Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Прекрасная эпоха
Автор: Анастасия ИвахноваДата: 30.12.2019 09:34
Разместил: Анастасия Ивахнова
Комментарии: (0)

ПРЕКРАСНАЯ ЭПОХА (LA BELLE EPOQUE)
2019, Франция, 115 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Николя Бедос
В ролях: Даниэль Отой, Гийом Кане, Дория Тилье, Фанни Ардан



Мсье и мадам Дрюмон уже много лет женаты, но, кажется, чем дольше они живут вместе, тем хуже понимают друг друга. Виной тому отчасти депрессия Виктора – журнал, в котором он работал штатным художником, перешёл исключительно на электронный формат, а человеку, разменявшему седьмой десяток, сложно ориентироваться в виртуальном мире лайков и твитов. Пришлось уйти на пенсию, однако, вдохновение при этом растерялось и муза ушла в спячку. Между тем Марианна, в отличие от своего мужа (и отчасти наперекор этому старому хрычу), категорически не желает мириться ни с возрастом, ни с положением дел. Она – вихрь, эмоция, квинтэссенция продуктивности, сегодня беседует с сыном и его приятелями о «пилоте» модного сериала, а завтра запускает усовершенствованную виртуальную модель психотерапевта на час. Результат подобного диссонанса неизбежен – в отношениях появляется третий, а супруг отправляется в отставку и одновременно на свалку истории. Но внезапно в дело вмешивается Дрюмон-младший, приятель которого основал собственную компанию, воспроизводящую по желанию клиента любую эпоху. И Виктор, неожиданно для самого себя, получает шанс ещё раз пережить день встречи с женщиной, которая стала любовью всей его жизни.

«Ностальгия продаётся всё лучше и лучше», замечает один из второстепенных персонажей в самом начале фильма, но эти слова, конечно, произносятся не случайно. Николя Бедос, крайне заинтересованный темой любви, снимает свой второй фильм со светлой грустью по ушедшей юности в главной роли. Тут есть и определённая самоирония, создающая настроение картины, и неуёмное желание понять, что происходит после многолетнего брака с чувством, о котором уже, казалось бы, написано всё (за столько-то веков существования человечества). При этом режиссёру чужд подход естествоиспытателя, с холодной решимостью препарирующего очередного подопытного, в нём жива та детская любознательность, благодаря которой, в сочетании с некоторой долей фантазии, получаются удивительные эксперименты «а что будет, если…». А что, если сильное чувство не способно умереть? А что, если главный герой ещё раз окажется в судьбоносном для себя дне? А что, если всё будет не по-настоящему?

«А как рождается вера?» - вот следующий вопрос в этой цепочке, и именно он является смыслообразующим для Бедоса. История Виктора и Марианны, показанная в двух временных периодах, застряла где-то между наивными ламповыми семидесятыми и оглушающим, сбивающим с ног, первым десятилетием XXI века, между её страхами (старости тела и духа, немощи, собственного изменившегося отражения в зеркале) и его воспоминаниями о девичьих лучистых глазах, которые не мог затуманить ни густой сигаретный дым в том самом кафе, ни прошедшие с тех пор годы. Но для продолжения этой любви нужен толчок, и именно поэтому в действие вступает Антуан – строгий и суровый режиссёр, демиург, не терпящий споров и противоречий, в глубине души которого так и живёт маленький мальчик. Однажды в него поверили, поверили безусловно, не требуя отдачи и благодарности, и теперь он подсознательно отдаёт свой долг тому, кто когда-то открыл для него путь в новую, пусть и не простую жизнь. Он верит в то, что мсье Дрюмон способен вновь найти своё вдохновение, и этот импульс будит в Викторе, а позже и в Марианне, веру в собственные силы и в силу их взаимной любви.

Кажется, что в Антуане режиссёр отчасти видит самого себя, ждущего от всех максимальной отдачи и точности, сочетающего одновременно страстность натуры, полностью отдающейся эмоциям, и жёсткий профессионализм. Безупречная лёгкость рассказываемой истории, великолепное взаимодействие всего актёрского ансамбля, тонкий приятный юмор и общая небанальность сценария – Бедос не готов жертвовать ни одним из этих компонентов. Поэтому не нужно большого труда, чтобы разглядеть в сценах, где Антуан отчитывает статистов за незнание исторического контекста или пронос мобильника в декорации XVI века, его самого, имеющего все основания требовать беспрекословного подчинения просто потому, что он – режиссёр и сценарист, а значит, и Господь Бог. Однако за этим кроется нечто большее, чем авторский почерк или очевидная самоирония. Бедосу нравится играть со зрителем, и одно из его любимых развлечений – увлечённое разрушение «четвёртой стены» только для того, чтобы в следующей паре эпизодов выстроить её вновь, крепче прежней, в самый неожиданный момент сломать снова, и так до бесконечности. В это самозабвенное безумие он вовлекает не только непосредственно зрителя, то и дело сравнивая себя с Антуаном, но и Виктора, то заставляя его насмехаться над одним из актёров в кафе, выдающем ненастоящесть своего персонажа незнанием деталей эпохи, то погружая в упоительный трип по волнам памяти, где актриса, изображающая Марианну, неизбежно сольётся в его сознании со своим прототипом.

Николя Бедос снял картину, уверенную в собственном праве на существование. Эта редкая в современном кинематографе деталь выгодно выделяет фильм среди собратьев по жанру и превращает его из ромкома в тонкую трагикомедию. Здесь умело и остроумно смешиваются ирония над модой на социальный посыл (непременно затрагивающий национальные, расовые и гендерные меньшинства), атмосфера весёлой и удалой юности, когда каждый был уверен, что впереди длинная и интересная дорога, где нет места препятствиям, драма людей, потерявших нечто очень ценное и разонравившихся сами себе. И самое главное – история любви, живущей, конечно, куда больше определённых одним циничным французом трёх лет. В конце концов, одно путешествие в прошлое вполне способно подарить какому-нибудь пожилому романтику пару билетов в будущее.

Анастасия Ивахнова

В кинотеатрах с 28 ноября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 384 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio