Пожалуй, никто из режиссёров нашего кино не смог снять серию легендарных фильмов, посвящённых всей Великой Отечественной войне и миру, за который в этой войне боролись наши солдаты. Никто, кроме Юрия Озерова.
ЮРИЙ ОЗЕРОВ
Юрий Озеров, пройдя сквозь испытание мировой войной, выдержав Битву за Москву, бои на Западном фронте вплоть до Кёнигсберга (Калининграда) и став к 1945-му майором, принадлежал к поколению тех, кому суждено было собственными руками творить историю отечественного кинематографа. После войны, поступив во ВГИК, он встретил молодых людей. Александр Алов, Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов.... Знакомые имена? Каждый, кто хорошо знаком с советским кино, сразу же их узнает. Эти люди приложили руку к созданию «золотого фонда» нашего киноискусства. И Юрий Николаевич был среди них.
Потом – документальные спортивные фильмы, вроде «Арены смелых» (1953 г.), экспериментальная для начинающего режиссёра драма «Сын» 1955 года о поисках молодым человеком своего места в жизни.... И, конечно, в раннем периоде творчества режиссёра выделяется советско-чехословацкая «Большая дорога» 1962 г. История Ярослава Гашека и его друга, ставшего прототипом Йозефа Швейка — небезызвестного «бравого солдата» времён Первой мировой войны. Фильм о том, что высмеивал и осуждал сам Гашек – о войне, её бессмысленности и глупости, о том, что люди, на самом-то деле, воевать не хотят, что дружба, личное счастье и радость жизни гораздо важнее любых якобы геройских битв и красиво выглядящих наград, жадных политических амбиций и ненужных кровавых жертв. Помимо замечательно сыгравших главные роли чешских актёров Йозефа Абргама и Рудольфа Грушинского, в картине отметились и известные советские артисты — Инна Гулая, Юрий Яковлев (аристократичный «белый» поручик – подобные роли у него в карьере ещё впереди...), Сергей Филиппов, совсем молодой Олег Борисов. Этот фильм – не показатель Озерова как режиссёра военного кино, но именно с этого удачного опыта, по сути, началось его вхождение в большой мир батальных картин.
1968 год ознаменовался началом выхода фильмов из цикла «Освобождение». Легендарная эпопея, не утратившая своей монументальности и эпохальности и через многие десятилетия спустя. Михаил Ульянов, Бухути Закариадзе, Николай Олялин, Сергей Никоненко, Владимир Заманский.... Выдающихся артистов, сыгравших в ней, можно перечислять очень долго. Неимоверная ответственность за идеологическое и политическое наполнение фильмов (после «хрущёвской оттепели», например, чуть ли не впервые крупным планом показан верховный главнокомандующий И.В. Сталин!), скрупулёзная проработка всех планов, видов, синхронности работы огромной команды (сотни танков, самолётов, войска, операторы, актёры...). И, конечно, материально-организационная поддержка Министерства обороны СССР. Говорить о триумфе этой картины – не только в Советском Союзе, но и, например, в ФРГ – нет надобности. Озерову удалось показать не только переговоры высших политиков и военачальников, но и жизнь простого солдата в траншее под ударами противника, не только всю тяжесть ответственности руководителя государства за свою страну, но и неподдельный патриотизм советских солдат, шедших в бой до последнего патрона, не только сухой тон деловых переговоров на международном уровне, но и чистые, настоящие чувства между парнем и девушкой, волею судеб соединённых фронтом войны. И всё это было вписано в эпохальный контекст, введено в общую хронологическую канву Великой Отечественной, а в каком-то смысле – и Второй мировой войны. Поистине уникальное кинопроизведение, вошедшее в историю кино!
В 1970-е гг. Юрий Озеров возвращается к своим истокам – спортивной документалистике. Спорт был для него не просто каким-то отдалённым искусством: всё-таки, его брат Николай Озеров — признанный и известный спортивный комментатор, ведущий всесоюзного значения. Юрий Николаевич участвовал в съёмке Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене, а затем вошёл в команду режиссёров проекта «Глазами восьми» о показе игр с разных ракурсов известных постановщиков: он оказался в компании 8 создателей кино, среди которых были и признанные во всём мире Милош Форман и Клод Лелуш! В 1974 г. документальное полотно было награждено премией «Золотой глобус» за лучший фильм в этом кинематографическом жанре. Бесспорно, что этот международный опыт помог и без того видавшему виды Озерову продолжить работать над «спортивным» кино: взять, например, «Балладу о спорте» 1979 г., посвящённую проходившей тогда Всесоюзной Спартакиаде, или «О спорт, ты мир!» следующего года об Олимпийских играх в Москве, завершающийся кадрами трогательного прощания с Олимпийским Мишкой в Лужниках.
Кажется, здесь наиболее важная идея Юрия Николаевича в том, что спорт – это не только игра, но и то, что объединяет мир, то, что делает людей ближе, дружнее, сплачивает разные народы и служит опорой в борьбе с любыми недоразумениями в отношениях между странами, которые порой заходят очень далеко и приводят к страшным войнам. Во всяком случае, Озеров оставил свой кинематографический след отнюдь не только в съёмках полотен о военных баталиях, но и в документальном кино о спорте. Просто, видно, человеческая память по привычке своей избирательно оставляет только какие-то наиболее яркие, совершенно выдающиеся для неё самой моменты наших дел и творений...
Тем временем, Юрий Николаевич после успеха «Освобождения» не оставлял идеи о продолжении съёмок событий войны, ведь эпопея охватила период с 1943-го (событий на Курской дуге) до 1945-го года (взятия Берлина). Не ослабевал в связи с этим к нему и интерес партийных начальников. 1976 год – 70-летие главы государства Л. И. Брежнева, принимавшего участие в событиях войны на «Малой Земле», рядом с Новороссийском, недалеко прогремело 30-летие Победы... Юрий Озеров снимает ещё одну эпопею «Солдаты свободы», в которой ему необходимо показать борьбу не только солдат на фронте, но и – в соответствии с идеологическими веяниями времени – борьбу подпольных коммунистов с нацистами в сопротивлении.
И пусть официоз довлел над выдающимся режиссёром, пусть «Солдаты свободы» выглядят несколько бледнее «Освобождения» (несмотря на игру Евгения Матвеева в роли Брежнева, а в военных баталиях – на отвагу героев Василия Ланового и Николая Караченцева), но они выглядят не менее эпохальными: центр тяжести перенесён на Восточную Европу, и для не особо искушённых в этом географическом сюжете Второй мировой войны картина вполне поможет восполнить недостающие знания (разумеется, со скидкой на художественность фильма), представить себе борьбу с врагом на фронте подполья в этих местах. Представляется, что «Солдаты свободы» всё-таки несправедливо обижены вниманием телевидения и масс-медиа в целом в сравнении с другими грандиозными эпопеями Озерова. Хотя бы потому, что сюжетно они – неразрывная часть всего огромного замысла режиссёра о необходимости показать в кино всю Великую Отечественную войну.
Хорошо выполнив «партийно-государственный заказ», а затем осветив со всем присущим ему профессионализмом Олимпийские игры 1980 г., Юрий Озеров стал официально признанным мэтром советского кино: 1977 год – Народный артист СССР, 1982 год – Государственная премия СССР... Потом не раз скажут, что Озеров был «придворным» режиссёром, хотя сегодня известно: это не так – ему приходилось не раз заново монтировать фильмы для киноцензуры, учитывать общие партийные установки и смыслы в своих картинах. Но талант на то и талант, чтобы порой сочетать несочетаемое, делать это настолько органично, что спустя годы просто невозможно предъявить какие-либо претензии к результату этого колоссального, почти неподъёмного труда.
Став официально признанным мастером, Озеров получил возможность снять эпопеи об «истоках» войны: в первой половине 1980-х снимается «Битва за Москву», вышедшая к 40-летию Победы. Картина о непростом выборе, о трудных испытаниях, об ужасе первых месяцев войны и обороне столицы – и вновь виден проникнутый человечностью патриотизм, с его бравыми, идущими из самой души песнями, с людьми великой силы. Однако в стране наступает «перестройка», и в 1986-м Юрий Озеров смещён с поста секретаря Союза кинематографистов СССР, который он занимал пятнадцать лет, со времён триумфа «Освобождения». И всё же, даже в таких непростых для себя условиях он решается снять ещё одну, по сути, последнюю часть своей эпопеи о Великой Отечественной войне. Это «Сталинград», вышедший в 1989 году. Главная его особенность – индо-американское продюсирование, участие иностранцев аж на главных ролях (как вам, например, американец Пауэрс Бут в роли... Василия Ивановича Чуйкова?!).
Но важно даже не это как таковое, а последствие подобного шага: весьма серьёзно исковерканная политическая трактовка хода событий войны – изображение безответственного и недовольного всем руководства страны, вечно несогласных с ним и при этом покорно раболепствующих военачальников... Остаётся одно-единственное обстоятельство, которое роднит «Сталинград» с другими эпопеями, – героизм простых солдат и их искренняя любовь к Родине, простые человеческие судьбы, сталкивающиеся самым разным образом на фронтах войны. Однако всё это смело перебивается в конце закадровым голосом, выносящим «вердикт» в отношении Сталина, Хрущёва, Жукова. Но можем ли мы, современники, судить людей того страшного времени? Тем более, если речь идёт об искусстве, транслирующем какую-то одну точку зрения на миллионы простых людей, далёких от изучения достоверной истории... То был диктат «перестроечного» времени – обелить одних и очернить других, «поменять местами» друг с другом две стороны в оценках, эдакая неловкая и «корявая» попытка «критического осмысления» истории, в том числе и Великой Отечественной войны. И этот диктат не обошёл стороной Озерова. Впрочем, свою генеральную задачу он выполнил...
1991 год стал началом конца великой эпохи отечественного кино. Затронул он, конечно, и Юрия Озерова. Мэтр не нашёл ничего более верного, как прибегнуть к монтажу своих материалов в разных сочетаниях. Да и деньги явно были нужны – тяжкое время. Так появились спонсированные американцами «Ангелы смерти» 1993 года с Фёдором Бондарчуком и Екатериной Стриженовой, со всей нелепостью картины в её уже совершенно несуразном, нетривиальном сочетании несочетаемого – постельных сцен и грохота орудий с рушащимися на глазах зрителя зданиями. Да, сомнительная эстетика! Или насквозь политически ангажированный в оценках событий прошлого, хотя действительно визуально прекрасный телепроект «Трагедия века», монтаж всех четырёх эпопей режиссёра в единый сериал о войне с материалами хроники и закадровым комментарием. Более терпимый, но выдержанный в духе оценок советской истории в «лихие» девяностые двухсерийный фильм «Великий полководец Георгий Жуков» 1995 года – он оказался последней работой великого мастера.
В последние годы жизни мэтр режиссуры сильно болел. В октябре 2001 года ему стало настолько плохо, что вызвали неотложку, однако, сердце не выдержало – по дороге в больницу он скончался. Великих, как всегда, никто не успевает спасать. Они уходят безвременно и незаметно.... Что же, Юрий Озеров не зря прожил жизнь – он защитил свою Родину в Великой Отечественной войне, был одним из тех, кто собственной грудью отстоял счастье многих будущих поколений нашей страны. Но самое главное... в отличие от многих не любивших говорить об этой войне ветеранов (Озеров и сам не вспоминал в частных беседах о тех событиях), этот великий человек был ещё и великим режиссёром, сдержавшим данное себе ещё во время войны в Кёнигсберге слово – снять масштабное кино обо всей Великой Отечественной войне.
Он действительно снял его, и вряд ли когда-либо этот «мирный подвиг» будет повторён: дело вовсе не в том, что у современных постановщиков нет для этого материальных средств или идейного запала, хотя и об этом можно спорить. Дело в другом – в понимании и видении всего хода той эпохи, той страшной войны, в способности в буквальном и переносном смысле этого слова подняться над землёй вверх и увидеть событие со всех сторон, передать его потомкам так, чтобы они понимали суть и смысл войны, важность и жизненную необходимость мира на всей Земле. Это, как показывает история отечественного (да, пожалуй, и не только?) кино, смог сделать только один человек. Юрий Озеров. Поистине гениальный, непревзойдённый классик, режиссёр войны и мира.
Илья Стрекалов