КРОВАВО-КРАСНОЕ НЕБО (BLOOD RED SKY)
2021, США-Германия, 121 мин.
Жанр: ужасы, боевик
Режиссёр: Петер Торварт
В ролях: Пери Баумайстер, Карл Кох, Александр Шеер, Каис Сетти, Гордон Браун, Доминик Пёрселл, Грэм Мактавиш
XXI век диктует моду на переосмысление устоявшихся канонов. По-новому рассказанные истории и образы заполонили киноэкраны, лишая зрителя возможности насладиться старой доброй классикой. Больше всех с лёгкой руки популярных писателей почему-то досталось вампирам, которых сегодня принято воспринимать если уж не томными красавцами, обременёнными противоестественной жаждой и унылым бессмертием, то, как минимум, чудовищами с не до конца умершим человеческим началом, которым бы зритель мог сопереживать. Всё реже на экранах мы встречаем классический образ вампира – нежить, питающуюся кровью, которой чуждо всё человеческое. А потому новая оригинальная картина от Netflix немецкого режиссёра Петера Торварта вызывает самый живой интерес, обращаясь в своём сюжете к тем самым традиционным вампирам, наводившим ужас на зрителя весь прошлый век.
В центре истории следующий из Германии в США трансатлантический лайнер, который оказывается под контролем террористов. Главные герои – мать-одиночка Надя и её десятилетний сын Элиас – оказываются среди заложников. Террористы жестоки и готовы убивать каждого, кто окажет им сопротивление. Однако они ещё не в курсе, что на борту есть существо куда более кровожадное, готовое рвать глотки всякому, кто посмеет обидеть её отпрыска. И хоть Надя старается контролировать своё безжалостное нутро, принимая лекарства, террористы вынуждают её выйти на тропу войны и превратить лайнер в филиал кровавого Ада.
Лента, снятая совместными усилиями США и Германии, буквально с места в карьер погружает зрителя в действие, используя популярный приём, когда первая сцена фильма – это одновременно финал, который задаёт все важные вопросы, ответы на которые зритель получает дозировано из воспоминаний маленького мальчика. Тут сразу хочется отметить блестящую игру юного Карла Коха, который прекрасно справляется с ролью и выдаёт непривычно широкий для ребёнка диапазон эмоций. Маму мальчика играет немецкая актриса Пери Баумайстер, и здесь директора по кастингу так же хочется похвалить за точное попадание в образ. Фрау Баумайстер невероятно многогранная артистка, демонстрирующая в кадре не только слабость своей героини, но и какую-то нечеловеческую кровожадность, от которой делается не по себе. Трудно поверить, что эта хрупкая на вид болезненная женщина может представлять угрозу, и Пери Баумайстер до поры старательно вводит зрителей в заблуждение, чтобы потом предстать в новом образе, от которого кровь стынет в жилах.
Отрадно, что создатели фильма решили не изобретать велосипед, а работать с материалом, который давно себя зарекомендовал, а потому вампиры в ленте – это самые настоящие монстры с безграничной жаждой крови, сопереживать которым получается с большой натяжкой. Внешний облик вампиров Торварта навеян внешностью графа Орлока из культового экспрессионистского хоррора Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату: Симфония ужаса» – лысая голова, раскосые глаза, клыкастая пасть и остроконечные уши. Такими вампиров мы могли так же наблюдать в сериале Гильермо дель Торо «Штамм», с которым «Кроваво-красное небо», к слову имеет, ряд общих черт. Финал ленты Торварта буквально повторяет начало дельторовского «Штамма», но с куда большей смелостью и жестокостью. Вампирская чума здесь представлена беспощадной стихией, косящей всех без разбора, не делая скидок на то, кто в кадре – беззащитный ребёнок или безобидная старушка. То, с какой безжалостностью «Кроваво-красное небо» косит пассажиров несчастного лайнера даёт фору многим подобным лентам и на все 100% оправдывает своё название.
Другим референсом картине Торварта выступают боевики категории «Б» в духе какого-нибудь «Крепкого орешка» или любого фильма с Лиамом Нисоном. Захват заложников в самолёте и без того мотив избитый донельзя, однако, режиссёр выворачивает клише под непривычным углом, превращая в спасителя не самую однозначную фигуру матери. Впрочем, эффективности, с какой Надя выносит террористов одного за другим, позавидовал бы и сам Лиам Нисон, угоразди его оказаться на борту злополучного самолёта. Экшен здесь поставлен добротно, а саспенса хватило бы на несколько лент поменьше. От некоторых сцен вампирской вакханалии невольно испытываешь дискомфорт, и это абсолютная победа Торварта как постановщика.
«Кроваво-красное небо» – неоспоримый триумф Netflix. Смелый вампирский экшен, приправленный понятной драмой и ощущением безысходности в лучших традициях немецкого кинематографа, способен привлечь к себе не только ценителей классических ужасов, но и тех, кто устал от голливудского гламура. В немецких вампирах никакого гламура вы не найдёте, и Петер Торварт мастерски реанимирует в кино образ беспощадного хищника, каким ночные охотники всегда представлялись в массовом сознании.
Сергей Прудников
На Netflix с 23 июля