РУКОВОДСТВО ДЛЯ НЯНЬ: КАК ПОЙМАТЬ МОНСТРА
(A BABYSITTER'S GUIDE TO MONSTER HUNTING)
2020, США, 96 мин.
Жанр: фантастика, приключения, семейный
Режиссёр: Рейчел Тэлалей
В ролях: Тамара Смарт, Уна Лоуренс, Том Фелтон, Трой Ли-Энн Джонсон, Тай Консильо, Иэн Хо
Умница Келли Фергюссон – типичный школьный аутсайдер. Она умна не по годам и способна в считанные минуты решить сложную геометрическую задачу у себя в голове. А еще её считают чудилой, ведь она верит в монстров после странного инцидента в раннем детстве, который получил неожиданное продолжение, когда девочка оказалась вынуждена побыть няней у сына богатой леди по соседству. Маленький Джейкоб боится засыпать, ведь в темноте его комнаты что-то скрывается, а ночные кошмары пугающе реальны. И когда из странной норы в полу появляются три жутких гоблина, которые похищают Джейкоба, Келли ничего не остаётся, как принять помощь эксцентричной Лиз ЛеРу – профессиональной няньки и члена Ордена, охраняющего безопасность детей по всему миру от происков чудовищ. Лиз сама когда-то схожим образом потеряла брата, и теперь ни за что не позволит этому повториться. Ситуацию усложняет то, что у девочек есть всего три часа на спасение Джейкоба, на которого положил глаз зловещий Гран Гиньоль, он же Бугимен, мечтающий за счёт редкого дара мальчика натравить на мир армию кошмарных созданий.
«Руководство для нянь «Как поймать монстра» – это серия детских книг американского сценариста Джо Балларини в жанре, схожем с «Ужастиками» Р.Л. Стайна. За экранизацию взялась студия Walden Media, ответственная за «Хроники Нарнии» и «Мост в Терабитию», а в режиссёрское кресло уселась Рейчел Тэлалей, знакомая любителям продукции канала BBC по отдельным эпизодам «Доктора Кто» и «Шерлока». Собственно, Тэлалей уже давно вышла за рамки так называемой «британской коммуналки», принимая участие в постановке множества телепроектов. За ней числятся эпизоды «Стрелы», «Супергёл» и прочих шоу канала CW, но на заре своей карьеры эта женщина-режиссёр приложила руку даже к двум частям франшизы «Кошмар на улице Вязов», включая последнюю по-настоящему удачную «Войны сна».
Вот и «Руководство для нянь» напоминает скорее пилотный эпизод какого-то не слишком дорогого детского шоу, вроде популярных в 90-х «Боишься ли ты темноты?» и пресловутых «Ужастиков». Имея в основе книжный бестселлер, экранизация оказывается беспомощной в своей вторичности. История, которая начинается как менее искусная версия «Лабиринта», где очаровательную Дженнифер Конелли заменила набирающая популярность Тамара Смарт, а сумрачного Короля Гоблинов с лицом Дэвила Боуи – проказливый и неузнаваемый в гриме Том Фелтон, к финалу превращается в не менее бледную копию «Ужастиков» с Джеком Блэком. Сюжет несётся галопом, не удосуживаясь толком ничего объяснить. Откуда взялся Орден нянь? Кто у них главный? За какие заслуги Лиз сделали главой местного отделения? Откуда финансирование? Если ребёнка всё происходящее на экране, скорее всего, не смутит, то взрослый зритель будет задавать множество вопросов, ответы на которые из ленты Тэлалей не получит. Лучше всего история «Руководства» работала бы в виде анимационного мультфильма, но даже у современной анимации, если сравнивать с лучшими работами DreamWorks или Pixar, больше смысла в сюжете и лучше прописаны герои, чем у ленты Тэлалей.
Из всех сравнительно безликих персонажей этой детской сказки похвалить хочется только Тома Фелтона, который, кажется, действительно вжился в образ злодея и показал его по-настоящему интересным и запоминающимся. При этом за грязными патлами и множеством винтажных вещей заслуженного Драко Малфоя всея Хогвартса так просто и не признаешь. Тем лучше срабатывает харизма Тома, придавшего Гран Гиньолю черты эксцентричного викторианского злодея и ужимки балаганного шута. Легко можно было бы представить Фелтона следующей инкарнацией Доктора в популярном сериале, но зная тягу британца к ролям антагонистов, быть может, однажды мы дождёмся в его лице исполнения роли заклятого врага Доктора – Мастера. А пока Том Фелтон становится едва ли не единственным украшением этого не слишком притязательного шоу для младшего школьного возраста.
Несмотря на общую несостоятельность «Руководства для нянь», в сюжете есть ряд моментов, способных сформировать нетипичную франшизу для подростков – кому бы не захотелось посмотреть на подростковую версию «Банд Нью-Йорка», где в качестве главарей выступают монстры из детских сказок? Вероятно, это заслуга автора книг – и тем более обидно, что имея такой потенциал, шоу вышло настолько одноразовым.
Сергей Прудников
В интернете с 15 октября