Фильмы только для тех, у кого всё в порядке с психикой. Исключительно для стрессоустойчивых зрителей. А может, всё наоборот? Картины для законченных психов, обожающих леденящие кровь ситуации? Единственно верного ответа на этот вопрос нет, но одно можно сказать наверняка – уведите от мониторов детей, стариков и кормящих матерей. Вспоминаем самые страшные и напряжённые ленты 2019 года.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Джордан Пил с кинолентой «Прочь» показал, что знает как подкупить публику и не слишком разборчивое жюри премии «Оскар», оценившее сценарный вклад режиссёра. Однако жюри «25-го кадра» оказалось строже, и социальная «цветная» проблематика прошла, что называется, по левому борту. Не сомневаемся, что именно этот факт подстегнул постановщика взять реванш у редакции. И его новый фильм
«Мы», который кратко, но ладно обрисовывает проблему борьбы афроамериканцев против доппельгангеров получилась не сказать, чтобы лучше, но, как видно из Итогов, более заметной.
Типично для Пила события разворачиваются вокруг семейки афроамериканцев: мамы, папы, сына и дочери. Все они едут в загородный домик. В парке развлечений неподалеку у мамы когда-то в детстве случилась глубокая психологическая травма. Поначалу всё нормально, но «внезапно!» на пороге их дома возникает четверо загадочных людей в оранжевых комбинезонах. Если кому-то показалось, что этот сценарный ход в «Мы» перекликается с «Незнакомцами» или «Забавными играми», то вам не показалось. Только вот наши «Мы» умело эксплуатирует тематику злобных доппельгангеров с типичной для режиссёра отличительной чертой: белые не умеют выживать. Совсем. И тут впору порадоваться, что семья-то афроамериканская. Когда надо, они убивают всех одним ударом и точно так же обладают навыками «излечиваться», когда это нужно по сюжету. Это, конечно, жирный минус к саспенсу, но очевидным он становится не сразу. Обнаруживается этот недостаток, когда понимаешь, что увечья получают только глава бравого семейства (мужик же) и все не бравые белые вокруг. В остальном же фильм вышел атмосферным, но отнюдь не столь прорывным и глубокомысленным, как это кажется поклонникам Пила.
Аккурат между двумя многослойными и вымораживающими кровь в жилах триллерами с социальными подтекстами мы позволили себе разместить в нашем топе нечто близкое скорее к guilty pleasure, чем к эталонному образцу. Во-первых, потому что снять такое после ремейка «Пираний» (3D!) – это настоящий подвиг, и кто знает, может, вдохновившись примером Джеймса Кэмерона (режиссёра всемирно известных «Пираний 2») Александр Ажа тоже откроет в себе новые грани гениального постановщика. Во-вторых, потому что редакция преимущественно открыто не равнодушна к редким и интересно снятым «выживалкам»: «Погребённый заживо», «127 часов», «Гравитация», «Не угаснет надежда» и «Отмель» – практически все лучшие представители субжанра всегда были неизменными претендентами, а чаще всего и лауреатами в этой номинации.
Возможно,
«Капкан» и не кажется таким значительным и сильным фильмом, особенно в сравнении с вышеперечисленными тематическими собратьями. Но со своей главной задачей в рамках survival-триллера «Капкан» справляется на все аллигаторовы зубы: постепенно, как поднимающийся уровень воды во время урагана, нагнетает атмосферу первобытного страха в неравной схватке между человеком и матушкой-природой. Учитывая, что при таком концепте абсолютно каждый зритель попадает в целевую аудиторию (нас ведь еще не читают на Альфа Центавре?), создателям гораздо легче приводить в движение нужные рычаги. Да, иногда со скрипом и откровенно вхолостую, но итоговый результат всё ещё достоин одобрения. Никогда не будет лишним напоминание, что, может, мы и вершина пищевой цепи, но это не значит, что её нижние звенья не будут кусаться.
В ушедшем году молодой, но уже перспективный голливудский демонолог Ари Астер, продолжил удивлять зрителя изысками фантазии, раскапывающей наши глубинные страхи. В этот раз для страхов не понадобились даже буквальные демоны: вполне хватило и внутренних. Видимо, устав от поднадоевших всем скримеров, мастер жутких изысков создал по-настоящему атмосферный фильм ужасов, отдалённо напоминающий «Плетёного человека», но без Николаса Кейджа и в мизансцене шведских пейзажей. Кошмар в
«Солнцестоянии» приходит из вечной темы антиутопий – хрупкости цивилизации и цивилизованности, которые и на этот раз не проходят проверку на прочность со стороны очередной деструктивной секты солнцепоклонников.
Однако Астеру удается найти новую грань этой темы, показав, как охватившая всех страсть возвращения к истокам и природе на практике оборачивается крушением самой человечности. И напомнив, что старое доброе европейское христианство никогда не было религией природы. Заодно сделав нетипичную страшилку и с визуальной точки зрения, уйдя от привычной для триллеров «ночной» картинки и ловушек замкнутых помещений к ослепительным дневным кадрам и открытым пространствам. За столь тёплое и солнечное путешествие в экзистенциальный ужас мы и вручаем Астеру наш «Золотой Четвертак». И ненавязчиво напоминаем, что в своей виртуальной ипостаси наша награда тоже напоминает солнечный диск. Так что теперь и самим страшно.
Сергей Фоменко,
Егор Пичугов,
Ярик Ленциус
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Солнцестояние
2. Я иду искать
3. Мы / Оно 2
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2018 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2017 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2016 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2015 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2014 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2013 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2012 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2011 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2010 <
> ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<