Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / История Дэвида Копперфилда
Автор: Егор РябцевДата: 13.08.2020 16:01
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ИСТОРИЯ ДЭВИДА КОППЕРФИЛДА (THE PERSONAL HISTORY OF DAVID COPPERFIELD)
2019, Великобритания-США, 119 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Армандо Ианнуччи
В ролях: Дев Патель, Хью Лори, Тильда Суинтон, Фисайо Акинаде, Никки Амука-Бёрд, Элби Эткинсон, Анайрин Барнард



Современная британская комедия (как и английский юмор вообще) – вещь специфическая. И, наверное, во многом она обязана Чарльзу Диккенсу. С другой стороны, выдающийся писатель был ответственен, извините за кощунство, за несколько тоскливых драм. «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» – вещь где-то посередине. Экранизировать её взялся сатирик Армандо Ианнуччи, чья интерпретация вышла куда более яркой и весёлой – возможно, сказалась игра на контрасте с суровыми и душными произведениями о викторианской Англии. Так или иначе, похоже, постановщик либо захотел прыгнуть выше головы, либо переиграл сам себя: уникальные элементы в «Истории Дэвида Копперфилда» не объединяются во что-то удобоваримое, а плотное повествование пытается вырваться из двухчасового формата художественного фильма. Судя по всему, произведению, причём именно в версии Ианнуччи, подошёл бы формат мини-сериала.

Итак, Дэвид Копперфилд – мальчик, брошенный в суровый викторианский мир. Его мать-вдова вышла замуж за жестокого мужчину, который по сути изгоняет Дэвида из семьи. На протяжении своей жизни юный Копперфилд сталкивается как со счастьем, так и с трагедией, а вокруг него кружится бессчётное количество ярких персон. Личность самого же Дэвида со временем также изменяется.

Попытка Ианнуччи по-новому взглянуть на «Копперфилда» выходит несколько боком. Главное разочарование состоит в том, что Ианнуччи не смог правильно поиграть с отсылками и даже с биографическими нотками, обрамляющими повествование. Кажется, что при переносе произведения на экран потерялось главное – атмосфера. Постановщик сделал ставку явно не на то, на что следовало. Даже концептуальные нотки оказались фальшивыми: в «Истории…» вроде как поднимаются и вопросы взросления, и изменения человека под воздействием обстоятельств, однако, это всё добавлено постольку поскольку, словно «для галочки». Иными словами, основную идею – способность отдать дань уважения событиям жизни, как трагичным, так и радостным, передали в какой-то условной форме, а в какой-то момент Ианнуччи странным образом даже отказывается от неё почти до самого конца фильма.

Кроме того, режиссёр заигрывает с какими-то неуместными (или неочевидными) вещами, лишающими повествование силы. Очевидно, что некоторые изменения по сравнению с оригинальным романом должны иметь место, но Ианнуччи принимает неправильные решения. Суровая школа-интернат и фабрика из романа объединены в несвязное целое, уменьшающее влияние этой части проведения. Конечно, иногда это работает в плюс, а сам постановщик нашёл весьма творческие подходы (например, использование одного и того же актёра на двух ключевых ролях), однако, без соответствующих выводов: вместо того, чтобы использовать идею бесконечной депрессии (колесо грусти и боли вновь дало оборот…), Ианнуччи оставляет это просто ходом выпендрёжника.

Именно в этом смысле решения режиссёра приводят к внутренней пустоте и потере драматической силы, что ограничивает общий эффект. Некоторые, возможно, сочтут это абсурдистским толкованием или авторским видением, но, опять же, это не отменяет поверхностной интерпретации. «История Дэвида Копперфилда» выдержана в телевизионном (а не кинематографическом!) стиле, пускай и сдобрена эксцентричными элементами. Помимо прочего можно отметить и слабоватый кастинг. Выбор на главную роль индийца Дева Пателя не оправдан: у него нет ни соответствующей предыстории, ни каких-либо других оправданий его этнической принадлежности. При этом замена национальности героя никаких новых значений не добавляет и даже старые идеи не усиливает: в первоисточнике не было колониальных тем.

Временами Ианнуччи отказывается от метатекстуального подхода в сторону простой истории. Это хорошо, если бы постановщик хотел стереть тонкую грань между сатирой и сентиментальностью, но в итоге приводит к неравномерному подходу. Может быть, Дэвид Копперфилд является «ненадёжным рассказчиком», но его «История», не зря вынесенная в заголовок, требует более сильной руки.

Егор Рябцев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 168 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio