КРИМИНАЛЬНЫЕ БОССЫ (ARKANSAS)
2020, США, 95 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Кларк Дьюк
В ролях: Лиам Хемсворт, Кларк Дьюк, Майкл Кеннет Уильямс, Вивика А. Фокс, Иден Бролин, Чандлер Дьюк, Винс Вон, Джон Малкович
«Криминальные боссы» – это такой вид сельского нео-нуара, который вроде как хочет прославить Америку, а получается наоборот. США – страна, наполненная мифологемами и привлекательное место для тех, кто хочется окунуться в мир, наполненный сложными и одухотворенными бандитами, наркотиками, налётами и т.п. Короче говоря, почувствовать вкус криминальной жизни. Чтобы насладиться фильмом надо действительно хотеть прочувствовать то, как живут современные преступники, но в целом, пускай сценарий выглядит многообещающим, проект так и не «выстреливает»: отчасти из-за несоответствующего каста, отчасти из-за несогласованного повествования. Если зрителю тяжело принять жёсткие разговоры «ни о чём» или виды пасторальной Америки, то «Криминальные боссы» скорее всего разочаруют: благодаря однообразному зрелищу и частым монтажным склейкам фильм похож аж на целый сезон сериала, который упаковали в единый двухчасовой фильм.
Здешний сюжет сложен, хотя и не очень: нагловатый наркодилер Кайл и его деловой партнёр поневоле Суайн сталкиваются с криминальными проблемами. Их босс отдаёт Кайла и Суайна в подчинение злобному Брайту – дельцу «средней руки» в местном наркобизнесе. Беспощадный Брайт эксплуатирует пацанов, потому что находится выше в местной пищевой цепочке и напрямую контактирует с криминальным авторитетом Фрогом и его поставщицей наркотиков по прозвищу «Она». Кайл и Суайн молча терпят до тех пор, пока Суайн не начинает встречаться с девушкой Джоанной. После этого история осложняется серией флэшбеков, воспоминаний, побочных линий, посвящённых Фрогу и его деловым партнерам (вообще большинство персонажей фильма являются наркоторговцами).
Кларк Дьюк – талантливый актёр и наверняка ещё может быть талантливым режиссёром. «Криминальные боссы», тем не менее, больше похожи на подделку, чем на оригинал. Сценарий изо всех сил пытается отдать дань уважения фильмам Квентина Тарантино или братьев Коэн, что начисто стирает собственные отличительные признаки. Конечно, любой творец пользуется влиянием тех, кто пришёл раньше, и вполне естественно, что это влияние отражается в той или иной работе. Изюминка состоит в том, чтобы найти баланс между влиянием чужих работ и собственным стилем, чтобы создать нечто новое и интересное. В «Криминальных боссах», увы, такого нет: чужие идеи, помноженные на дебютную постановку и несколько деревянных актёров.
Кстати, об актёрах. Дьюк и Хемсворт делают всё возможное, чтобы создать объёмных персонажей. И отношения Суайна с его объектом страсти заходят достаточно далеко, чтобы очеловечить образы. Однако всё вместе это подано вне контекста, который отчаянно необходим зрителю, чтобы понять, почему герои такие, какие есть. И другие талантливые исполнители вроде Малковича, Вона и даже Майкла Кеннета Уильямса стараются, но всё равно ощущаются «пятыми колёсами»: они слабо влияют на общее качество материала или на повествование в целом.
Режиссёрский дебют Кларка Дьюка демонстрирует ту же самонадеянность, что и его персонаж Суайн, а в фильме переплетены юмор, сообразительность, неожиданность и насилие. «Криминальные боссы» при этом далеко не новаторски: персонажи не столь уж и яркие, какими должны быть, диалоги не такие остроумные, а сюжет – незапоминающийся. Возможно, лучший трюк ленты состоит в медленном развитии героев до реальных персон, чтобы и нелепый Суайн, и подлый Кайл, и остальные личности ощущались искренними, однако, вместо того, чтобы тонко балансировать на этой грани, фильм похож на голубя, с которым играют в шахматы: криминальную схему разодрали, а фактор невероятности загубили.
Егор Рябцев