КРЁСТНАЯ МАМА (LA DARONNE)
2020, Франция, 104 мин.
Жанр: криминал, драма, комедия
Режиссёр: Жан-Поль Саломе
В ролях: Изабель Юппер, Ипполит Жирардо, Рашид Гуэллаз, Мурад Будауд, Фарида Ушани, Лилиан Ровер
В детстве помогавшая родителям с транспортировкой наркотиков, спустя много лет и одного похороненного мужа, Мадам Портэфу (Изабель Юппер) живёт спокойной жизнью, пробует встречаться со скромным начальником полицейского отделения и подрабатывает у него же незаменимой персоной на французских допросах – переводчицей с арабского. Именно так волей случая она оказывается втянута в соблазнительное предприятие с реализацией полутора тонн гашиша и контрастной четвёркой выходцев с Ближнего Востока: двумя простаками и двумя хладнокровными убийцами.
Дилемму, которая по первым ощущениям должна была стать главной в истории – как быть во главе наркопредприятия и при этом встречаться с трогательным полицейским, мечтающим его прикрыть – режиссёр Саломе вообще толком не рассматривает, раскрывая легко и непринуждённо только в одной сцене. Это даже не спойлер: французы исторически видят себя революционерами и антисистемниками, поэтому никогда не станут делать такой художественный выбор в пользу полиции или государства. То ли дело любовь, личность, свобода, женщина – вот чем быстро, словно удар гильотины, закончится любой подобный эксперимент на земле галлов.
И героиня Юппер, главной французской актрисы современности, которой уже под семьдесят, но которая тут аутентично играет от силы пятидесятилетнюю, и по сюжету даже навещает мать в пансионате, не просто не мучается выбором, она сходу и без всяких сомнений ступает на проторенную семейную дорогу по логистике и реализации наркотиков, поскольку не видит здесь ничего плохого. Её заботит вовсе не вопрос нравственности собственных поступков, а насущная необходимость скрыть тёмный бизнес от спутника жизни и аккуратно прояснить, что именно он будет делать, если всё же выяснит правду. И беда здесь вовсе не в том, что у фильма аморальный посыл – такая наглость обычно достойна уважения – беда в том, что никто не ставит героиню в сложные моральные ситуации, весь её преступный путь просто маячит где-то на периферии, большую часть фильма вообще не помнишь, что она нарушает закон.
Это очень лёгкое кино в том плохом смысле, в котором лёгкими бывают преимущественно французские фильмы, как среднеценовое вино из супермаркета – и не отвратительное, и не удивляющее. У героини нет драмы, за приколы здесь отвечает в основном харизматичная китаянка и, не удивляйтесь, Скотч с Чокопаем, преступный мир чересчур милый и родной, при этом комедийная часть всё-таки не довлеет над драматической, и рассматривать всё это просто как талантливый гротеск при всём желании не выходит.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 29 октября