АНГЕЛЫ ЧАРЛИ (CHARLIE'S ANGELS)
2019, США, 118 мин
Жанр: боевик, комедия
Режиссёр: Элизабет Бэнкс
В ролях: Кристен Стюарт, Наоми Скотт, Элла Балинска, Сэм Клафлин, Ной Сентинео, Элизабет Бэнкс
В 1976 году американский телеканал ABC решился на невероятно смелый для того времени шаг, выпустив телесериал о трёх девушках, работающих в частном сыскном агентстве и выполняющих ту работу, которая обычно считалась мужской. «Ангелы Чарли» 70-х по праву может считаться одной из первых ласточек в движении за равноправие мужчин и женщин в профессиональной сфере.
Сериал имел невиданный успех, поэтому нет ничего удивительного в том, что история о трёх бойких барышнях в бескомпромиссном мире мужчин и по сей день не теряет своей актуальности, обзаводясь всё новыми экранными воплощениями с завидной регулярностью. Наиболее известной версией, безусловно, является трактовка режиссёра-клипмейкера МакДжи. Пожалуй, именно состав 2000 года у большинства зрителей является любимым и неповторимым – красоткам Кэмерон Диаз, Дрю Бэрримор и Люси Лью удалось покорить мужские сердца и игриво доказать, что женщины во многих аспектах куда более изобретательны в пресловутых «мужских делах». И это задолго до того, как радикальный феминизм стал править бал, а само понятие «равноправие полов» трансформировалось в лицемерный модный тренд.
В 2011 году всё тот же канал ABC решил возродить собственное детище в ТВ-формате, но проект получился крайне неровным, вызвал шквал критики и был закрыт спустя всего 4 серии. Казалось бы, в чём причина провала, если новая версия цеплялась за наследие своих предшественников? Можно предположить, что помимо слабого сценария, свою роль сыграл временной фактор – общество было не готово к валькириям в мини, бросающим вызов мужскому обществу без нарочито комедийного флера.
Поэтому то, что очередная попытка вернуть в строй Ангелов состоялась именно сейчас, после Вайнштейна, испепеляющей волны #MeToo и нового витка фем-истерии об ущемлении прав женщин, кажется, не удивляет никого. Собственно, «Ангелы Чарли» образца 2019 года абсолютный продукт своей эпохи, и едва ли кто-то ждал от него чего-то иного.
Общий сюжетный мотив не изменился: три девушки – бойкая бунтарка Сабина (Кристен Стюарт), бывшиый агент MI-6 Джейн (Элла Балинска) и умница-программист Елена (Наоми Скотт) – служат в частном охранном агентстве миллионера Чарли Таунсенда, охраняя покой своих клиентов и спасая мир от тех угроз, с которыми, казалось бы, не справиться узколобым и примитивным мужланам. В этот раз миру во всем мире угрожает техническая разработка, способная совершить революцию в энергетике, но и являющаяся идеальным орудием для убийства, к созданию которой приложила руку Елена, взятая под крыло Ангелами и агентством Чарли. Кто-то вознамерился украсть технологию и продать её на черном рынке, и отважная троица выходит на след злоумышленника, по ходу дела доминируя и унижая всех, кому не посчастливилось родиться с Y-хромосомой в своей ДНК.
Оценивая «Ангелов Чарли» Элизабет Бэнкс нельзя не пуститься в сравнение с работой МакДжи. Потому как при всей схожести мотивов и общего корня истории, подход режиссёров к своим лентам и, в частности, к зрителю совершенно разный. Да, кто-то скажет, что фильм 2001 года снимал мужчина, когда как в 2019 году у руля впервые встала женщина. Но, если брать половую принадлежность режиссера как определяющий фактор для настроения истории, то тем более странно, что героини у МакДжи показаны более самостоятельными, женственными и сексуальными, чем у Бэнкс. Они не стремятся унизить мужчин, хотят быть любимыми и нужными, а свои «женские штучки» применяют исключительно ради благой цели.
В новой же трактовке Сабина, Елена и Джейн в мужчинах, кажется, нужды не видят, да и окружают их в подавляющем большинстве либо ботаники, либо геи, либо отморозки. Сексуальность девушки предпочитают использовать лишь как оружие против мужчин, что подтверждает уже отвратительная открывающая сцена, где Кристен Стюарт изо всех сил пытается быть обольстительной, после чего толкает недвусмысленную речь, из-за которой её тут же называют домохозяйкой. Словно, в современном мире для женщины нет ничего хуже, чем быть идентифицируемой как домохозяйка.
Как будто этого мало, в следующей сцене страдающая от нераскрытого потенциала Елена вслух высказывает, как ей тяжело живется, когда босс её недооценивает, а плоды её трудов присваивают опять же коварные мужики. Эти сцены прямо-таки ощущаются, как феминистические лозунги, призванные сплотить таких же притесняемых в единый фронт. Стоит отметить, что у МакДжи девушки не жаловались на несправедливость своей судьбы, а просто красиво и эффективно доказывали свое превосходство. Ну и куда же без символической сцены битья по причинному месту от притесняемых и страждущих? Как будто, картина с ярко выраженным феминистическим настроем без подобной сцены считается неполноценной.
Справедливости ради стоит сказать, что в новой картине Бэнкс не всем мужчинам досталась роль плохишей или мальчиков для битья. В окружении девушек есть Босли – особенный отряд наставников, на которых дамы могут положиться в трудной ситуации. И Босли в этот раз больше одного – тут и как всегда фактурный Патрик Стюарт в качестве самого первого Босли, бывшего партнера Чарли, и Джимон Хонсу, тренирующий Джейн, но даже эти замечательные мужчины уходят в тень, ведь впервые наставником для Ангелов стала женщина – традиционно Элизабет Бэнкс играет в режиссируемых ей фильмах не последнюю роль. И за раскрытие с новых сторон внутренней структуры агентства Чарли Таунсенда постановщицу хочется похвалить. Зрителю впервые показывают, насколько же эта организация глобальная, и не ограничивающаяся лишь Чарли, тремя Ангелами и Босли. Собственно, как мы теперь знаем, Ангелов, как и Босли множество, небольшими отрядами они действуют по всему миру и вербуют в свои ряды талантливых девушек для опасных заданий. Пожалуй, расширение существующей вселенной является одной из немногих однозначных удач ленты 2019 года.
«Ангелы Чарли» всегда были историей про женщин и о женщинах – сильных, но хрупких, волевых и упрямых, прекрасных и умных. Борясь с негодяями обоих полов, девушки из агентства Чарли всегда умудрялись показывать свои сильные и слабые стороны, не притесняя мужчин, но работая вместе с ними. Но современный Голливуд диктует новый образ сильной и независимой ролевой модели, доводя его до абсурда, и оставляя мужчинам грезить о былых деньках, когда и трава была зеленее, и Ангелы Чарли не стеснялись наряжаться в обтягивающий латекс, чтобы подчеркнуть свои достоинства.
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 14 ноября