человеческого прогресса (и не только). И атрибуты, оправдывающие рейтинг 18+, вроде резиновой женщины или вибратора кролика (коих в рассказе не было), только добавляют этому балагуру налёт чернушного (а местами и буквально сортирного) юмора. Конечно, во всяком мусоре можно отыскать полезности, как и углядеть в «Свалке» намеки на актуальную проблему о расточительном использовании земных ресурсов или о том, как бюрократическая машина безжалостно давит простых людей. Но, право, делать этого не хочется.
Рассказ был типичным маленьким хоррором в духе «Баек из склепа». Повествование в нём велось от лица Дэйва, а читатель выступал в качестве слушателя с незавидной судьбой. При адаптации такую участь унаследовал городской инспектор.
«Свалка», быть может, и проигрывает другим нарисованным эпизодам антологии и в части анимации, и по глубине затрагиваемых тем. Однако это не лишает её специфического обаяния. Главное, запастись антисептиком.
Ярик Ленциус