Про экранизации Кинга пишут частно, поэтому наш журнал о кино вспоминает фильмы, но делает акцент на их сравнениях с книгами. Что лучше – кино или книга? Ответ наконец получен.
В список лучших экранизаций Кинга не попали сериалы и многосерийные телефильмы – просто потому что за несколько серий выстроить атмосферный триллер куда легче, чем в ограниченном формате полнометражки. А ведь все должны быть в равных условиях. Так что только полный метр, только Стивен Кинг, только хардкор!
«ИГРА ДЖЕРАЛЬДА» (2017)
Джесси и её муж Джеральд Бирлингейм приезжают в свой загородный дом, чтобы хорошенько отдохнуть на выходных. Джеральд приковывает жену наручниками к кровати и собирается хорошенько над ней подоминировать, но умирает от сердечного приступа. Ложе любви превращается в тюрьму, и теперь Джесси должна придумать, как ей выбраться из постели, рядом с которой остывает тело мужа.
«Игру Джеральда» Кинг написал прямо перед «Долорес Клэйборн», и в этих книгах можно обнаружить пересечение не только некоторых персонажей, но и темы угнетения женщины, а также инцеста. Как персонаж Джесси Бирлингейм запросто могла бы быть дочерью Долорес – пережила в детстве растление от собственного отца и как следствие (если верить психологам) связала свою жизнь с таким же властным человеком. Основное действие книги происходит по сути в четырёх стенах и ограничено спальней, но всё равно пропитано напряжением – ситуация кажется безвыходной, время работает против главной героини, помощи ждать неоткуда, а в и без того неприятную ситуацию «Король ужасов» мастерски подкидывает дополнительные негативные факторы – голодного бродячего пса и загадочного Лунного человека.
Конечно, главная приманка для зрителя в экранизации Майка Флэнагана (который теперь видится одним из самых талантливых хоррормейкеров современности) – соблазнительная Карла Гуджино, исполнившая главную роль. Брюс Гринвуд в роли её мужа тоже хорош, но его роль несравненно меньше, да и будем честны, актёр бы смотрелся в кружевном белье совсем не так хорошо. Минус, правда, в том, что откровенной наготы в фильме нет, и для столь вызывающей темы показанное на экране оказывается достаточно невинным. Впрочем, жёсткой эротики никто и не обещал, зато на месте оказались и привлечённая запахом мяса собака, и пугающий незнакомец (то ли реальный, то ли галлюцинация) в углу комнаты, и внутренние голоса Джесси, играющие в фильме не столь явную роль, как в книге, но всё же важные для сюжета.
Кино или книга?
Можете забросать редакцию камнями, но между текстовым описанием обнажённой женщины и её визуальным воплощением мы выбираем визуал. Мужчины любят глазами, ага. А Карла Гуджино определённо заслуживает того, чтобы на неё посмотреть.
«БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК» (1987)
Недалёкое будущее, 2019 год (да, теперь уже настоящее, а совсем скоро уже и прошлое). Попавший в опалу бывший полицейский Бен Ричардс сбегает из тюрьмы и оказывается в популярном реалити-шоу «Бегущий человек», где вынужден проходить уровни, контролируемые «охотниками», жаждущими его смерти.
«Бегущий человек» был опубликован в 1982 году под псевдонимом Ричард Бахман и прозу Стивена Кинга напоминал лишь в деталях, в основном же писатель зашёл едва ли не на киберпанковскую территорию Филипа Дика с фантастическим сюжетом в мрачных условиях острого социального расслоения. Главный герой сознательно решался на участие в телеигре «Бегущий человек» в надежде получить суперприз и обеспечить финансовое благополучие своей семьи. По условиям игры он должен был скрываться на территории целой страны, но был обязан отправлять почтой видеозаписи со своим участием каждые 12 часов. Никаких «охотников» в гротескных костюмах в игре не было, на «бегущего человека» охотилась вся страна – каждый был заинтересован найти его, ведь помощь в поисках гарантировала денежное вознаграждение. Кинг явно позаимствовал сюжет о реалити-шоу с выживанием из повести «Премия за риск» Роберта Шекли 1958 года (к слову, получившую аж 4 экранизации).
Экранизацию «Бегущего человека», вышедшую спустя 5 лет, трудно назвать даже экранизацией, ведь от книги в ней осталось лишь название, даже сюжетная канва была существенно переработана, а правила заглавной игры изменены практически до неузнаваемости. «Бегущий человек» превратился в какое-то сверкающее разноцветными огнями фрик-шоу, а главный герой из забитого жителя трущоб – в распираемого от мышц Арнольда Шварценеггера. Фильм с определёнными оговорками можно назвать культовым, это образцовый боевик своей эпохи, со множеством ярких сцен насилия и популярными героями-качками (одну из ролей сыграл рестлер Джесси «Тело» Вентура, снявшийся с тем же Шварценеггером чуть ранее и в «Хищнике»), но вот его производство оказалось настоящим адом со сменой постановщиков и пересъёмками: до Пола Майкла Глейзера (известного более по роли Старски в сериале «Старски и Хатч») режиссёрское кресло успели погреть Эндрю Дэвис и Джордж Костамос.
Кино или книга?
Т.к. это совершенно самостоятельные произведения, предпочтение отдать не получится. Хотите мрачную антиутопию – читайте книгу. Хотите китчевый экшн – смотрите фильм. Дословную голливудскую экранизацию мы всё равно едва ли увидим, хотя бы потому что в книге есть сцена, в которой самолёт таранит небоскрёб, а это очень больная для Штатов тема.
«КЭРРИ» (1976)
Кэрри Уайт, затюканная школьница, не может расслабиться ни в школе, ни дома. В учебном заведении над ней насмехаются одноклассницы, а дома не даёт вздохнуть чрезвычайно воцерковленная мать, считающая грехом даже менструацию. Естественно, нервный срыв Кэрри – вопрос лишь времени. В обычной ситуации дело скорее всего закончилось бы самоубийством, но ситуация непростая, ведь в девушке пробуждаются телепатические силы…
«Кэрри» стала первым опубликованным мистическим романом Стивена Кинга и является знаковым произведением в библиографии писателя. Темы гонимого обществом аутсайдера с расшатываемой психикой, насилия над беззащитным, жестокости в семье, религиозного фанатизма и сверхъестественных детских сил прочно войдут в круг излюбленных у «Короля ужасов». Даже часто используемый им приём подачи ярких мысленных вспышек главной героини в скобках, прерывающих основное описание, он ещё будет использовать в последующих произведениях. Но отдельное спасибо за свою успешную карьеру Кинг должен сказать режиссёру Брайану Де Пальме.
«Кэрри» повезло на экранизации, на данный момент их вышло три – в 1976, 2002 и 2013 годах, – и это явно не предел, но всё-таки лучшей принято считать самую первую. Именно после этого фильма книга стала бестселлером, а жирный гонорар позволил Кингу сосредоточиться на писательской деятельности. Де Пальма обошёлся с книжным первоисточником достаточно бережно, а сюжетные изменения были вызваны в основном бюджетными ограничениями, но вот 27-летняя Сисси Спейсек, изображающая 16-летнюю школьницу выглядит не слишком убедительно. Хотя, с другой стороны, опыт актрисы позволил ей создать цельный и яркий образ. Кстати, Джордж Лукас проводил кастинг на свои «Звёздные войны» параллельно с Де Пальмой и изначально видел в роли принцессы Леи именно Спейсек. Слава Императору, в итоге он выбрал Кэрри Фишер.
Кино или книга?
Несмотря на обилие фильмов, выберем книгу. Как обычно, в ней лучше и подробнее переданы внутренние терзания главной героини, а также есть все те эффектные сцены (типа астероидов, падающих на дом Уайтов), что не смог снять Де Пальма. Но спасибо режиссёру за молодую Нэнси Аллен, которая в будущем наденет бронежилет и составит пару самому Робокопу.
«СИЯНИЕ» (1980)
Начинающий писатель Джек Торренс устраивается смотрителем отеля «Оверлук» на зимний сезон и переезжает в него со своей женой Венди и маленьким сыном Дэнни. Отель оказывается мрачным местом, в некоторые номера которого лучше не заходить вовсе.
В 1977 году Кинг выпустил «Сияние» уже в статусе успешного писателя – и заезженная тема дома с привидениями не помешала ему родить новый хит, а только укрепила в статусе одного из самых заметных современных американских авторов. Кинг довольно тщательно покопался в голове Джека Торренса, наполнив её самыми разными сумасбродными и попросту опасными мыслями, а в итоге превратив склонного к насилию человека в опаснейшего безумца, но немало внимания уделил и Дэнни, чьи телепатические способности и назвал «сиянием». Впрочем, телепатии Дэнни в экранизации особого внимания уделено не было, да и не было у маленького Дэнни Ллоуда никаких шансов против харизматичного Джека Николсона – такой кого хочешь задвинет на задний план.
Культовый роман успешно обжился в поп-культуре и упоминается, например, в сериале «Друзья», а вот в «Первому игроку приготовиться» сделан замечательный оммаж уже его экранизации. Фильм Стэнли Кубрика обладает особым платиновым статусом в жанре психологического триллера. Ещё бы, ведь это Стэнли Кубрик, отменный визионер и перфекционист, не терпящий не только халтуры, но и какого бы то ни было инакомыслия на съёмочной площадке. Кубрик не снимает проходные фильмы, каждая его лента – событие в мире кино, и «Сияние» не стало исключением, подарив нам знаковую роль Николсона, одного из самых страшных маньяков в истории кино, множество запоминающихся сцен и потрясающе тревожную музыку. Фильм даже как-то умудрился получить славу довольно жестокого произведения, хотя в кадре происходит ровно одно убийство, да и то ближе к концовке. Приписываемый ему статус «страшнейшего фильма всех времён» едва ли близок к истине, но он стабильно входит в топы лучших хорроров на протяжении последних 40 лет отнюдь не случайно. Более того, не включить «Сияние» хотя бы в десятку лучших и вовсе считается признаком дурного тона. Хм, а ведь и у «25-го кадра» оно в десятке!
Кино или книга?
Выбрать что-то одно здесь не получится – советуем вам прочесть книгу и посмотреть фильм, а затем лично сравнить их. Хотя выбор самого Кинга общеизвестен: обычно он хвалит экранизации своих произведений, даже если те сделаны весьма посредственно, но вот «Сияние» Кубрика он открыто невзлюбил, обвинив режиссёра в том, что тот не понял суть книги, показав вместо зла, обитающего в отеле, психованного отца семейства.
«ОНО» (2017)
Раз в 27 лет городок Дэрри начинает терроризировать древнее зло – начинается всё с единичных «несчастных случаев» и исчезновений детей, а заканчивается обычно масштабной трагедией с множеством жертв, вроде взрыва на фабрике или пожара в клубе. Взрослые не замечают пугающих закономерностей, но дети уверены, что за всем стоит кровожадный монстр в облике клоуна.
Наряду с «Сиянием», «Оно», написанное в 1986 году, общепризнанно является одним из главных произведений Стивена Кинга, но в отличие от первого, читается куда легче и воспринимается более страшным. Масштабная история противостояния детей (а затем и взрослых) и потустороннего Пеннивайза до краёв наполнена переживаниями, погонями, кровью, страхами и самыми разнообразными чудовищами. Конструкцию романа не назовёшь простой – действие развивается параллельно: герои возвращаются в город своего детства и постепенно вспоминают кошмары, произошедшие с ними 27 лет назад, сюжет постоянно отвлекается на многочисленные флэшбеки, но не спотыкается об них, потому что события прошлого выглядят даже интереснее. А всё потому, что Кингу удалось создать объёмные образы детей, за которых по-настоящему переживаешь и с которыми не хочется прощаться даже по прочтении 1240 страниц.
До 2017-го единственной и лучшей экранизацией «Оно» считался двухсерийный телефильм 1990 года, где Пеннивайза сыграл замечательный актёр Тим Карри, но напугать он был способен лишь самых маленьких зрителей. Но его главной проблемой было даже не отсутствие действительно страшных сцен, а перегруженный сценарий, доказавший, что объёмное произведение Кинга нельзя достойно утрамбовать даже в трёхчасовой хронометраж. Андрес Мускетти же наконец-то показал нам страшного Пеннивайза, но первопричиной его успеха стали даже не отличные актёры-дети, не косоглазый Билл Скарсгард, не удивительно приличный и обильный для ужастика юмор, а здравое решение разбить повествование на две части. В 2017 году мы увидели те события, что произошли с героями в их детстве, а в 2019-м узнали конец истории. Причём, сиквел наступил на грабли старой версии, забуксовав во флэшбеках, представив пресных повзрослевших персонажей и снизив градус страшных моментов.
Кино или книга?
Знаете, а книга всё-таки лучше. Версия «Оно» 2017 года – это ведь лишь половина истории, а вот продолжение, вышедшее спустя два года, заметно сбавило в плане качества. В то время как книга держит в напряжении от и до, лишь в концовке демонстрируя, что Кинг явно злоупотреблял препаратами, придумывая бой с участием гигантской черепахи.
«КРИСТИНА» (1983)
Школьный задрот Арни Каннингем покупает четырёхколёсное корыто под названием Plymouth Fury 1958 года и посвящает всё своё свободное время восстановлению автомобиля. В итоге из гаража выезжает кроваво-красная «Фурия», а сам Арни становится местным альфачом, вот только в отношениях со своей механической красоткой выглядит скорее омегой, нежели альфой. Машина, получившая имя Кристина, доминирует слишком явно – неудивительно, ведь она живая и обладает весьма тяжёлым характером.
В 1977 году на экраны вышел триллер «Автомобиль», которым наверняка и вдохновился Стивен Кинг, работая над своим романом спустя 5 лет. Зловещий автомобиль, разъезжающий самостоятельно и не требующий прокладки между рулём и сиденьем, зато охотно давящий любого человека, который ему не понравится – описание одинаково подходит и для безымянного чёрного автомобиля, и для огненной Кристины. Но если в «Автомобиле» природа зла машины никак не объяснялась, а всё её общение с людьми сводилось к убийствам, то в «Кристине» люди играют более важную роль. Кинг добавил в сюжет подростка Ани и наглядно показал его трансформацию из неуверенного прыщавого пацана в привлекательного нервного грубияна, просто влюблённого в свою тачку.
Легендарный Джон Карпентер экранизировал «Кристину» в том же году, как на книжных прилавках появился роман Кинга. Постановщик в то время уже набил руку на «Хэллоуине» и «Нечто» и, пожалуй, находился в своей лучшей форме, прекрасно понимая как нужно снимать хорроры. «Кристина» не стала его лучшей работой (ещё бы, с такими-то конкурентами!), но явно не портит его фильмографию. Здесь приятные актёрские работы совмещены с рок-н-ролльным саундтреком, а напряжённые сцены с откровенным любованием изысканными формами «Плимута». Машина с лёгкостью перетягивала всё зрительское внимание на себя, становясь звездой каждого кадра, в котором появлялась. Магия ли это или всему виной бьющий по глазам красный цвет корпуса в сочетании с продуманными дизайнерами линиями авто, но факт в том, что «Фьюри» стала культовой, а каждый её владелец (ну или раб) считал своим долгом покрасить её именно в красный.
Кино или книга?
Если у книги только один творец, то у этого фильма творцов двое: Карпентер взял все лучшие идеи Кинга и изложил их на языке кинематографа с помощью собственных взглядов на природу страха. Произведение от такого тандема только выиграло. Хотя можно было сказать проще: в книге есть описание Plymouth Fury, а в фильме на него можно посмотреть со всех сторон и разве что прокатиться нельзя. Конечно, выбираем кино!
«МЁРТВАЯ ЗОНА» (1983)
Как известно, многие знания – многие скорби. Или, как говорят дети, много будешь знать – скоро состаришься. Школьный учитель Джонни Смит проводит в коме пять лет, а когда выходит из неё, обнаруживает, что у него появились способности медиума – он может видеть яркие события, связанные с жизнью людей, до которых дотронется. Однажды он обменяется рукопожатием с кандидатом в сенаторы Грегом Стилсоном и узнает, что политик в будущем станет президентом США и развяжет Третью мировую войну.
Опубликованный в 1979 году роман был написал Кингом в тяжёлое время алкогольной и наркотической зависимости, но в отличие от «Куджо» он хотя бы помнит как его писал – более того, гордитя им и считает своим первым настоящим романом (высокую оценку выставили также и критики). Очевидно, что на идею книги Стивена натолкнуло убийство Кеннеди и всеобщее порицание обвинённого в этом Ли Харви Освальда. Писатель подумал, что будет интересно попытаться взглянуть на подобную ситуацию с другой стороны и решил, что оправдание политического убийства может быть только одно – исправление будущего. И его Джонни Смит, самый рядовой американец с рядовым именем, должен остановить потенциального массового убийцу, даже ценой собственной жизни.
Кинг отлично прописал характеры и тихого Джонни, и лицемерного Грега, придумал несколько шокирующих эпизодов, а также снабдил сюжет грядущей ядерной катастрофой – естественно, кинематографисты не смогли остаться в стороне от столь яркого произведения. Канадский постановщик Дэвид Кроненберг, годом ранее выдавший свой самый громкий фильм «Видеодром», заинтересовался проектом, но раскритиковал сценарий, написанный самим Кингом и выбрал версию сценариста Джеффри Боама. Если в романе Грег Стилсон демонстрировал свою животную натуру с первых же страниц (что даже привело к множеству гневных писем в адрес Кинга от зоозащитников), то в фильме появлялся лишь в последней трети. В определённой степени ленте это пошло на пользу, сделав повествование более линейным и сосредоточенным на фигуре главного героя, но отчасти жаль, что исполнителя роли Стилсона мы видим не так уж и много – Мартин Шин смог создать по-настоящему отталкивающий образ. Ну а сыгравший Смита Кристофер Уокен без проблем передал «неотмирасегошность» своего персонажа, вот только актёр со столь специфической внешностью выглядит едва ли не последним, кто подходит на роль простого американца.
Кино или книга?
Фильм у Кроненберга получился хорошим (хотя до лучшего, «Мухи» оставалось ещё 3 года), но книга всё же копает куда глубже. Ей и отдадим предпочтение.
«ОСТАНЬСЯ СО МНОЙ» (1986)
Мальчик Рэй Брауэр пропал, и городок Касл-Рок стоит на ушах. Волею случая четыре пацана – Верн, Горди, Крис и Тедди – узнают о месте, где его, предположительно, сбил поезд. Друзья считают двухдневный поход за телом пропавшего отличным приключением, а также возможностью стать героями новостей.
Повесть «Тело», по которой был снят «Останься со мной» вошла в состав сборника «Четыре сезона» (об экранизации «Способного ученика» мы уже говорили выше, к «Побегу из Шоушенка» ещё вернёмся), опубликованном в 1982 году. Её отличительной особенностью было отсутствие напряжённого сюжета, мистических эпизодов и кровавых убийств, т.е. всего того, что обычно свойственно прозе Стивена Кинга. Напротив, это было довольно сентиментальное произведение, наполненное ностальгией не только по концу 50-х – началу 60-х, но и по уходящему детству в целом. Кинг когда-то озвучил, что в детстве сам столкнулся с тем, что соседского мальчика сбил поезд – якобы из этого и выросло «Тело». Но куда вероятнее, что прототипом главного героя Горди Лашанса (привет, gordy с форума КиноПоиска!) стал сам Стивен, а его друга – друг Кинга, с которым они в школьные годы вместе писали рассказы и который погиб молодым.
«Останься со мной», наверное, самый неизвестный фильм из нашего топ-10. Перед его режиссёром Робом Райнером стояла непростая задача найти подходящих маленьких актёров на главные роли и заставить их сносно сыграть. И Райнер справился с ней блестяще. Главную роль сыграл Уил Уитон, позже ставший знаменитый благодаря своему участию во франшизе «Звёздный путь» и парадоксальным образом ещё более популярным из-за роли самого себя в «Теории большого взрыва». Кори Фельдман вдохновенно отыграл опасного истеричного очкарика. Джерри О’Коннелла, будущую звезду «Путешествий в параллельные миры» трудно узнать в роли неповоротливого толстяка. Но больше всех привлекает внимание друг главного героя в исполнении Ривера Феникса, уже в том возрасте демонстрирующего зрелую актёрскую игру и несвойственную обычно мальчикам мужскую харизму. Судя по ранним ролям и даже номинации на «Оскар», Ривер должен был построить звёздную карьеру и как минимум не далеко бы ушёл от своего младшего брата Хоакина Феникса, но теперь нам остаётся только строить предположения. В 23 года Ривер Феникс скончался от передозировки наркотиками, что делает «Останься со мной» в какой-то степени пророческим, а перепросмотр ещё более ностальгическим и грустным – в фильме его герой так же уходит из жизни молодым.
Кино или книга?
Несмотря на то, что у повести есть определённые плюсы (например, её можно прочесть всего за день, а ещё в ней есть целых два «рассказа в рассказе» против одного в экранизации), мы рекомендуем фильм. Трагическая судьба Ривера Феникса, замечательно сыгравшего роль Криса Чемберса, выводит ленту на новый уровень и наполняет запредельным символизмом.
«МИЗЕРИ» (1990)
Писателю Полу Шелдону повезло – он попал в аварию, но очнулся в загородном доме медсестры Энни Уилкс, которая может о нём позаботиться. Есть только пара нюансов. Первый – Энни представляется его «поклонницей номер один» и обожает его серию книг про Мизери. Второй – Энни явно опасная психопатка и не намерена выпускать Пола, пока он не напишет ей ту версию романа про Мизери, которую она требует.
В любом главном герое писателе в текстах Кинга всегда легко найти отражение натуры самого Кинга, и «Мизери» не стала исключением. Писатель исследует взаимоотношения автора и поклонника, доводя их до крайней степени фанатизма и взаимозависимости. Некоторым читателям образ Энни Уилкс даже показался оскорбительным, но едва ли Кинг преследовал идею кого-то обидеть, зато явно потешил своё писательское самолюбие, показав как сильно книги способны воздействовать на читателей. А заодно раскрыл и свою любовь к творчеству: едва ли не самой яркой частью «Мизери» стала та, в которой обезумевшая поклонница сжигает новую и ещё не опубликованную книгу Пола Шелдона, существующую в единственном экземпляре. О, описание этого эпизода куда страшнее физических страданий Шелдона!
Режиссёром экранизации, вышедшей спустя 3 года после публикации романа, стал Роб Райнер, тот самый, что снял и «Останься со мной» (и, кстати, эти два фильма стали лучшими в его фильмографии). Он смог нагнать жути и создать атмосферу смертельной угрозы в спальне загородного дома, но по общему мнению за успех «Мизери» в первую очередь нужно благодарить исполнительницу главной женской роли. Да, Джеймс Каан в роли Пола Шелдона довольно убедительно мучается в кровати, но именно Кэти Бэйтс, перевоплотившаяся в Энни Уилкс, вызывает настоящее восхищение. Вперемешку с ужасом, естественно. Актриса превосходно передала и дружелюбие, и холодную жестокость, и фальшивое дружелюбие с хищным оскалом, что сдались и зрители, критики, и киноакадемики – за свои труды Бэйтс заслуженно получила «Оскар» и «Золотой глобус», вписав свою Энни Уилкс в число главным киноманьяков всех времён.
Кино или книга?
Чрезвычайно сложный выбор. Книга буквально наполнена красочными описаниями душевных и физических переживаний, боли и страданий (действие болеутоляющего автор, например, сравнивает с приливом волн на пляже, а подступающую боль – с отливом). Любопытны и страницы, напечатанные на «сломанной машинке». Зато у фильма есть несравненная Кэти Бэйтс. Ну а если выбирать что страшнее, то тут книга точно впереди: если в кино Энни ломает непокорному писателю ноги кувалдой, то в книге действует куда радикальнее, сразу используя топор.
«МГЛА» (2007)
Художник Дэвид Дрейтон со своим сыном и несколькими другими горожанами оказывается заперт в супермаркете. Покинуть помещение легко, вот только желающих нет – снаружи густой туман, в котором водятся опасные твари самых разных форм и размеров, но одинаково недружелюбно настроенных к людям. В замкнутом пространстве у людей развивается психоз, что подогревают и «проповеди» местной фанатички миссис Кармоди…
Рассказ «Туман» Стивен Кинг написал ещё в 1980 году, и он был опубликован сразу в двух сборниках – сначала в антологии «Тёмные силы», а затем в авторском сборнике «Команда скелетов». Писатель умело поддерживает градус интереса, разбавляя сюжет динамическими сценами и атмосферой неизвестности, которая, как туман, окутывает героев. Но едва ли не главную угрозу несут в себе сами люди, под воздействием религиозной пропаганды миссис Кармоди теряющие человеческие черты и превращающиеся в покорное и жестокое стадо – возникшим в результате спорам читателей о критике религиозного фундаментализма сам автор только обрадовался. Примечательно, что Кинг не мог написать ни строчки на протяжении четырёх месяцев, но после грозы оставил семью в подвале и в одиночестве поехал в супермаркет, где на него и нахлынуло вдохновение.
Фрэнк Дарабонт – лучший экранизатор прозы Стивена Кинга, о чём свидетельствует и тот факт, что вся верхняя тройка нашего топа состоит из его работ. Фрэнк и Стивен друзья по жизни, так что Кинг всегда «за» то, чтобы его книги экранизировал именно Фрэнк, ну а Дарабонт в свою очередь относится к ним крайне бережно, благодаря своему таланту заставляя играть их новыми красками. «Туман» он мечтал экранизировать аж с 1980 года, увидев в рассказе глубину и аналогии с «Повелителем мух», но в итоге снял фильм в экспериментальном порядке – в сжатые сроки (что вызывает параллели с рассказом, написанным всего за 4 дня) и сразу несколькими камерами: это позволяло держать актёров в тонусе и сильно экономило время/деньги. Томас Джейн и Лори Холден явно не относятся к лучшим драматическим исполнителям своего поколения, но их игра не вызывает нареканий, тем более, что всё зрительское внимание перетягивает на себя сыгравшая роль фанатичной проповедницы Марша Гэй Харден, вызывающая острое желание вспомнить мем с Валерием Сюткиным и таки стукнуть женщину по лицу.
Кино или книга?
Рассказ Кинга имел открытый финал, и Дарабонт переписал его, заглянув чуть дальше писателя. Его сюжет тоже не закрыт полностью, но концовка получилась такой жуткой, жестокой и неожиданной, что фильм стоит посмотреть уже хотя бы ради неё одной. Кинг, кстати, назвал её замечательной, и это тот самый случай, когда мы с ним полностью согласны. Несмотря на малый бюджет и не самых убедительных монстров в кадре, это кино заслуживает просмотра. До самого конца.
«ЗЕЛЁНАЯ МИЛЯ» (1999)
В 1932 году в блок Е для заключённых-смертников федеральной тюрьмы штата Луизина «Холодная года» переводят нового заключённого – огромных размеров негра Джона Коффи, чьё преступление вызывает оторопь: громила голыми руками убил двух маленьких девочек безо всякой на то причины. Но надзиратель Но Коффи неожиданно оказывается кротким человеком, боящимся темноты, и надзиратель Пол Эджкомб начинает сомневаться в его виновности.
Роман «Зелёная миля» стал для Стивена Кинга вызовом: сможет ли он писать текст и издавать его по частям, зная о жёстком дедлайне и не имея возможности подредактировать книгу, вычитав её от начала и до конца (ведь первая часть будет опубликована в тот момент, когда не будет дописана даже вторая, а всего эпизодов планировалось шесть). Но писателя подкупила появляющаяся власть над читателями, ведь они не могли просто заглянуть на последнюю страницу и увидеть концовку (чем порой грешила, например, мать Стивена). Тюремная тематика пришлась ему по вкусу ещё со времён «Риты Хейуорт и спасения из Шоушенка», к тому же он чувствовал, что озвучил ещё не все свои мысли о длительном заключении. В результате «Зелёная миля» стала одной из лучших его книг, причём каждая из шести частей читается залпом. Размышления о жизни с её несправедливостью, о смерти с её избавлением, о добре и зле, о преступлении и наказании, а также о подлинно божественных чудесах (Кинг даже не скрывал, что инициалы Джона Коффи J.C. не случайно копируют Иисуса Христа) едва ли оставят равнодушными хоть кого-то.
Экранизация «Зелёной мили» вышла в свет спустя 3 года после книги и укрепила Фрэнка Дарабонта в неофициальном звании лучшего постановщика фильмов о тюрьмах. Литературный первоисточник оказался на редкость кинематографичным, и режиссёру даже не пришлось почти ничего изменять, лишь сократить, чтобы всё главной поместилось в солидный трёхчасовой хронометраж, который вызывает сожаление у зрителя только по одной причине: фильм получился столь волшебным, что становится даже жаль, что удовольствие нельзя растянуть на целый сериал. «Мы все обречены на смерть, все без исключения, я это знаю, но, о Господи, иногда Зелёная миля так длинна». Абсолютно все актёры выложились на 100%, но особенно выделяется центральная четвёрка – добрый надзиратель (Хэнкс), злой надзиратель (Хатчисон), добрый заключённый (Дункан) и злой заключённый (Рокуэлл). Хэнкс сыграл типичного добряка, Дункан выдал самую запоминающуюся роль в своей карьере, Рокуэлл потрясающе гримасничал и пускал слюни, а Хатчисон даже соврал о своём возрасте, лишь бы получить роль засранца Перси Уитмора (персонажу был 21 год, а 39-летний актёр убедил Дарабонта, что ему «слегка за 30).
Кино или книга?
Тёплое или мягкое? Техническое воплощение «Зелёной мили» таково, что и захочешь покритиковать – не найдёшь за что, но главная причина её успеха в тех мыслях, что в полной мере раскрыты и в книге. С точки зрения именно экранизации, кино идеально, т.к. в точности следует и духу, и букве писателя. Мы не будем выбирать что-то одно, т.к. «Зелёная миля» замечательна в каждой своей форме, и в бумажной, и в кинематографической.
«ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА» (1994)
В 1947 году тихоня-банкир Энди Дюфрейн получает сразу два пожизненных приговора за убийство своей жены и её любовника. Отбывать приговор он будет в тюрьме Шоушенк, где никому нет дела до того, виновен ли он. Хотя бы потому, что «в Шоушенке сидят только невиновные». Здесь Энди предстоит познать цену дружбы, не потерять вкус к жизни и доказать, что его дух куда крепче, чем тело.
Вышедшая в рамках сборника «Четыре сезона» повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» сразу приглянулась читателям, но никто, в том числе сам Стивен Кинг, не считали её чем-то исключительным, а название писатель и вовсе считал неуклюжим (и тут уж трудно поспорить). Да, это были добротные 100 страниц текста, но кто же мог тогда подумать, что вдохновлённый «Графом Монте-Кристо» Кинг выдаст произведение, которое станет, возможно, самым узнаваемым в его библиографии? Однажды писатель даже столкнулся с одной старушкой, которая покритиковала его за то, что он пишет исключительно ужасы, в то время как ей нравятся более правдивые истории, типа «Побега из Шоушенка». Стивен попытался возразить, что Шоушенк тоже придумал он, но она ему не поверила.
Помните, мы говорили, что Стивен Кинг должен быть благодарен Де Пальме за экранизацию «Кэрри», которая сделала его популярным? Так вот, второе такое «спасибо» Кинг должен сказать Дарабонту за «Побег из Шоушенка», уверенно занимающий верхние строчки всевозможных рейтингов лучших фильмов всех времён. Дарабонт немного «сжульничал», оставив закадровый текст, озвучивающий самые главные мысли книги, но теперь они звучат из уст друга главного героя, Рэда. Закадровый текст в кино считается своего рода читерством, ведь режиссёр должен доносить мысль в первую очередь визуальными приёмами, но за такие аудио-костыли совсем не хочется критиковать. Критиковать не хочется даже за Рэда, который из книжного рыжего ирландца превратился в Моргана Фримана – до того хорош тут Фриман (а ещё ирландская национальность превратилась в хорошую шутку). Но, разумеется, лучше всех в кадре смотрится Тим Роббинс, ни до, ни после не получающий возможности сыграть столь же мощную роль. Дарабонт основательно покопался в сценарии, сделав его более линейным, но и это упрощение пошло фильму лишь на пользу, позволяя наблюдать за историей от начала до конца, не отвлекаясь на флешбэки. В результате «Побег из Шоушенка» стал фильмом, который цепляет всегда, сколько бы раз вы уже его ни смотрели – его можно включить на любом моменте и досидеть до финальных титров. Но справедливости ради: повесть Кинга тоже можно открыть на любой странице и читать с удовольствием.
Кино или книга?
«Побег из Шоушенка» привыкли сравнивать с «Зелёной милей» – один автор первоисточника, один режиссёр, одна тюремная тематика. Но если «Зелёная миля» стала идеальной экранизацией, в которой Дарабонт создал равноценную кинотеатральную версию книги, то в «Побеге из Шоушенка» он пошёл ещё дальше и книгу… превзошёл. Да, двух мнений быть не может, в данном случае кино однозначно лучше книги. Но Стивен Кинг не должен обижаться. В конце концов, это, кажется, вообще самое лучшее кино.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<