БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ (DIVINO AMOR)
2019, Бразилия-Уругвай-Дания-Норвегия-Чили-Швеция, 101 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Габриэль Маскаро
В ролях: Дира Паис, Жулиу Мачаду, Эмилио Де Мелу, Талита Караута, Тека Перейра
Фильмов на тему веры существует великое множество: «Дневник сельского священника», «Причастие», «Андрей Рублёв», «Последнее искушение Христа», «Сомнение», «Молчание» – вот лишь краткий перечень. В этом году на экраны выходит ещё одна постановка, рассказывающая о религии и тех противоречиях, которые рождает она в душах людей.
Снял её молодой бразильский режиссёр Габриэль Маскаро – обладатель специального приза жюри Венецианского кинофестиваля за «Неонового вола». В «Божественной любви» неона тоже хватает. Достаточно в ней и синти-попа, под который главные герои ленты – находящиеся в браке Жоана (Дира Паис) и Данило (Жулиу Мачаду) – молятся, танцуют и занимаются любовью.
История развивается в 2027 году в Бразилии. Место карнавалов занял праздник Вечной Любви, каждый человек жаждет быть частью чего-то большего, хочет во что-то верить и на что-либо надеяться – страна превратилась в клерикальную.
Работающая госслужащей в бюро регистрации разводов Жоана и её супруг, создающий у себя дома цветочные букеты, состоят в одной из духовных групп. Там они общаются с другими прихожанами, читают молитвы, практикуют странные ритуалы и занимаются групповым сексом. Всё это должно помочь мужу и жене укрепить отношения и осознать животворящую силу Господню.
Сцены сексуальных утех сняты весьма натуралистично – не на уровне откровенности Гаспара Ноэ или Абделатифа Кешиша, но довольно к нему близко. Хватает в фильме и других моментов, которые не рекомендуется смотреть особо впечатлительным натурам. Например, роды с операцией кесарева сечения, показанной во всех подробностях.
Маскаро противопоставляет шокирующим эпизодам кадры умиротворённые: вот в утреннем мягком свете проявляются чёткие геометрические формы зданий, вот принимают омовение молящиеся, вот нежные солнечные лучи играют на красивом женском теле.
Фильм целиком и полностью состоит из таких противоречий. Противоположным понятием гедонизма оказывается целомудренность, настойчивое намерение иметь детей сравнивается с невозможностью осуществления этого желания по физиологическим причинам, свободолюбие – с обетами, продиктованными религиозными запретами, вера – со знанием.
Включив в повествование автомолитвы – специальные кабинки, в которых прихожан может исповедовать пастор, – постановщик добавил в ленту смутных намёков на оруэлловский тоталитаризм и немалую порцию здорового абсурда. Серьёзный тон то и дело сменяется легкомысленным, а в идее фильма нельзя не заметить сдержанного «фи» кинематографиста в сторону религии.
Однако критике подвергается не община верующих вообще, а некоторые её кластеры в частности. Маскаро осторожно смеётся над теми, кто превращает людскую веру в источник заработка, а верную паству – в обезумевших полоумных, готовых на всё ради исполнения своих желаний.
Назвать же «Божественную любовь» полноценной сатирой на религию или веру не получится при всём желании. Фильм – лишь размышление на тему, но не сделанные на полях истории выводы.
Содержательно неоднозначная, несовершенна картина и по части формы. Неспешный темп постановки и потерянные между строк детали недалёкого будущего не лучшим образом сказываются на впечатлении от работы бразильского режиссёра.
С другой стороны, лента может похвастать замечательной картинкой. Отлично потрудился оператор Диего Гарсиа («Дикая жизнь», мини-сериал «Слишком стар, чтобы умереть молодым»). В его работе классические приёмы – создание устойчивой и уравновешенной композиции кадра, использование приёма фрейминга, который в своё время с успехом применяли в «Любовном настроении» Вонг Кар-Вая и «Сиянии» Стэнли Кубрика Кристофер Дойл и Джон Олкотт соответственно – служат главной цели – выделить главных героев из общего пространства, одновременно, заключая их в тесные рамки системы, показав, насколько им недоступны истинные вера и свобода.
«Божественная любовь» Габриэля Маскаро оказалась сложносочинённой постановкой. Её непросто будет раскусить с первого раза. Формально история не предлагает зрителю ничего нового: ожидающие чуда протагонисты вроде бы получают желаемое, но при этом так и не обретают счастья, а трансцендентный бог так и остаётся невидимым и безмолвным. Но стоит дать ей шанс, и она затянет вас в водоворот переживаний и осторожно прошепчет на ухо – жизнь априори прекрасна.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 22 августа