Российской индустрии сейчас выпал уникальный шанс – на фоне пандемии, агонии и умирания всей мировой киноиндустрии, побороться и вернуть своего зрителя в кино.
К весне этого года на карантине, самоизоляции и прочих ограничительных режимах оказалось практически всё человечество. Пандемия вируса, естественно, очень сильно сказалась на всех сферах экономики, в том числе и на сфере развлечений, куда входит и индустрия кино.
Впервые за всё время существования кино остановлен прокат, в результате чего многие студии терпят миллиардные убытки, перенося премьеры, также впервые остановлено всё – за редкими исключениями – кинопроизводство. В результаты эпидемии перенесены, отменены или переведены в онлайн все кинофестивали и кинорынки мира. Эта напасть не обошла стороной и российскую киноиндустрию. Отменён и перенесён на неопределённый срок прокат фильмов, как произошло с лентой Григория Добрыгина «Sheena667», перед самой премьерой которого в стране ввели режим самоизоляции.
Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов в рамках пресс-конференции, проходящей в онлайн-формате в ТАСС, заявил о том, что убытки индустрии в результате пандемии за 2020 год составят 73 миллиарда рублей, а на ближайшие три года цифра составит уже 150 миллиардов. Эти цифры выглядят ещё более угрожающими на фоне сборов российских фильмов в прокате, которые за 2019 год составили 12,3 миллиарда рублей. Страдают не только кинопроизводители, но и прокатчики: например, некоторые кинотеатры в стране объявили о том, что не откроют свои двери после пандемии.
Но пока многие аналитики, экономисты, киноведы и продюсеры уже взяли горстку земли для того, чтобы бросить на могилку российской киноиндустрии, давайте вспомни что кино, как и любой вид искусства – это не про деньги, ну или не всегда про деньги. За примерами можно обратиться к истории кино. Сейчас весь мир в целом и наша страна в частности живёт в состоянии полной неопределённости, и никто не знает о том, что случится завтра, поэтому строить прогнозы о том, как пандемия скажется на индустрии, неправильно, но все говорят в основном об экономических аспектах, не затрагивая аспект художественный.
Александр Роднянский в интервью «Российской газете» заявил о том, что кино в будущем ждёт полная сегментация контента: после пандемии у зрителя будет в первую очередь запрос на «фабрику грёз», многие небольшие жанровые и авторские проекты окончательно могут перенестись из кинотеатров на стриминговые платформы, а большие экраны окончательно завоюют кино-аттракционы. Всё же давайте посмотрим именно на отечественное кино и на запросы зрителя нашего кино за последний год. Среди немногочисленных отечественных фильмов, окупившихся в прокате за 2019 год, такие картины как «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Давай разведёмся!» Анны Пармас, «Текст» Клима Шипенко, «Трезвый водитель» Резо Гигинеишвили, «Любовницы» Елены Хазановой. О художественных достоинствах этих фильмов можно спорить бесконечно, но всех их объединяет то, что в них показаны истории людей, живущих в современной России, поднимаются их проблемы и всё это рассказано на внятном жанровом «языке».
Что же касается бесконечного числа исторических, блокбастеров, фильмов про Вторую мировую войну и прочих картин, которые позиционируются как «наш ответ Голливуду», в списках окупившихся значится только фильм «Т-34» Алексея Сидорова, правда, вышедший в конце декабря 2018 года, и один из самых скандальных фильмов года «Балканский рубеж» Андрея Волгина. Также особо показательна ситуация с фильмом «Холоп», выходившим в прокат одновременно с масштабной исторической драмой «Союз спасения» Андрея Кравчука и блокбастером «Вторжение» Федора Бондарчука. В результате чего сборы про историю о московском мажоре, живущем в современной России, и его перевоспитании побили все рекорды, в то время как блокбастеры о пришельцах в Чертаново и о восстании декабристов едва смогли отбить свои огромные бюджеты.
На фоне пандемии и глобальных убытков появляется шанс для того, чтобы перезагрузиться всей индустрии, перевести свою оптику на современного человека, живущего здесь и сейчас, на его проблемы и его жизнь – и после коронавирусного периода возродить российское кино, которое хочет смотреть зритель. За примерами можно обратиться в сериальную область, которая всегда славилась более смелыми решениями и открытостью в отличие от большого экрана. В последнее время на стриминговых сервисах в России большой популярностью пользовались такие сериалы как «Толя робот», «Обыкновенная женщина», «Звоните ДиКаприо!», «Жуки» и др. Несмотря на сильное тематическое различие данных сериалов и их нацеленность на разные социальные группы, проекты объединяет то, что они поднимают актуальные проблемы наших соотечественников.
Сейчас для мирового кинематографа появилась беспроигрышная тема на несколько лет вперед – различные эпидемии освещались на протяжении всей истории кино, о людях в замкнутом пространстве и их поведении снимали ещё Луис Бунюэль («Ангел-истребитель») и Роман Полански («Отвращение»). Тема изоляции примечательна также и тем что, несмотря на всеобщую разобщенность людей в мире (где каждый изолирован от всех), люди как никогда объединены внешними обстоятельствами: каждый находится в примерно одинаковых условиях, и человеку, находящемуся на карантине, знакомы проблемы человека в изоляции на другом конце света. Фильмы, поднимающие эти проблемы, могут отозваться не только в отечественном, но и зарубежном зрителе. Также самоизоляция может служить метафорой современной фрагментации социума и десенсибилизации, ведь множественные социальные сети, призванные упростить общение и объединить людей сработали в обратную сторону и в современном обществе как никогда человек ощущает своё одиночество. Об этой проблеме 80 лет назад говорил еще Чарльз Спенсер Чаплин в своем знаменитом монологе из фильма «Великий диктатор», правда, в меру исторических обстоятельств речь тогда шла о радио и самолётах, которые сократили расстояния, но лишили нас чувственности и понимания.
Все в скором времени ждут возвращения в привычный ритм жизни и выхода во внешний мир, но это будет уже другой мир, в котором все социальные взаимоотношения и коммуникация между людьми будет построена по-новому, изменится экономическое и социальное положение отдельных людей, также у многих людей изменится или уже изменилось психологическое состояние, да и вообще восприятие мира. Почему тогда к этому новому миру не может прилагаться новое кино? И новому российскому кино, возможно, нужно просто перестать играть в догонялки с Голливудом, а обратить внимание на обычных людей и их проблемы в обществе и делать это на понятном жанровом языке, тем более, что зритель сам хочет видеть такое кино, о чем говорит и статистика окупаемости. Российскому кинематографу не следует копировать Голливуд, который говорит со зрителем на универсальном языке понятным «среднему землянину», отечественному кино следует выработать свой киноязык, чтобы найти «ключи» к своему зрителю, как например было сделано во Франции или Китае. Да, в данных примерах речь идёт не только о художественной составляющей, но об индустрии в целом (системе финансирования, система дотаций), но начать можно и с главного в кино, ведь как уже сказано выше кино — вид искусства.
Кино, как и любое другое искусство, непременно должно (пере-) осмыслить те изменения, которые произойдут во всём современном обществе, что, возможно, породит огромное количество картин о простых людях, живущих в нашей стране, и о новых проблемах в этом новом мире. И в то время как министр культуры Ольга Любимова говорит о том, что в ближайшее время отечественное кино будет обладать явным эскапистским характером, нам вряд ли стоит ожидать глобальных изменений в скором времени, но всё же многим оптимистам сейчас видится, что для отечественной индустрии наиболее благоприятным было бы сбросить с себя шкуру и «обнулится». Обратить уже наконец внимание на рядового зрителя, а не пытаться копировать язык Голливуда и не позиционировать себя как его главного конкурента. Ведь когда ты не можешь победить соперника в игре по его правилам, нужно придумать свои правила.
Мы не можем наверняка знать, что произойдёт с российской и мировой индустрией после пандемии, все мы с нетерпением ждём открытия кинотеатров и возобновления кинофестивалей. Каким будет будущее кино можно только гадать. Но даже из эскапистского кино всегда рождалось новое «великое» искусство и за примером как всегда можно обратиться к истории, к итальянскому неореализму, пришедшему на смену «кино белых телефонов». Зрителю же только и остаётся после открытия кинотеатров искать то самое «своё» кино, которое у каждого своё.
Олег Мухаметдинов