БОГ ГРОМА (MORTAL)
2020, США-Норвегия-Великобритания, 104 мин.
Жанр: фантастика, триллер
Режиссёр: Андре Эвредалл
В ролях: Нат Вулф, Приянка Бозе, Ибен М. Акерлие, Артур Хакалахти, Аня Нова
У Эрика есть тайна. Необъяснимые способности, о которых он не просил, и от которых невозможно избавиться. Теперь Эрик вынужден скитаться по лесам негостеприимной Норвегии, держаться подальше от людей и молиться, чтобы о нём никто не узнал. Но там, где Эрик – нет места нормальному. В его присутствие полыхают леса, небо ведёт себя странно, а всякий, кто осмелится выступить против молодого человека – погибнет на месте. Убив по неосторожности паренька-задиру, Эрик оказывается под пристальным вниманием полиции одного сонного норвежского городка. Загадочный чужестранец пугает местных, и только девушка-психолог Кристина сочувствует герою и очень хочет ему помочь. В попытках спасти Эрика, Кристина и местный шериф выясняют, что прошлое беглеца как-то связано со старой фермой, на которой пару лет назад случилась трагедия и погибли люди.
Мода на переосмысление классических сюжетов или мифологических мотивов, кажется, не собирается сходить на «нет». Вот и режиссёр Андре Эвредалл, ответственный за прошлогодние «Страшные истории для рассказа в темноте» и более ранних «Охотников на троллей» решил, что самое время обратиться к легендам родной Норвегии. Взяв на роль таинственного героя с туманным прошлым и еще более невнятным настоящим американца Ната Вулфа (ужасный Лайт Тёрнер из голливудской адаптации «Тетради смерти») и заполучив на съемки грант правительства Норвегии, режиссёр выдал на суд зрителей низкобюджетный опус с амбициями большого блокбастера. Впрочем, амбиции амбициями, а большой премьеры «Бог грома» не получил, и собрал в прокате скромные 100 000 американских президентов.
Бюджетность ленты Эвредалла буквально выглядывает из всех щелей. Там, где сценарий подразумевает эпичность или на худой конец динамику действия, режиссёр (и сценарист по совместительству) устраивает балаган со спецэффектами. Зритель уже прекрасно понимает, кем является герой Вулфа (а отечественный зритель знает это еще до просмотра, благодаря жестоким локализаторам, превратившим малопонятное «Mortal» в спойлерное «Бог грома»), а потому ждёт захватывающую стычку сверхчеловека с отрядом военных, выступающими тут антагонистами. Но не тут-то было – денег хватает лишь на спецэффекты, и вместо кровопролития, ну или какой-никакой потасовки, режиссёр выдаёт фейерверк из молний и страдальческие корчи Ната Вулфа. Подобная обманка, возможно, сработала бы один раз, если бы в финале Эвредалл все-таки выдал что-то зрелищное, позволив всем чеховским ружьям выстрелить, а роялям в кустах сыграть ожидаемую оду божественной сверхсиле. Но финал «Бога грома» выходит еще более невнятным, демонстрируя не то резкое исчерпание бюджета, не то творческое бессилие режиссёра и команды постановщиков. Используя избитое клише в качестве «вау-эффекта», Эвредалл окончательно нивелирует то, что в его фильме получилось как минимум неплохо, и вынуждает зрителя самостоятельно строить догадки вокруг невнятной вымученной концовки. Только вот едва ли зритель простит собственные обманутые ожидания и решится на какой бы то ни было анализ. И его можно понять.
«Бог грома» Андре Эвредалла – это попытка крайне поверхностно деконструировать скандинавский миф о легендарном боге. Режиссёру не хватило финансов и фантазии сотворить что-то по-настоящему оригинальное, и нам кажется, что будь у ленты даже больший бюджет, то и он бы не спас её от провала.
Сергей Прудников
Цифровой релиз с 2 июня