ЕЩЁ ПО ОДНОЙ (DRUK)
2020, Дания-Швеция-Нидерланды, 110 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Томас Винтерберг
В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Мария Бонневи
Датский постановщик Томас Винтерберг известен в первую очередь как соавтор манифеста «Догма 95». Возникшее в середине девяностых авангардное кинематографическое движение, одним из главных идеологов которого был Ларс фон Триер, провозгласило себя оппозицией современному коммерческому кино. В последующие годы Винтерберг далеко не всегда следовал всем правилам «Догмы 95» (в манифесте их десять), чередуя авторские работы («Дорогая Венди», «Охота») с продюсерскими проектами («Вдали от обезумевшей толпы», «Курск»).
Его новый фильм «Ещё по одной» принадлежит к числу первых. Это комедийно-драматическая постановка о четырёх мужчинах среднего возраста, решивших опытным путём проверить гипотезу о пользе умеренной дозы алкоголя. Для этого они начинают каждый день выпивать. Проблема в том, что работают они учителями в средней школе, а сам эксперимент, как и следовало ожидать, очень скоро выходит из-под контроля.
Впрочем, картина Винтерберга – не антиалкогольная агитка. Напротив, история наглядно показывает, что спиртное может быть как «врагом», так и «другом». Многое зависит от человека и обстоятельств. В одной ситуации алкоголь вредит, в другой – помогает, становится причиной раздора или способствует сближению. Разумеется, если речь не идёт об алкоголизме.
Но спиртное – далеко на главная тема «Ещё по одной». Акценты в ленте расставлены иначе. Фиксируя внимание на четырёх товарищах, Винтерберг выделяет героя Мадса Миккельсена, учителя истории Мартина.
Он уже давно превратился из азартного, энергичного молодого человека в угрюмого домоседа, ворчащего что-то нечленораздельное себе под нос пропадающего интеллигента. Жизнь Мартина стала скучной и однообразной, любовь окончательно ушла из их отношений с женой, а уважение к наставнику – из школьных занятий.
Метафора, которую использует режиссёр, прозаична, но оттого не менее точна. Он сравнивает трезвость с однообразными тягучими буднями, с работой, которая осточертела, с женой, на которую больше не хочется смотреть, пьянство – с полным спектром эмоций, который дарует жизнь. Но каким образом наполнить её смыслом, как превратиться из апатичного и заурядного человека в целеустремлённого и харизматичного? Как вновь начать получать удовольствие от каждого дня? Разумеется, зритель не найдёт прямых ответов на эти вопросы в картине.
Однако отыщет он в ней иное. При помощи уместного юмора, к месту использованных титров и документальной хроники (в кадре оказываются Борис Ельцин, Ангела Меркель, Борис Джонсон и другие сильные мира сего со стаканом в руке или подшофе), контрастного сочетания тёплых и холодных оттенков, чередования экшна и разговорных сцен Винтерберг показывает, что оставаться всю жизнь «трезвым» – путь в никуда.
Но и захмелеть от жизни, выдержав правильную концентрацию «алкоголя», очень сложно. Для этого необходимо не только понимать и принимать себя, но и уметь признавать поражение в схватке со временем – единственным противником, которого мы не способны одолеть.
Персонажи «Ещё по одной» неслучайно показаны школьными учителями. Общаясь с юношами и девушками, они как бы находятся в ловушке между прошлым и настоящим. Мартин, Томми (Томас Бо Ларсен), Николай (Магнус Милланг) и Петер (Ларс Ранте) отчаянно желают оставаться молодыми, но не могут справиться с происходящими вокруг них изменениями.
Кризис среднего возраста способен привести к затяжной депрессии или даже стать причиной смерти, но может также открыть второе дыхание и вновь подарить вкус к жизни. Банальная истина, но, полюбив себя и мир вокруг, мы становимся любимы остальными. В конце концов, обаятельный фильм Томаса Винтерберга как раз об этом.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 12 ноября