Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Девятая
Автор: А.Ивахнова, С.ПрудниковДата: 25.11.2019 08:01
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДЕВЯТАЯ
2019, Россия, 99 мин.
Жанр: триллер, приключения, детектив, ужасы
Режиссёр: Николай Хомерики
В ролях: Евгений Цыганов, Дэйзи Хэд, Дмитрий Лысенков, Джонатан Солвей, Юрий Колокольников, Евгений Ткачук, Игорь Черневич

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»:



В бандитском Петербурге XIX века странно и неспокойно. Пока удачливый делец с внешностью Юрия Колокольникова удовлетворяет свой интерес к оккультным наукам, организуя гастроли таинственной англичанки Оливии Рид, способной, как говорят, общаться с мёртвыми, полицейский полковник Ростов с помощником расследуют серию загадочных убийств. Маньяк специализируется по девушкам и радует трудолюбием и фантазией. Кажется, ни дня не проходит без того, чтобы обнаружить очередную жертву, а у той то сердце вырезано, то пентаграмма рядом нарисована. Ростов, в силу некоторых личных причин и любви к работе, носится с делом как курица с яйцом, и однажды его активность и дедуктивные потуги вознаграждаются. Череда дурацких совпадений и случайных умозаключений приводят полковника к миссис Рид и её русскому антрепренёру, две сюжетные линии сливаются в одну и на экране смешиваются кони, люди, магические ритуалы и извращённые чувства к родственникам (и не только).

Николай Хомерики, поначалу подвизавшийся на ниве сурового российского артхауса с обязательными пейзажами загнивающей провинции и историями с элементами чернухи, с недавнего времени решил переквалифицироваться и попробовать себя в коммерческом кино, рассчитанном на широкую аудиторию. Успехи на этом поприще пока сомнительные. Возможно, дело в том, что режиссёр отчего-то из раза в раз выбирает жанр психологического триллера, однако, количество в качество переходить упорно отказывается. Ни в «Ледоколе», ни в «Селфи» нет ни намёка на декларируемый саспенс, а вторичный сюжет не могут скрыть ни топовые актёры в главных ролях, ни работа известных операторов. При этом Хомерики, очевидно, вдохновляется примерами зарубежных коллег, так что все его последние фильмы вызывают чувство дежа-вю. Не избегает этой участи и «Девятая», даром что в сценаристах значится добрый десяток личностей разной степени известности, включая чету Дяченко, а трейлер порождает надежды на то, что режиссёр наконец-то выплыл из столь любимого им моря тоски и отчаяния. Однако на практике выясняется, что это лишь ловко созданная иллюзия, подобная тем, что демонстрирует в своих шоу главная героиня фильма.

Бодрые шутки ироничного следователя Ганина, обещающие действительно любопытную историю, очень скоро рассеиваются в петербургском утреннем тумане, уступая место любовной драме, разворачивающейся на фоне внезапного дедлайна поимки преступника. Комиксовые вставки и периодические экшн-сцены, представляющие собой странный микс «Индианы Джонса», «Шерлока Холмса» Гая Ричи, «Пиратов Карибского моря» и парочки известных сериалов канала Netflix, могут лишь продемонстрировать желание режиссёра охватить как можно более разнообразную зрительскую аудиторию, но они не в состоянии противостоять его стремлению снимать то, что, как ему кажется, получается у него лучше всего. Поэтому очень скоро Цыганов примерит привычную маску искушённой скорби, Дэйзи Хэд начнёт мелодраматично заламывать руки и истекать искусственной кровью, пытаясь изобразить одновременно ужас и страсть и стараясь не растерять надуманную загадочность образа, а чёрный юмор сменят все оттенки серого уныния. При этом Хомерики, опять и снова, страшно далёк от выбранного материала. Его работы легко узнать по пугающей холодности автора, которую нетрудно перепутать с равнодушием. Ему не интересны ни провинция, ни терпящий бедствие ледокол, ни Петербург, который в «Девятой» предстаёт набором открыток с обязательными видами Петропавловской крепости и набережной Мойки, но напрочь лишённый каких-либо признаков настоящей жизни.

Пытаясь запрячь в одну телегу комедию, детектив и трагедию, режиссёр предсказуемо терпит фиаско. Желание в первую очередь заработать, а не создать, выдаёт в Хомерики алчного ремесленника, старательно копирующего чужие формы в надежде на то, что наивный клиент не отличит подлинник от подделки. Не выходит ни нового Фандорина, ни старого Шерлока Холмса, банальный сюжет с невнятной мотивацией антагониста и клишированные диалоги сложно прикрыть неплохим визуалом, а единственная, пожалуй, удача фильма – актёрская работа Дмитрия Лысенкова – не в состоянии закамуфлировать все недостатки картины. Действительно, один Ватсон в поле не воин.

Анастасия Ивахнова



МНЕНИЕ «ЗА»:



Пожалуй, Викторианская эпоха, как ни одна другая, не укоренилась так плотно и продуктивно в приключенческом кино. Период правления королевы Британской империи, Ирландии и Индии Виктории пришёлся на 1837-1901 годы, своеобразный излом эпох, когда традиции постепенно начали подминаться наукой, но вера в сверхъестественное была крепка как никогда.

Именно в викторианскую эпоху происходят события многих культовых произведений – от классического «Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла до постмодернистского «Из ада» Алана Мура. На экранах кинотеатров викторианство так же частый гость – это и различные трактовки классических произведений вроде того же Конан Дойла, так и вдохновлённые эпохой оммажи.

В России данный исторический период выпал на правление Николая II Романова, но в виду культурных различий между Великобританией и Россией эстетика викторианства чужда нашему народу. Впрочем сегодня всё больше отечественных киноделов стремятся провести параллели между двумя странами, показав что туманный и загадочный Санкт-Петербург XIX века скрывает не меньше тайн, чем Лондон того времени. Уже достаточно вспомнить «Дуэлянта» Алексея Мизгирёва или пресловутого «Гоголя» Егора Баранова, согласно которым на тёмных улицах северной столицы опаснее, чем в Уайтчепеле при Джеке-Потрошителе.

Режиссёр Николай Хомерики решил пойти ещё дальше и объединил мотивы викторианского триллера с российской действительностью конца позапрошлого века в своей новой картине «Девятая», которая, судя по рекламным материалам, позиционировалась, как наш ответ «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи.

Санкт-Петербург конца XIX века. Общество охвачено модой на сверхъестественное, процветают различного толка эзотерические салоны, а медиумы становятся звёздами светских тусовок. В это непростое время город захлёстывает волна ужасных убийств – кто-то с особой изощрённостью убивает молодых девушек, используя ритуальную символику, относящуюся к чёрной магии. Следователь Ростов (Евгений Цыганов) вместе с молодым помощником Ганиным (Дмитрий Лысенков) берётся за расследование этого громкого дела, но чем дальше в него погружаются сыщики, тем больше они понимают, что без специалиста по оккультизму им не справиться. Очень кстати в город с гастролями приезжает Оливия Рид (Дэйзи Хэд), девушка-медиум с туманным прошлым и не менее загадочным настоящим.

«Девятая» Хомерики – картина, которая пытается угодить, кажется, сразу всем, благодаря игре с жанрами и обилию визуальных отсылок. Уже открывающая сцена, напоминающая что-то не то из «Мумии», не то из «Индианы Джонса» делает затравку на большое мистическое приключение. Экзальтированная игра Джонатана Солвея, некая магическая книга из одной с Некрономиконом библиотеки, кровавый ритуал – Хомерики активно пытается нагнать жути, но получается через раз. Благо, у режиссёра имеется хорошее чувство самоиронии, отсюда и пролом «четвёртой стены» персонажем Лысенкова, и периодические комиксовые вставки, нацеленные показать, что история – штука субъективная, и зритель видит события с позиции увлекающегося графомана Ганина. Уже на угрюмых улочках Петербурга повествование резко меняет тон. Тут не менее угрюмый и какой-то уставший от жизни Ростов применяет методы Шерлока Холмса, внедряясь под прикрытием в городские низы, истерзанные трупы юных дев пятнают кровью мощённые булыжником дороги, а коварный душегуб с хлыстом разъезжает на чёрной карете в поисках новой жертвы. Атмосферу Хомерики создаёт мастерски, не беря во внимание то, что из каждой псевдо-готической сцены тут торчат явные уши Голливуда. Но это тот случай, когда бережный перенос западных приёмов крайне «вкусно» ложится на прихотливую почву отечественного кинопроизводства, давая жизнь чему-то своему, родному.

На первый взгляд, отважные сыщики Хомерики – это очередная версия Холмса и Ватсона, но удивительная харизма Лысенкова вкупе со здоровым сарказмом персонажа представляют Ганина как вполне самостоятельного героя, за похождениями которого следить ничуть не менее увлекательно, чем за мытарствами Ростова. В какой-то момент Лысенков умудряется украсть всё зрительское внимание, и если бы не абсурдный сюжетный твист ближе к финалу, призванный сместить акцент на назревающие чувства между Ростовым и Оливией Рид, Ганина можно было бы смело назвать центральным героем истории.

К слову, сама британская подданная в истории является её главным украшением. Дэйзи Хэд, дочка того самого Энтони Хэда, знакомого по сериалам «Мерлин» и «Баффи – истребительница вампиров», крайне аутентично смотрится в роли хрупкой «барышни в беде». В своём интервью, режиссёр намекал, что на роль Оливии Рид изначально рассматривалась другая британская актриса, очень хорошо известная в нашей стране, но она, якобы, отказалась, испугавшись «злых русских с медведями в ушанках». Можно предположить, что этой пугливой чужестранкой могла бы быть Ева Грин, но этого мы уже не узнаем. В любом случае, за плечами Грин множество похожих ролей, а вот Дэйзи Хэд своим участием в большом кино радует не часто, ограничиваясь в большей степени ролями в сериалах. При том, что таланта у этой большеглазой красавицы, будем честны, в избытке.

К сожалению, тон повествования у Николая Хомерики крайне неровный и к финалу напряжение сходит на нет, превращая историю в набор притянутых за уши штампов и нелогичностей. Магия из салонного развлечения становится чем-то, что ломает установленные правила игры, умаляя ценность принесённых жертв и вызывая у зрителя оправданное недоумение.

Но при всех своих недостатках, «Девятая» Хомерики – тот самый приятный для глаза жанровый эксперимент, на который не так богат наш кинематограф. Это самый настоящий готический кинокомикс, в основе которого, на удивление, нет графического первоисточника. Однако стиль и подача претендуют на то, чтобы поставить работу российского режиссёра в один ряд с лучшими представителями готического триллера, вроде «Из ада» братьев Хьюз и «Ворона» Джеймса МакТига.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 7 ноября
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 441 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio