«Фильм года» – странная номинация, ведь мы выбираем лучший фильм «вообще», а такое понятие математически не рассчитаешь. За звание Самого-самого борется 3 ленты из 6, что были представлены в номинации «Лучший режиссёр». И победили заняли свои места на виртуальном пьедестале почёта в точно том же порядке, что и в «Лучшем режиссёре». Предсказуемо? Или же, наоборот, справедливо и заслуженно?
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Ещё один фильм о маленьком человеке. Паразитирование на культовом герое. Всё держится на надрывной игре Феникса. Очередной локальный апокалипсис. Клише, штампы, предсказуемость. Каждый из этих тезисов справедлив по отношению к «Джокеру» Тодда Филлипса. Но вот ведь какая штука – даже отчётливо осознавая, как работает это кино, ты всё равно наблюдаешь за ним с нескрываемым интересом. Возможно, потому, что перед нами очередная исповедь, а зрителя разумного хлебом не корми, дай залезть кому-нибудь в душу. Просто потому, что таким образом намного проще познать самого себя, и тем самым прочертить тонкую линию связи с реальным миром. Ведь если в нём живут такие простые маленькие люди, то и сам этот мир не должен быть слишком сложным.
Однако на самом деле это очередная ошибка. И мир вокруг, и
«Джокер», как кирпичик мироздания, слишком сложны. Тодд Филлипс и Хоакин Феникс играют со зрителем, выплёскивая на экран безумное переплетение правды и вымысла. В какой-то момент грани реальности начинают искажаться, и мы вслед за Артуром Флеком проваливаемся в зыбкое небытие. Гамлетовский вопрос превращается в навязчивую мелодию. Но правильный ответ на него никто не даст. Здесь всё ложь от первого до последнего кадра, и в то же время – всё абсолютная правда. И где-то между этими полюсами находится целая вереница трактовок, превращающая «Джокера» в личный фильм каждого зрителя. Кто-то увидит здесь бунт против системы, кто-то жуткий пасквиль на современные реалии, кто-то – захлебнётся в боли. Но каждый вспомнит о «Джокере» в момент выхода очередной супергероической жвачки не важно от какой студии. Потому что теперь это эталон «взрослых комиксов» на большом экране. И этого факта вполне достаточно, чтобы поместить данное кино в топ лучших фильмов 2019 года.
«Однажды в… Голливуде», он же «девятый фильм Квентина Тарантино», раскрывает страшную истории самого Голливуда: кровавую резню сектантов «Семьи» Чарльза Мэнсона, в ходе которой среди прочих погибла беременная жена Романа Полански, Шерон Тейт. Но Тарантино не был бы Квентином, если бы сосредоточил повествование исключительно на этом трагическом событии. Собственно, в центре повествования даже не дуэт актёра и каскадера (Ди Каприо-Питт) на излёте карьеры, а сам Голливуд конца 60-х со всеми вытекающими. Если на площадке идут съёмки вестерна, то вот прямо в кадре показывают весь процесс, диалоги и, чего уж там, повторные дубли. Если речь о рекламе, то с ярким контрастом происходящего между тем, что в кадре и тем, что происходит после фразы «снято». Если это Лос-Анджелес, то с чемоданоподобными «Кэдди» на дорогах, из которых доносятся хиты Deep Purple, и хиппи, ловящих попутку у дороги. А то, что лицом этого самого Голливуда выбрана парочка друзей, которые никак не могут приспособиться к «Новой волне», которая накрыла американскую киноиндустрию в конце 60-х, только подчёркивает эту самую ностальгию о прошлом. И, конечно, это фирменный почерк Квентина, мать его, Тарантино с небывалым размахом отсылок, оставленных режиссёром к своим же работам: от «Кадиллака» из «Бешеных псов» и «Фольксвагена» из «Убить Билла» до покадрового цитирования «Джеки Браун» и «Бесславных ублюдков». Самоцитирование, быть может, и плохо, но для Тарантино простительно. Ибо… это же Тарантино!
И напоследок немного забавностей. В лучшем фильме этого года по версии «25-го кадра» некоторые зрители усмотрели, что концовка снята в стиле Тарантино. А это как в конкурсе двойников Чаплина, где сам Чаплин не сумел занять первое место. Можно ли будет сказать так про «Однажды в… Голливуде», покажет только время.
О художественных достоинствах «Паразитов» вы прекрасно знаете и так. Фильм впечатлил, кажется, каждого, кто его посмотрел. Автор этих строк слышал самые тёплые отзывы о нём даже от людей, которые обычно корейское кино не смотрят в принципе. Так что давайте попробуем обосновать победу «Паразитов» с точки зрения логики и математики в рамках отдельно взятых Итогов-2019 от «25-го кадра».
Если вы внимательно следили за нашими номинациями, то и здешняя призовая тройка явно не стала для вас сюрпризом. При всём уважении к
«Ирландцу»,
«Ford против Ferrari» и
«Мстителям: Финал», они оказались на задворках «Золото Четвертака», хоть и заслуженно пробились в самую главную номинацию. Первые два всю дорогу сюда собирали исключительно утешительные призы, не взяв ни единого «золота», а третий выиграл в «Фантастике» и «Спецэффектах», но это далеко не самая сильная «рука». То ли дело призовая тройка.
«Джокер» подарил нам лучшего злодея года, оказался самым запоминающимся фильмом 2019-го, но вот в сценарном и режиссёрском плане довольствовался лишь «бронзой». «Бронза» в «Фильме годе» выглядит логичным продолжением. «Однажды в… Голливуде» выглядел уже солиднее – лучший сценарий, лучший киномомент, лучший актёрский ансамбль, лучший актёр второго плана и вот столечко не хватило Тарантино, чтобы стать лучшим режиссёром. Чего-то не хватило фильму и тут, а в результате лишь второе место. А
«Паразиты»? В сценарной номинации они уступили лишь Тарантино – результат иначе как блестящим не назовёшь, потому что для Квентина, кажется, «Золотой Четвертак» за сценарий редакция зарезервировала до конца его карьеры. Далее была победа в режиссуре – очень солидно. И, наконец, уверенное «золото» в самой почётной жанровой номинации – драме. Понимаете, да? Всё уже было предрешено. В 2019 году не было фильма, сильнее «Паразитов», и это было понятно задолго до объявления Фильма года. В кои-то веки не хочется смеяться над «Оскаром», ведь наши мнения с американскими киноакадемиками сошлись. Но помните, что обладателей «Золотого Четвертака» мы всё же называем раньше. ;)
Игорь Талалаев,
Ярик Ленциус,
Константин Большаков
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Джокер
2. Однажды в… Голливуде
3. Паразиты
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ФИЛЬМ ГОДА 2018 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2017 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2016 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2015 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2014 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2013 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2012 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2011 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2010 <
> ФИЛЬМ ГОДА 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<