Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2020: 10 фильмов, которыми запомнился 2020 год
Автор: Игорь ТалалаевДата: 22.02.2020 09:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

Перед редакцией стояла задача выбрать для данной номинации не лучшие фильмы, а лишь те, что отложились в памяти сильнее других. Каждый из этих фильмов нас чем-то зацепил, а обсуждать их в прокуренных коридорах редакции (это просто для красного словца, так-то мы за ЗОЖ) было ничуть не менее интересно, чем смотреть их.


Велик соблазн обозвать «Огонь» ремейком американского «Дела храбрых» 2017 года и благополучно пройти мимо. Но это было бы ошибкой. К счастью, из сходств здесь только борьба с огненной стихией в лесных локациях. В остальном история настолько самобытна, насколько может быть самобытной история, полностью построенная на штампах. Другое дело, что штампы это хорошие, крепкие, рабочие – на них можно положиться. Фильм-катастрофа без штампов и не фильм-катастрофа вовсе. Опекающий дочь властный отец против ещё не нюхавшего порох наглого юнца – банальная история, но в интерпретации Алексея Нужного смотрится на одном дыхании.


Гай Ричи вернулся к своим криминальным истокам. Кинематографическим, разумеется. При этом он не показывает чего-то радикально нового (к истокам вообще возвращаются ровно с противоположной целью) и не выходит на новый уровень. Говоря начистоту, он даже не выходит на пик своей прежней формы. «Джентльмены» – это компетентная криминальная комедия с острым сюжетом и крутыми героями, но не лучший фильм постановщика, который можно было бы смело рекомендовать вообще всем. У Ричи были ленты с более закрученным сюжетом, с более яркими персонажами, с более смешными шутками и более ураганным саундтреком. Но после «Короля Артура» и «Аладдина» мы просто рады, что он вернулся к истокам.


Дэвид Финчер не снимает проходные фильмы. Но запросто может снять кино не для всех. Просто потому, что над сценарием работал его отец, а посвящён фильм как раз работе киносценариста. «Манк», рассказывающий о фигуре создателя «Гражданина Кейна», не пытается подкупить широкие зрительские массы, это на самом деле киноманская история, которую поймёт и – что ещё более важно – полюбит далеко не каждый. Но это прекрасный портрет эпохи чёрно-белого Голливуда, мастерская стилизация под ретро-формат и просто очень личное кино для Финчера. Для киноманов поводов для просмотра уже более чем достаточно, ну а все остальные не пройдут дальше чтения синопсиса.


Без Томма Мура лучшим мультфильмом года каждый раз становился бы какой-нибудь высокобюджетный (пусть и душевный) проект от Pixar. Но Мур в одиночку противостоит гигантской машине по производству крупнокалиберных хитов, редко, но метко выдавая камерные, незатейливые и, возможно, даже излишне детские истории о волшебном мире по соседству с нашим. А ещё – о прекрасных мистических традициях Ирландии. И всё это в старомодном, но стильном 2D, сочетающем грубые мазки плоских фигур на первом плане с фантастически проработанными узорами заднего. Кажется, так больше не рисует никто. У «Тайны Келлс» в 2011-м чуть не хватило сил, зато уже «Песнь моря» в 2015-м вырвала победу в номинации «Лучший анимационный фильм». То же сделала и «Легенда о волках».


Датчанин Томас Винтерберг снял свой лучший фильм ещё в 2012 году. Но в «Ещё по одной» он, наверное, максимально приблизился к триумфу «Охоты». А ещё снова поработал с Мадсом Миккельсеном, который не только в роли Ганнибала Лектера хорош, но даже пиво «Карлсберг» рекламирует так талантливо, что не оторвёшься от экрана. «Ещё по одной» рекламирует не конкретное пиво, а алкоголь как таковой. Да и не факт, что рекламирует. Возможно, это даже антиреклама. Одно мы знаем точно: одновременно и очень смешной, и очень грустный фильм – это не самое простое сочетание. Как пиво с пряниками, что испытал на себе в старшей школе автор этих строк. К счастью, тот алкогольный эксперимент всё же не вышел из-под контроля.


Можно было бы сказать, что фильм-загадка (а как же иначе) от Чарли Кауфмана получился именно таким, как мы и ожидали: таинственным, запутанным, многогранным, непонятным, красивым, пронизанным символизмом и многочисленными отсылками. Но ведь с другой стороны, никогда не знаешь наперёд, что именно снимет Кауфман, а потому ожидать чего-то конкретного от его фильма не стоило – всё равно этот самобытный автор найдёт чем нас удивить. Так и вышло. «Думаю, как всё закончить» относится к той категории фильмов, где даже самое подробное описание сюжета ничего не даёт, да и вообще описание это смахивает на бред. Но от поездки парочки за город к родителям парня вы точно не ожидаете ТАКОГО.


Сделанный в России напряжённый фантастический триллер про инопланетного паразита – звучит как-то слишком неестественно, правда? Перед Егором Абраменко стояла довольно амбициозная и неблагодарная задача – снять фильм, который абсолютно все неизбежно будут сравнивать с «Чужим» Ридли Скотта (и понятно в чью пользу). Но наши в кои-то веки не ударили в грязь лицом. Да, это не совсем «Чужой», фильм немного про другое, и при всей своей кажущейся вторичности, обладает некоторой приятной самобытностью, так что заход в непростой жанр признаём удачным. Возможно, «Спутник» и не лучший российский фильм года, но это определённо самая громкая отечественная премьера.


Военная драма Сэма Мендеса выглядит пришельцем откуда-то из другой эпохи. Прямо не верится, что «1917» вышел на российские экраны в январе 2020-го – теперь это то, что называется «докоронавирусной эпохой», а фильмы оттуда как будто принадлежат к «золотой эре» свободного кинопроката. «1917» вообще выглядит очень старомодным и разительно отличается от того, что мы привыкли смотреть. Во-первых, сама тематика Первой мировой, а во-вторых, камера, неотрывно следящая за героями на протяжении одних насыщенных суток на фронте где-то во Франции. Да, тут есть монтажные склейки, но большинство из них простой зритель ни за что не заметит. Два часа чистого кайфа для глаз и переживаний для сердца.


Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон относятся к той категории актёров, за которыми интересно смотреть в любой роли – даже самый примитивный сюжет и плоские персонажи (привет, «Сумерки»!) они способны вывезти за счёт личной харизмы. А уж если их обоих запереть на острове с маяком и убрать всё лишнее (включая цвета), то ничто не будет отвлекать от их актёрского перфоманса. Тем более, что атмосфера недопонимания и мистики на экране такая густая, что хоть ложкой ешь – «Маяк» объединил «Как я провёл этим летом» с нотками лавкрафтовщины. Роберт Эггерс снял не самый доступный для широких масс фильм, но парадоксально один из самых ярких (и это в ч/б!) за весь 2020 год. Судьба грядущего ремейка «Носферату» в надёжных руках.


По степени ожиданий редакции «Довод» в своё время уступил и «Маяку», и «Джентльменам», и «1917» – что уж говорить о так и не вышедшей в 2020-м хайповой «Дюне» Вильнёва. Но зато в списке запомнившихся фильмов он уверенно стал лидером. Львиную долю успеха в данном аспекте ему принесла пандемия, из-за которой многие конкуренты просто переехали на следующий год, а «Довод» был вынужден отдуваться в кинотеатрах практически соло, пытаясь спасти бокс-офис. Но это лишь одна сторона медали. Вторая же – это фильм Кристофера Нолана. Т.е. о нём традиционно было мало известно на стадии анонса и мало что понятно даже во время просмотра трейлера (некоторые и на сеансах-то не врубались что вообще происходит), зато после титров пошло живейшее обсуждение многочисленных нюансов показанного. Вы могли не сильно проникнуться всей этой инверсией времени, но вы обсуждали её, вы её запомнили. Вот так и выглядит победа в этой номинации.

Игорь Талалаев



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2019 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2018 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2017 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2016 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2015 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2014 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2013 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2012 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2011 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2010 ГОД <
> 10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫМИ ЗАПОМНИЛСЯ 2009 ГОД <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 442 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio