В ПРЯМОМ ЭФИРЕ (LATE NIGHT)
2019, США, 102 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Ниша Ганатра
В ролях: Эмма Томпсон, Минди Кейлинг, Джон Литгоу, Хью Дэнси, Рейд Скотт, Дэнис О’Хэр, Макс Казелла
«В прямом эфире» – это комедия о том, как всё может (и должно) пойти иначе. При этом она является немного театрализованной версией сегодняшней либеральной повестки, поскольку как лента о комедийном бизнесе она не такая смешная, а как драма о познании себя слишком прямолинейна и предсказуема. Отсюда и вылезает главная проблема: этой инди-комедии тяжело оставаться смешной и актуальной в мире, где всё, особенно юмор, должны постоянно меняться и адаптироваться. «В прямом эфире» сделана же здесь и сейчас – чтобы ублажить политкорректную публику.
Режиссёр Ниша Ганатра пришла из мира телекомедии и, естественно, развивает её в рамках кинематографа. При этом «В прямом эфире» является творением сценаристки Минди Кейлинг, сыгравшую главную роль и вложившую в сценарий свой опыт работы над сериалом «Офис». Героиня Кейлинг по имени Молли – безрассудный новичок в мире большого телевидения и попадает в помощницы к прожжённой телеведущей в исполнении Эммы Томпсон. Сразу же всплывает в памяти «Дьявол носит Prada» – Кэтрин Ньюбери такая же обворожительная дьяволица, скупая на комплименты и скорая на расправу.
Отчасти Кейлинг описала свою собственную биографию и производственный опыт телевизионного закулисья, отчего «В прямом эфире» можно похвалить за прямоту и откровенность. Фильм на самом деле многое раскрывает, а с точки зрения аргументации мира шоу-бизнеса делает то, что зритель ожидает. Одной из актуальных тем является, внезапно, неспособность ветеранов телевидения ориентироваться в мире социальных сетей: Ньюбери пробует ворваться в Twitter и терпит неудачу. Персонажи и юмор «В прямом эфире» прямолинеен и злободневен, однако, во многом для американского зрителя – россиянам всё же далеко до проблем заокеанских обывателей.
Непринужденность фильма обусловлена тем, что героиня Кейлинг никогда не является живым человеком. Это целиком выдуманный персонаж, существующий лишь в кино – олицетворение оптимизма, правды. Ей не хватает более чуткого раскрытия и разнообразия. Кейлинг не дала своему персонажу внутреннего стержня или личной сюжетной линии – по сюжету Молли просто становится более уверенной в себе и помогает другим. Есть смутный романтический проблеск, но и он не получает развития.
Кэтрин – более интересный герой, отчасти из-за странного баланса между токсичностью и аурой серьёзности. Эмма Томпсон выходит за рамки жуткой начальницы; у неё свежий взгляд, формальный наряд и стиль Дэвида Боуи в его лучшие годы. При этом остроумная женщина вовсе не убеждает зрителя в том, что Кэтрин – непонятый гений или глубоко одинокий человек. Скорее наоборот – Эмма Томпсон гуманизирует свою героиню и заботится о её внутреннем мире.
Возможно, что в чём-то «В прямом эфире» – очень проницательный фильм, но надо быть честным: комедия отказалась от фарса ради чего-то неконкретного. Тонкие штрихи, как это обычно бывает, оказываются наиболее сильной частью этого фильма, но их слишком мало и добавлены они явно по наитию из жизненного опыта. Отсюда и смысла в сценарии нет, потому что комедия, направлена на исповедь одной конкретной сценаристки.
Егор Рябцев