Сложно представить более жестокий спор по призёрам почетной в некоторых кругах премии от одного межгалактического журнала, чем спор по анимационным номинантам. Всё просто – можно одинаково любить Тарантино или, например, не любить Нолана. Но одинаково симпатизировать одному и тому же мультфильму нельзя. Это комок тонких ассоциативных цепочек, что запускаются в подкорке зрителя. Кто-то увидит здесь связь с детством и выйдет из зала со счастливым лицом, кто-то наоборот будет вздыхать, что и время, и мультфильмы уже не те. А какие те? Редакция «25-го кадра» после долгих споров всё-таки ответила на этот вопрос.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Анимация давно перестала быть развлечением исключительно детским. Понимая, что взрослые тоже могут принести заветный доллар в кинотеатры, студии стараются делать вневозрастное, дополнительно завлекая в залы ещё и родителей. «Семейный мультфильм» – вот, пожалуй, расхожее словосочетание, которое можно увидеть на афишах современных анимационных лент. И этот образ настолько прочно укрепился в сознании зрителя, что мультфильмы, предназначенные исключительно для взрослых (нет, речь сейчас не о хентае и прочей развлекательной анимированной порно-продукции) и говорящие на сложные темы, до сих пор воспринимаются как диковинки. Хотя были «Вальс с Баширом», «Алоис Небель и его призраки», «Помутнение» или «Бунюэль в лабиринте черепах». Теперь вот этот список пополнился «Ласточками Кабула», снятыми по одноимённой книге Ясмины Хадры (которая на самом деле никакая не Ясмина, а алжирский военачальник Мухамед Мулесхул).
«Ласточки Кабула» повествуют о достаточно болезненном моменте в истории Афганистана, когда к власти приходит «Талибан». Тоталитарный режим, возросший на религиозном фанатизме, сметает всё цивилизованное на своём пути. Происходящее ассоциируется с каким-то жутким беспросветным средневековьем, когда казнь женщины посреди улицы уже кажется чем-то обыденным. Вот только военные джипы и автоматы напоминают о том, что всё это происходило не так давно. В самом деле, 1998 год только кажется далёким. По меркам истории он был практически вчера. Всё это слишком диссонирует с тем, что мы привыкли видеть вокруг себя. Борьба за феменитивы и до «Ласточек…» казалась глупостью, но на контрасте с документальными кадрами, когда женщинам запрещается выходить на улицу с открытым лицом, её ценность упала ниже нуля. «Ласточки Кабула» – универсальная и очень болезненная прививка от равнодушия. Они напоминают нам о том, что в мире ещё слишком много зла, на которое мы стыдливо закрываем глаза
(а феминистки как обычно воюют не в ту сторону, не замечая, что настоящие их противники остались лишь среди «самой мирной религии» – прим. ред.).
Студия Disney подарила зрителям очередной дивный новый мир. Запас сказок был исчерпан давным-давно, и теперь в «Мышином доме» сочиняют свои. Пройдут ли они проверку временем – вопрос пока открытый, но привлечь к себе внимание смогут с лёгкостью. Тем более, что в случае с анимационной лентой
«Вперёд» нас пригласили в действительно интересный мирок с диковинными жителями. Да, до скрупулёзной проработки «Зверополиса» новому творению Дэна Скэнлона (у которого в режиссёрском послужном списке пока значится только «Университет монстров» да короткометражка «Мэтр и Призрачный Свет») далековато, но от этого мультфильм не стал менее интересным. Всё-таки городское фэнтези (в котором больше фэнтези, чем городского) всегда пользовалось особой любовью у публики. Возможно потому, что в подобных лентах поднимается проблематика близкая зрителю. И похожесть выдуманного мира на наш только играет на руку в плане ощущения сопричастности. А сказочные элементы… Вот вы бы отказались от того, чтобы рядом с вами жили эльфы? Пусть даже и такие синие.
Впрочем, «Вперёд» это, прежде всего, история. История двух братьев-эльфов, потерявших своего отца. Однако с помощью магии можно вернуть покойного родителя в мир живых. Всего лишь на день, но этого должно хватить, чтобы успеть сказать всё, что так и осталось невысказанным. Ведь переживая утрату, ты отчётливо видишь все свои ошибки и втайне надеешься, что когда-нибудь тебе выпадет ещё один шанс, пусть это и противоречит здравому смыслу. Но магия для того и магия, чтобы существовать вне нашей веры. Другое дело что, желания подобного масштаба так просто не воплощаются в жизнь, а потому братьям придётся пережить немало приключений, опасных и не очень, для того, чтобы дойти до своей цели. В этом плане жанр роуд-муви (не самое привычное решение для мультфильма) просто идеально подходит ленте Скэнлона. Дорога как развёрнутая метафора поиска и взросления. И этот поиск оканчивается обязательным обретением себя. И пройдя путь до конца, герои «Вперёд» вынесут для себя очень важные уроки.
В 2011 году лента Томма Мура «Тайна Келлс» заняла в итогах года «25-го кадра» всего лишь третье место, уступив более весомые медали «Ранго» и «Тинтину». За давностью лет и не вспомнишь, почему победители выстроились в таком порядке, но, есть подозрение, что в редакционном составе не все смогли распробовать дебютную работу Мура, открывающую дверь в ирландский фольклор. Справедливости ради стоит отметить, что больше подобной оплошности редколлегия не допускала и уже «Песнь моря» в 2015-м заняла заслуженное место на пьедестале почёта, а любая анимация, в которой принимал участие Томм Мур, становилась как минимум событием среди любителей мультфильмов (если вы вдруг пропустили, обязательно посмотрите «Добытчицу» и «Пророка»). В этом плане в
«Легенде о волках» нет ничего удивительного. Лента вышла и, собрав восторженные отзывы критиков, уверенно взяла «Золотой Четвертак». Предсказуемо? Пожалуй. Но от этого данное событие не стало менее радостным.
В этот раз Томм Мур отправляет нас прямиком в 1650 год. Ирландский городок Киллкени страдает от набегов волков. Решить проблему предлагается английскому охотнику Биллу, прибывшему в город вместе со своей дочерью Робин. Вот только вскоре оказывается, что волки не то, чем кажутся. История начинает переплетаться с ирландскими мифами и легендами, и вот перед нами диковинный народ сноволков, среди которых живёт рыжеволосая девочка Мэйв, ставшая для Робин подругой в этой чужой стороне. Столкновение двух культур происходит на фоне экологической повестки, актуальной и сегодня. Мрачный серый каменный город противопоставляется живому волшебному лесу, хранящему древние предания и традиции. Природа отождествляется с традициями, в то время как урбанизация пропитана бездумно уничтожающей всё вокруг новизной. Но «Легенда…» лишена раздражающего пафоса. Это очень трогательная, личная и красивая история. Причём её красота нашла своё отражение в рисунках, всё так же выполненных вручную. Согласитесь, в наше компьютерное время это воспринимается практически как чудо. И именно этот чудесный сплав пронзительной истории и ручной анимации, обеспечил ленте Томма Мура любовь зрителей и заслуженную золотую медаль.
Константин Большаков
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Легенда о волках
2. Вперёд
3. Камуфляж и шпионаж
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2019 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2018 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2017 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2016 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2015 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2014 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2013 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2012 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2011 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2010 <
> ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<