Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Кролик Джоджо
Автор: Егор РябцевДата: 20.03.2020 04:00
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

КРОЛИК ДЖОДЖО (JOJO RABBIT)
2020, Новая Зеландия-Чехия-США, 108 мин.
Жанр: драма, комедия, военный, история
Режиссёр: Тайка Вайтити
В ролях: Роман Гриффин Дэвис, Томасин МакКензи, Скарлетт Йоханссон, Тайка Вайтити, Сэм Рокуэлл, Ребел Уилсон, Алфи Аллен



Нетрудно понять, почему фильм вроде «Кролика Джоджо» может так сильно разделить аудиторию и уж тем более не получить проката в нашей стране. Комедии о Гитлере, Холокосте и Третьем Рейхе являются если не кощунственным зрелищем, то уж точно сложнопродаваемым, даже если в рассматриваемой работе к теме подходят со всей серьёзностью. Тайка Вайтити сделал нестандартный проект: он как выделил курс Германии той эпохи, так и подчеркнул чудовищность нацизма, использовав для этого недобрый юмор и абсурд. Вайтити пошёл по стопам Роберто Бениньи с его «Жизнь прекрасна», но использовав другие тональные сдвиги, из-за чего «Кролик Джоджо» оказался резким, как кнут и при этом немного диким: кажется, что фильм достиг своих целей, но отнюдь не преуспел в них.

Сюжет «Кролика Джоджо» следует за несчастной жизнью десятилетнего мальчика Йоханнеса по прозвищу Джоджо, растущего в нацистской Германии. Одинокий и всеми забытый (его отец пропал где-то на войне, а мать Рози тайно работает на сопротивление) он находит себе поддержку в Гитлерюгенде и единственного, кто его любит – фюрера. Извращённые нацистской пропагандой мозги и детская невинность перемешались в личности Джоджо и привели ко внутренним диалогам с выдуманным Адольфом, а всё усугубляется тем, что однажды он обнаруживает у себя дома еврейку, которую прикрыла Рози.

В целом, несмотря на то, что «Кролик» обладает полноценным сюжетом, временами кинолента похожа на серию скетчей. Отдельные сцены работают невероятно эффектно. Момент, в котором нацисты бесконечно повторяют «Хайль Гитлер!» в пору вводить в зал славы киносцен 2019-го. Тот же Гитлер в исполнении Вайтити – это невероятно экстремальная карикатура, которая выглядит глупо, но всё же узнаваемо. Подобные сцены и элементы не умаляют драматического влияния «Кролика Джоджо»; тот же финал здесь является душевным и воодушевляющим, хотя может показаться искусственным. Но отсутствие полноценной сюжетной линии приводит к критическому недостатку «Кролика»: неспособности умело переходить от трагедии к сатире и обратно. Это не значит, что «Кролик» – плохой фильм, скорее наоборот; просто он вполне мог быть лучше.

Как это часто бывает, главный эффект оказывает наименее узнаваемое имя. Роман Гриффин Дэвис, исполнивший центральную роль, играет первоклассно. Химия, которую он разделяет с Томасин МакКензи сильна, особенно в заключительных сценах. Скарлетт Йоханссон и Сэм Рокуэлл также эффектно исполняют свои роли, хотя они понимали весь бэкграунд фильма: и если первая сделала ставку на драматизм, то Рокуэлл — на комедию. Оба не прогадали.

Большинство зрителей согласятся, что «Кролик Джоджо» сложен как для просмотра, так и для анализа: отдельные, скажем так, консервативно настроенные слои аудитории явно будут не готовы к этому кинематографическому эксперименту. «Кролик Джоджо» делает быстрые развороты между лёгкой сатирой и тяжёлой трагедией, из-за чего зачастую сбивает с толку. Судя по всему, Вайтити был настроен на самодовольную и дезинформирующую картину в стиле Уэса Андерсона, но с большим прицелом на сатиру. При этом своей версии «Смерти Сталина», который, в какой-то степени, также по духу похож на «Кролик Джоджоа», у Вайтити не вышло: его лента, конечно, преувеличивает, высмеивает и унижает нацистов, но при этом сценарий ничего не разоблачает и не аргументирует неприятную правду через острые кинематографические линзы. Нет ничего особенно прорывного в том, чтобы сказать, что нацисты были ужасными людьми, что их идеи были чудовищны и что было много идиотов, которые были очарованы атмосферой ненависти; следовало бы сосредоточиться на том, чтобы подобного не повторилось, отчего и впечатления от просмотра «Кролика Джоджо» в целом позитивные, однако, происходящее уж больно смущает. Последнее, впрочем, является комплиментом: перед нами, наверное, главное антинацистское произведение со времён «Жестяного барабана».

«Ты не нацист, Джоджо», – говорит Эльза, «Ты – десятилетний мальчик в забавной униформе». К тому времени, как солдаты антигитлеровской коалиции вошли в Берлин, Джоджо и его друг Йорки понимают, что они не на той стороне. «Это определённо не лучшее время для нацизма», – глаголет мудрость Йорки. Так или иначе, Вайтити пытается этим что-то сказать: вряд ли объяснение лежит на поверхности, особенно если всеми силами попытаться посмотреть на «Кролика» с позиции сегодняшнего дня. Пойди разберись.

Егор Рябцев
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 415 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio