ВОЙНА АННЫ
2018, Россия, 75 мин.
Жанр: драма, военный
Режиссёр: Алексей Федорченко
В главной роли: Марта Козлова
Великая Отечественная война оставила заметный след не только в жизнях миллионов людей – жителей бывшего социалистического лагеря, – но и на долгие годы стала одной из главных тем в кино СССР и России. «Летят журавли», «...А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Иди и смотри» в настоящее время считаются образцами высокого искусства, а также служат дополнительным напоминанием о той страшной жертве, которую принесли наши предки.
В череде довольно однообразных новых военных фильмов нечасто можно выделить по-настоящему оригинальные постановки. Одной из таких стала лента Алексея Федорченко «Война Анны», повествующая о маленькой девочке, во время войны спрятавшейся и проведшей около двух лет в камине немецкой комендатуры. Фильм впервые был представлен на суд общественности во время международного Роттердамского кинофестиваля в январе 2018 года. Лишь спустя год с лишним лента добралась до российских кинотеатров, но показ «Войны Анны» в нашей стране будет ограниченным – он продлится только четыре дня.
Главные достоинства снятого на основе реальных событий полотна – завораживающая игра главной актрисы Марты Козловой, которой на момент съёмок было шесть лет, операторская работа Алишера Хамидходжаева («Бумажный солдат», «Аритмия»), метафоричность кадра, атмосфера медленно надвигающегося ужаса и режиссура. Минималистичный подход Федорченко символистически передаёт страхи и лишения, которые на фронте терпели обычные люди. Именно такие, как Анна. Ребёнок, являющийся тут главным и единственным, при том – безмолвным, протагонистом, возводит зрительские переживания в квадрат.
Для вчерашней дебютантки Марты Козловой роль стала настоящим испытанием. При этом отсутствие реплик у её героини – скорее, усложняющее обстоятельство, чем преимущество. Однако актриса с блеском справляется с поставленными перед ней задачами: она потрясающе играет лицом, её жесты и язык тела говорят всё за неё. Большую часть экранного времени в кадре находится одна Козлова. Но наблюдать за девочкой совершенно не устаёшь.
В этом «виноваты» и отточенный сценарий (небольшой хронометраж – час с четвертью – очень этому помогает), который Федорченко написал в соавторстве с Наталией Мещаниновой («Аритмия», «Сердце мира»), и труды оператора. Игра светотени, интересные ракурсы, которые берёт камера Хамидходжаева, вкупе с отличным монтажом француза – постоянного соратника Жан-Пьера Жёне – Эрве Шнайда («Восток-Запад», «Амели», «Враг государства №1: Легенда») и Павла Ханютина (сериал «Квартет И по Амстелу», «Блокбастер») выделяют старания актрисы красивой виньеткой.
Внезапный товарищ – милый рыжий кот – девочки по несчастью, её перманентные вылазки за едой, её тяжёлый, взрослый, всё понимающий взгляд, проносящаяся где-то рядом, уродливо улыбающаяся ребёнку жизнь, запахи и шорохи, выстрелы и возгласы подпитывают героиню, а наблюдающую за её злоключениями публику незаметно подводят к катарсису – очевидному, но преисполненному немой пронзительной поэзией. А где-то там, за стенами дома, в котором Анна пряталась от немцев, пряталась от самой смерти, туманно-бледным рассветом просыпается жизнь. Но это уже совсем другая история.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 9 мая