Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2020: Лучший сценарий
Автор: Банницин, Ленциус, ГусевДата: 10.02.2020 09:57
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи – сценарий, сценарий и ещё раз сценарий», сказал как-то Альфред Хичкок. Хотя в схожих словах высказывались и другие важные кинодеятели. Такеши Китано заявлял «Когда я пишу сценарий, в моей голове уже готов весь фильм». А, например, в «Солдатах неудачи» прозвучала фраза «Я не читаю сценарий, это сценарий читает меня!» Словом, ясно, что сценарий критически важен для любого хорошего фильма, а потому не вздумайте недооценивать и важность этой номинации!

ПРЕТЕНДЕНТЫ:






Сила сценария «Довода» не в кропотливо расписанных диалогах, не в потрясающе проработанных образах главных героев. Его сила – в оригинальной концепции путешествий во времени и ювелирно проработанных сценах постановки. Новая работа Кристофера Нолана – увлекательная мозаика, все детали которой идеально подходят друг другу. Следить за происходящим в фильме нелегко только на первый взгляд. При внимательном просмотре история Протагониста и его товарищей складывается в увлекательное приключение, угадать финал которого – поистине невыполнимая задача.

Англо-американский режиссёр написал для своей картины почти образцовый сценарий. Но он, в отличии, от текстов Аарона Соркина, носит отнюдь не ортодоксальный характер. Скрипт Нолана наполнен неожиданными сюжетными ходами, он нередко нарушает классические приёмы сценарного мастерства. А опыт предыдущих лент лишь приумножает старания постановщика. И всё-таки для победы в номинации чего-то не хватает: возможно, стоило уделить больше внимания характерам персонажей.


Дэвид Финчер, будучи одним из немногих режиссёров, умеющих любую историю ввернуть так, что развязку зритель будет ждать, затаив дыхание, снял нетипичный фильм по нетипичному сценарию. И этим мог вызвать разочарование у тех, кто ждал остросюжетное нечто уровня «Исчезнувшей». Ведь в основе сценария «Манка» лежит то, что обыграть гораздо тяжелее – реальная жизнь голливудского сценариста Джозефа Манкевича, автора «величайшего фильма всех времён и народов», «Гражданина Кейна». Но была и ещё одна причина для Финчера снять «Манка». Сценарий к фильму написал ещё в середине 90-х отец режиссёра, Джек Финчер.

Изначально проект должен был быть запущен в производство после триллера «Игра», то есть – страшно представить – в 1997 году. Но тогда что-то не срослось, а в 2003-м Финчер-отец скончался. Можно догадываться, что значил проект «Манк» для Дэвида, если по прошествии стольких лет он не отбросил идею и снял-таки фильм. И ещё как снял. Так же мастерски, как в своё время Орсон Уэллс «Гражданина Кейна»! Что характерно, в обоих случаях сценарий выстраивает одинаково мощный рисунок повествования: флешбэки, подноготная индустрии кино 30-х и, само собой, личность Манкевича. Его остроумные и порой эксцентричные шутки, его роль в Голливуде и поведение в отношении сильных мира сего показывают, что всё же везение без таланта способно поменять немногое. И главное, не одним Орсоном Уэллсом создавался «Гражданин Кейн». Точно так же, как не одним Финчером была поставлена точка в его личном magnum opus если не жизни, то памяти отца.



Чарли Кауфман, начинавший свою творческую карьеру в Голливуде в качестве сценариста, всегда отличался изощрённым подходом к реализации собственных идей. Будь то погружение внутрь головы Джона Малковича, история про собственный творческий кризис или потрясающая мелодраматическая фантасмагория о стираемой памяти. Тем удивительнее, что после стольких оригинальных сценариев Кауфман взялся за полноценную адаптацию, выбрав для этого роман Иэна Рейда «Думаю, как всё закончить». Будучи грамотным сочинителем, он не только переделывает события книги «под себя», он ещё и исправляет её неуклюжий и гротескный финал, превращая шизофренический триллер в сюрреалистическую историю увядания человеческого «Я». Бесконечный внутренний монолог главной героини, описывающий происходящие вокруг странные события и пытающейся найти причину, почему следует закончить сомнительные отношения с потенциальным женихом, превращается на экране в поле для высказываний самого режиссёра.

Начиная с практически дословного цитирования литературного первоисточника, Кауфман постепенно всё больше замещает мысли писателя собственными взглядами на окружающую действительность, «вживляя» в действие своё понимание культурного кода. Его герои ведут пространные диалоги, обсуждая кино и литературу, присваивая чужие стихи и, вероятно, даже воспоминания, запутывая зрителя до тех пор, пока сам сценарист не берёт дело полностью в свои руки. И тогда прошлое и будущее на экране начинают смешиваться в жутком танце, эскапизм всё больше замещает твёрдую землю реальности, а в сюжет неожиданным образом вписываются эпизод из вымышленного фильма Земекиса и мини-адаптация одного знаменитого мюзикла. Собственно, последняя и призвана помочь зрителю расставить все точки над «i», однако тёмная сторона Кауфмана берёт своё, до последнего нагоняя холодной безысходности. Неудивительно, что столь самозабвенное заигрывание с собственным депрессивным восприятием действительности и сложносочинённые игры со зрительским вниманием получили от нас заслуженный «Золотой Четвертак».

Кирилл Банницин,
Ярик Ленциус,
Геннадий Гусев

ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Джентльмены
2. Довод
3. Манк



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2019 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2018 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2017 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2016 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2015 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2014 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2013 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2012 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2011 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2010 <
> ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ 2009 <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 416 гость(ей) : Денис Востродымов, Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio