МАЛЕНЬКОЕ КРАСНОЕ ПЛАТЬЕ (IN FABRIC)
2018, Великобритани, 118 мин.
Жанр: ужасы, комедия
Режиссёр: Питер Стриклэнд
В ролях: Гвендолин Кристи, Сидсе Бабетт Кнудсен, Кэролайн Катц, Джулиан Бэррэтт, Марианн Жан-Батист, Лео Билл, Хейли Сквайрс
В одном маленьком провинциальном английском городе живёт работница банка Шейла. Однажды, устав сводить собственную личную жизнь к подглядываниям в замочную скважину за любовными утехами сына и его великовозрастной обоже, она даёт объявление в газету. Призыв одинокой женщины, желающей познакомиться, становится услышан, и вот уже назначено свидание, а значит, самое время обновить гардероб. Случай приводит Шейлу в магазин, которым управляет инфернального вида господин, а продавщицы сплошь выряжены в странные псевдоготические наряды и изъясняются исключительно посредством смеси рекламных слоганов и колдовских заклятий. Всё это производит впечатление на главную героиню, и вот она уже оплачивает покупку – чудесное ярко-красное платье, единственное в своём роде, волшебным образом придающее хозяйке очарование, шарм и сексуальность. Правда, потом на теле остаются отвратительные следы, а сам наряд, оставшись наедине с собой, ведёт себя крайне разнузданно, и даже неприлично, но мало ли на какие жертвы способна пойти женщина в попытке сделать свое отражение в зеркале чуть симпатичнее замученного жизнью оригинала.
Безусловно, «Маленькое красное платье» не имеет ничего общего с заполонившими киноэкраны фильмами ужасов, в которых персонажи, все как на подбор, либо борются с пробудившимися силами зла, либо бегают от маньяков, и в том и другом случае ведя себя не слишком умно. Питер Стриклэнд – известный фантазёр и оригинал, так что всё, что вы знали о хоррорах, будет вывернуто наизнанку и представлено в новом свете. Впрочем, британский режиссёр мастерски умеет создавать нужную атмосферу и работать с саспенсом (доказано «Студией звукозаписи “Барберян”» ещё в 2011-м), так что его новая лента, поначалу кажущаяся странноватой экранизацией какой-нибудь детской страшилки, в которой вместо гроба на колёсиках действует предмет одежды, имеет все атрибуты классических представителей жанра, и, конечно, не в последнюю очередь «Суспирии» Дарио Ардженто. Много красного, ведьмы и таинственные ритуалы прилагаются.
От человека, способного соорудить леденящий душу скример из демонстрации работы стиральной машинки, можно ждать чего угодно, однако, в этот раз Стриклэнд, кажется, намеренно пытается обуздать своё творческое Я. Перейдя от исследования глубин психологии взаимоотношений к размышлениям на тему воздействия на человека извне, он явно стал ближе к народу, но понятность и внятность – отнюдь не то, что красит яркого визионера с собственным узнаваемым стилем. В «Студии звукозаписи» режиссёр планомерно погружался в тёмное сознание главного героя, создавая максимально сюрреалистичную картину мира, в «Герцоге Бургундии» – выяснял, как в действительности работают привязанность и любовь. Его последняя лента сосредоточена на особенностях существования человека в эпоху консьюмеризма, и общество потребления как будто влияет и на самого автора, заставляя его использовать уже сработавшие однажды приёмы снова и снова. Всё это пристальное внимание к деталям, игра цвета и света, дрожащая двойная экспозиция и неясный гул голосов на заднем плане, безусловно, создают нужный эффект (всё же в этом постановщик действительно великолепен), но на фоне предыдущих его работ смотрятся уже далеко не так оригинально.
Тем не менее, «Маленькое красное платье» запомнится зрителю в любом случае, только не атмосферностью нагнетаемой жути, а своеобразным чувством юмора автора. В этот раз Стриклэнд очевидно преуспел в новом для себя жанре – сатирической комедии – даром, что предпочёл разыграть её в декорациях джалло 1970-х годов. Основной способ воздействия на покупателя – реклама. По телевидению, в буклетах, из уст продавцов. Режиссёр максимально гиперболизирует все проявления этого зла новой реальности, не забывая также о том, что его собственный фильм – тоже товар, который надо продать. И с успехом делает это, показывая в начальных титрах своего рода рекламный ролик, в котором перемешаны все ключевые моменты картины, чтобы заинтриговать зрителя, который не в силах распутать это дельце самостоятельно. А потом заботливо берёт его за руку и проводит через всю старательно созданную магию красного (будь то ткань модного наряда или кровь жертвы), лабиринты зеркал и перепутья странно-забавных диалогов к вполне закономерному, но от этого не менее смешному финалу.
«Кто наденет меня, тот познает меня», написано на ярлычке платья, и эта фраза становится своеобразным слоганом к самой картине. «Посмотри меня. Пойми меня. Ведь я так хочу тебе понравиться».
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 1 августа