ГОГОЛЬ ПОРОДИЛ, БОРТКО УБИЛ
ТАРАС БУЛЬБА
Жанр: драма, исторически 2009, Россия, 130 мин.
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Магдалена Мельцаж, Михаил Боярский, Сергей Дрейден, Владимир Ильин, Юрий Беляев, Ада Роговцева, Борис Хмельницкий, Остап Ступка
ОЦЕНКА: 2,5
«Тарас Бульба» анонсировался как главная надежда отечественного кинопрома. Причем до поры до времени отечества у фильма, по понятным причинам, было целых два. Почему к завершению пост-продакшна из списка государств-создателей картины была выброшена Украина, известно разве одному каналу «Россия». Фильм проходит под политическим знаком взаимоотношений (читай противостояния) Украины и России. И, к сожалению, политической составляющей в фильме порой гораздо больше, чем художественной.
В основу картины легла знаменитая повесть прославленного Николая Васильевича Гоголя. Жаль, что даже его имя в канун 200-летия со дня рождения едва не стало яблоком раздора между двумя странами. Даже сам вопрос определения Гоголя (то ли как писателя украинско-русского, то ли русского украинского происхождения, то ли политкорректное «классик мировой литературы») стоял довольно остро. Дополнительной пикантности добавлял тот факт, что «у руля» грядущей экранизации стал Владимир Бортко (тоже украинец по происхождению), за которым закрепился стереотип экранизатора классики, причем неплохого. Хотя, по правде говоря, со времен всеми признанного «Собачьего сердца» по Булгакову (меж тем, Михаил Афанасьевич - еще один совместный «продукт» России и Украины) прошло уже целых 20 лет, а сериальные «трибьюты» Достоевскому («Идиот») и тому же Булгакову («Мастер и Маргарита») реакцию вызвали неоднозначную.
На главную роль был приглашен Богдан Ступка, успевший за свою карьеру переиграть большинство ключевых персонажей украинской истории - от Тараса Шевченко и Ивана Мазепы до Богдана Хмельницкого, и поэтому выглядевший вполне естественной и единственно возможной кандидатурой на это место. Упорно муссировавшиеся слухи об участии в проекте Жерара Депардье в качестве исполнителя главной роли, к счастью, не подтвердились. Ибо, судя по последним ролям француза, тот сейчас не в лучшей форме и способен привлечь внимание зрителя разве что своим громким именем и мощной харизмой. Почему к счастью? На мой взгляд, Ступковский Тарас -одно из немногих светлых пятен фильма.
Итак, что же мы имеем на выходе? Бережное отношение к тексту первоисточника у Бортко сохранилось, но куда-то подевался знаменитый гоголевский дух и прославленная авторская ироничность. Только не надо сетовать на якобы серьезную, почти историческую тематику «Бульбы». Рассказать историю о казаках (а это те еще весельчаки были) со столь серьезной миной - уже большая промашка. К тому же во время просмотра фильма уровень на условном «пафосометре» прямо-таки зашкаливал. Патетические речи перед смертью каждого из воинов, несмотря на всю якобы трагичность ситуации, порой вызывали искренний смех. Нет, пафос это не есть плохо - зачастую в фильмах исторической тематики он просто необходим, но также необходима его строгая дозировка и, главное, уместность. Когда все это есть - получаются «Последний самурай» и «Храброе сердце», когда нет - «Адмирал» и сами-знаете-что.
Актерский состав весьма неровный и несбалансированный. Похвалы в сторону Богдана Ступки, а также исполнившей эпизодическую роль Ады Роговцевой вполне уместны и подтверждают силу старой актерской школы. Молодежь вызывает весьма противоречивые чувства. Андрий в исполнении Петренко неубедительно пытается изобразить драму (на которой, в принципе, и должен строиться фильм), а в речи Владимира Вдовиченкова, сыгравшего Остапа, то и дело слышатся нотки его прошлых творческих усилий в фильмах "Бумер" и "Бригада" (ну не вяжется, как тут ни крути, казацкий сын Остап Бульба с крутыми бандитскими образами актера). Это еще одна проблема отечественных актеров -неумение выходить из прежнего образа. А уж о моменте «нету, Тарас, у тебя жены...» и вовсе стоит умолчать. Ибо лица «сыновей» в этом, безусловно, ключевом моменте, кроме каменного выражения никаких признаков какой-либо умственной или физической деятельности не подают. Голос еще одного экс-«бригадира» мы постоянно слышим где-то с поднебесья: переизбыток пафоса и псевдопатриотизма в каждом слове Безрукова, без которого сложно уже представить любой громкий фильм последних лет, действует как серьезный аллерген. Эти кочующие из фильма в фильм «звезды» зрителю уже порядком приелись. Стоило ли них ради раздувать бюджет и наблюдать очередную «халтуру».
Уж молодые и голодные театралы без сомнения глотки друг другу перегрызли за роль в этом фильме, и разбились в лепешку, но сыграли бы куда лучше слегка зажравшихся "корифеев". Об акцентах в речи и упоминать-то не стоит. Почему-то Ступка и Роговцева смогли удачно сымитировать южноукраинский говор, в то время как москвичи не особо-то и старались.
В наше время, как, в прочем, и любое другое, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. В экранизации же -главное удачно расставить акценты. О чем это? Да о том, что запорожский козак («о» на «а» не менять - прим. автора) Тарас Бульба через каждые пять минут разражающийся тирадой о русской (!) земле и русской (!) вере - это сюр чистой воды, как и с завидной регулярностью появляющееся название Украина. Понятно, что существуют два варианта гоголевского текста (а именно редакции 1835 и 1842), как и то, кто финансировал проект, но стоило ли делать акценты именно столь политизированными - вопрос. Политугодные кинематографисты - большое зло.
Музыка. Если те полтора мотива, что сотворил Корнелюк за три года работы (притом не без заимствования то ли у «Храброго сердца», то ли у «Гладиатора») и есть «отличная работа композитора», то впору хвататься за голову и громко орать (ну или смеяться -это уж на усмотрение).
Батальные сцены должны были ставить ведущие специалисты этой области из Фабрики Грез. По крайней мере, так нас уверяли создатели и рекламная компания. Но похоже, что приехав на съемки, эти эфемерные специалисты провели свое оплаченное время в экскурсиях по достопримечательностям городов-мест съемок. Настолько бездарной работы массовки давно не доводилось видеть. Какие-то схематичные движения на заднем фоне и абсолютная инертность участников сего действа просто поражали. Как правило, такие огрехи скрывает монтаж, но тот вышел настолько топорным, насколько это можно вообще представить. А уж как же сам Бортко не сумел заметить столь зияющие дыры при просмотре итогового материала, уму непостижимо. Поневоле закрадывается нездоровая мысль (лица казацкой массовки в этом только убеждают) о том, что значительную часть бюджета откровенно пропили. Ибо кое-какие моменты в фильме так можно было создать лишь с жестокого похмелья.
Сцена казни Остапа откровенно содрана с режиссерских работ Гибсона. И если жестокость в его фильмах обусловлена многими обстоятельствами, среди которых придание своим творениям реалистичности, то в случае с Бортко это больше похоже на гольный эпатаж и жестокость ради жестокости. Смерть Андрия и вовсе проходит как-то уж слишком буднично. Хотя этот эпизод должен был стать кульминацией фильма и ключевым драматическим моментом.
Еще одно критическое замечание в адрес создателей фильма - ни к одному из героев не испытываешь даже капли сочувствия. Они умирают, сражаясь, но ни шага для того, чтобы зритель стал ближе к экранным персонажам, со стороны режиссера не сделано. Ровно так же, как и отсутствует цельное ощущение от фильма. Казаки будто сами себе придумали войну. Пошли, мол, повоевали чуток и разбежались.
Среди позитивных моментов стоит отметить яркий образ еврея Янкеля, политкорректно переименованного Бортко в шинкаря вместо гоголевского и вполне литературного «жыд»; Остапа Ступку (сын Богдана Сильвестровича), который в небольшой роли (казак Вертихвост) проявил свою театральную выдержку; и, как это ни странно, Боярского, который ни «канальи!», ни «один за всех, все за одного!» так и не произнес, зато роль эдакого безумца сумел исполнить куда лучше тех, кто еще вчера был «не они такие, а жизнь такая».
Похоже на то, что творческие неудачи обернутся для фильма еще финансовым провалом (чего, к примеру, удалось избежать собрату «Тараса...» «Адмиралу»). Кто знает, может это, наконец-то, научит отдельных делков со всей ответственностью и профессионализмом подходить к подобным проектам или просто не уродовать литературную классику бездарностью и дилетантизмом.
Отсюда вытекает резонный вопрос: почему поляк Ежи Гоффман (сравнивать с лучшими зарубежными образцами - смех один) в свое время за куда меньшие деньги по не менее достойному литературному произведению («Огнем и мечом») сумел сделать очень хороший фильм. При этом не исковеркав дух оригинала, не воспалив больное воображение демагогов и создав из аналогичного по своей интернациональности актерского состава ансамбль, на работу которого приятно смотреть и поныне. Переживет ли творение Бортко хотя бы 5 лет, когда улягутся политические страсти, забудется рекордный для стран экс-СССР бюджет и прочая околофильмовая шелуха - покажет время.
Тарас Сасс
В ДВУХ СЛОВАХ...Владимир Владимирович Бортко родился 7 мая 1946 года в Москве. Затем переехал в Киев, где поступил в институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого. В 1975 году он поставил свой первый фильм «Канал», а в 1978 году снял «Комиссию по расследованию».
Экранизация Булгакова, художественный фильм «Собачье сердце» 1988 года, принесли Бортко главную награду кинофестиваля в Перудже и мировое признание. Позднее режиссер еще раз обратился к Михаилу Булгакову, сняв телепроект «Мастер и Маргарита», в этом же формате экранизировал роман Федора Достоевского «Идиот». Проекты получились несколько противоречивыми из-за резонансного сочетания ауры тяжеловесной классики (даже если по страницам расхаживает дьявол, в прямом и переносном смысле) и стилистики декоративного телевизионного сериала. Спустя одиннадцать лет после выхода последней своей полнометражной картины «Цирк сгорел и клоуны разбежались», режиссер возвращается в большое кино с экранизацией повести Гоголя «Тарас Бульба». Бортко солидарен с автором: нет разделения народов на русских и украинцев - что делает лозунгом своей картины. В своем интервью он призывает наплевать на Новодворскую и Ковалева и вступать в ряды КПРФ, признается, что полностью на стороне Тараса Бульбы. Ну и произносит самое лучшее извинение за весь антисемитизм картины, какое только можно придумать: большевики ушли от марксизма и потому наделали ошибок. Просто 8 начале любого дела должен стоять еврей. Они убежали от еврея — и пропали.
В ДВУХ СЛОВАХ...Богдан Сильвестрович Ступка родился в Куликове 27 августа 1941 года, окончил студию при Львовском театре им. Заньковецкой и, в 1984 году, театроведческое отделение театрального факультета КДИТМ. Спустя пятнадцать лет стал министром культуры и искусств Украины. На посту пробыл до 2001 года, после чего занял должность художественного руководителя театра имени Ивана Франко в Киеве. Первая роль в фильме 1971 года «Белая птица с чёрной отметиной». Всего в фильмографии актера свыше шестидесяти работ. Про свою роль Бульбы Ступка, который к слову немного боится лошадей, говорит, что когда его очень коротко подстригли, приклеили чуб, и он надел костюм, то почувствовал себя в коже Тараса. Съемки фильма, по его мнению, выдались тяжелыми - и физически, и творчески. Натуру для ленты снимали в Запорожье, павильоны - на студии «Ленфильм». После, мягко говоря, словообильной роли Бульбы, Ступка признается, что хотел бы сыграть молчаливого персонажа. Но, тем не менее, считает фильм удачным и сложившимся. Богдан Сильвестрович положительно отзывается о работе своих коллег по площадке, в особенности Боярского, с сожалением вспоминает погибших Дедюшко и Хмельницкого, и опровергает слухи о том, что на съемочную площадку приходилось вызывать скорую из-за того, что он отказался от услуг дублера и упал с лошади.
ЕСТЬ МНЕНИЕ...Новый фильм Владимира Бортко оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, он похож на калейдоскоп отрывочных кадров, нежели на полноценную картину, а с другой - вызывает неподдельное и искреннее чувство патриотизма. А это ведь такая редкость в наши времена, когда молодое поколение воспитывается на чем угодно, но никак не на здоровой любви к Родине и, к сожалению, прячет глаза, когда не знает, как ответить на простой в общем-то вопрос: «А ты знаешь кто такой Гоголь?»
Александр С.