ДЕВЯТАЯ ЖИЗНЬ ЛУИ ДРАКСА (THE 9TH LIFE OF LOUIS DRAX)
2016, Великобритания-Канада-США, 108 мин.
Жанр: триллер, драма, детектив
Режиссер: Александр Ажа
В ролях: Джейми Дорнан, Эйден Лонгуорт, Сара Гадон, Аарон Пол, Оливер Платт, Барбара Херши
В качестве основы для своего дебютного сценария Макс Мингелла избрал непростой, но очень занимательный материал: книга Лиз Дженсен представляла собой смесь семейной драмы и психологического триллера, сдобренную нотками мистицизма. Да еще и с элементами детективной интриги – при правильном подходе из такого взрывоопасного коктейля могла бы получится настоящая бомба. Воплотить адаптированный скрипт на экране был приглашен никто иной как Александр Ажа, сделавший себе имя на хоррорах – видимо, его кандидатура должна была поспособствовать более «мрачной» подаче материала, на что ориентирует невеселый подтекст книги. Но что-то пошло не так уже с первых минут этого плачевного мультижанрового опыта.
Начинается оный бардак как детское coming-of-age фэнтези для взрослых, с веселой музыкой и титрами, оформленными в соответствующей стилистике. Закадровый голос Луи сообщает нам, что он не обычный ребенок, а ходячее несчастье. Началось все еще с рождения, когда «маму пришлось резать», а потом все пошло-поехало: куча травм и всевозможных инфекционных заболеваний – и все удивлялись, как он вообще дожил до своего возраста. Но вот он упал со скалы – и умер. Правда, ближе к вечеру, его сердце вновь забилось, не на шутку напугав сотрудников местного морга. Доктор Аллан Паскаль (Джейми Дорнан) сообщает шокированной матери мальчика (Сара Гадон), что произошло что-то близкое к чуду: теперь ее сын не мертв, а просто в коме. И на этом фоне якобы назревает не одна, а целых две интриги: во-первых, что это за мальчик, способный выживать каждый раз после таких шокирующих инцидентов (эту тайну доктор будет пытаться раскрыть сам); во-вторых, что произошло на скале на самом деле – ведь отец мальчика исчез после происшествия, что автоматически делает его главным подозреваемым (это «дело» будет распутывать недалекая полиция). Фильм периодически перемежает события настоящего ремарками и воспоминаниями, поданными детским голосом Луи, тщетно пытаясь разбавить занудный триллер неуместной иронией.
И хотя завязка видится интересной и элементы сюрреализма поначалу интригуют – этот градус таинственности картина оказывается способной держать совсем недолго. Вскоре сумбур начинает раздражать и на смену интересу приходит справедливая мысль: «К чему все это?» К Луи поначалу можно испытывать сострадание, но по мере того, как он рассказывает о себе все больше, его герой начинает не на шутку раздражать. Фильм вроде бы пытается показать его чуть ли не маленьким гением, но неуместная здесь тональность сводит все эти старания на нет: перед нами лишь эксцентричный самовлюбленный убийца хомячков, посылающий зачем-то своему психологу экскременты в почтовом конверте. Звучит дико и отталкивающе? На экране все так и выглядит. Но к счастью, малец не всегда находится на первом плане: во втором акте сюжет больше фокусируется на докторе Паскале, его отношениях с Натали (мать Луи) и полицейском расследовании. Надо ли говорить, что на середине фильма зритель уже в полной мере осознает, кто есть кто и к чему все ведет – так что герои своей недалекостью особой симпатии не вызывают. А картина тем временем из детского фэнтези для взрослых трансформируется в подобие эротического триллера, продолжая курс на оригинальность. И при всей нелепости насущного действа актерам показать здесь решительно нечего. Единственный, кто выделяется на общем фоне – это Аарон Пол в роли отца Луи, персонаж которого здесь выглядит самым правдоподобным.
Все вышеперечисленное в совокупности способствует тому, что «Девятая жизнь Луи Дракса», несмотря на свои темы, просто не способна зацепить по-настоящему. Кинематографисты, пытаясь быть оригинальными и разорвать шаблон, слишком заигрались здесь с постоянной сменой тональности, перепадами настроения и жонглированием всеми мыслимыми и немыслимыми жанрами, превратив потенциально успешную историю в безвкусное аляповатое непотребство. Иногда сквозь весь этот претенциозный кино-фарш можно разглядеть обрывки авторского замысла (имеется ввиду литературный первоисточник), но для этого нужно обладать завидной выдержкой, дабы не реагировать на чрезмерную эксцентрику в ущерб смыслам.
Василий Марин
В кинотеатрах с 1 сентября