АРМИЯ МЕРТВЕЦОВ (ARMY OF THE DEAD)
2021, США, 148 мин.
Жанр: страх и ненависть в Лас-Вегасе
Режиссёр: Зак Снайдер
В ролях: Дэйв Батиста, Элла Пернелл, Ана де ла Регера, Маттиас Швайгхёфер, Хироюки Санада, Гаррет Диллахант
Весна 2021 проходит под знаком Зака Снайдера. Только-только поклонники отсалютовали в честь выхода режиссерской версии его супергеройского эпика, как уже на стриминге гремит очередной проект этого неугомонного любителя раздутых хронометражей и хорошенько отслоумоученных сцен, представляющий собой своеобразное возвращение к истокам собственной фильмографии. Его стильный ремейк ромеровского «Рассвета мертвецов» 17-летней давности оказался динамичным и бодрым зомби-хоррором, не обременяющим себя разного рода контекстами. Однако новейшие времена требуют не только зашифрованных аллюзий, желательно злободневных и для рядового зрителя вовсе необязательных, но и деконструкции жанровых канонов: в самом деле, кому сейчас будет интересен чистый жанровый образец, где выжившие вновь должны противостоять полчищам нежити? Впору подумать о постзомби-хорроре, где в привычном трупно-загнивающем сеттинге найдется место и другим, возможно, на первый взгляд эклектичным, но позволяющим расширить горизонты элементам и решениям.
Снайдер пошел путем скрещивания zombie movie с сюжетной линией про ограбление казино, но это явно не поспособствовало тому, чтобы хоть как-то оправдать существование фильма. Вступительные титры с уморительной высадкой десанта и зомби-стриптизершами в рапиде, хитовые каверы в саундтреке (вплоть до крутых, но уж чересчур заезженных The Cranberries) и совершенно неуклюжий юмор не отменяют того факта, что в совокупности это просто еще одна лента про ходячих мертвецов (или, скорее, бегущих), которой решительно нечего сказать своему зрителю. В какой-то момент вспоминается бестолковый сиквел «Поезда в Пусан», заводившего шарманку с той же ноты: только там «босс» с европейской внешностью вербовал на смертельную миссию азиатов, в то время как здесь авторитетный азиат решил воспользоваться услугами белого американца. Тот собрал интернациональный отряд и отправился в кишащий высокоразвитой и не очень зомбятиной постапокалиптический Город Грехов, чтобы забрать солидное вознаграждение, верно, позабыв о том, что всё случившееся в Вегасе там же и остаётся.
Несмотря на обилие новоявленных друзей (слоум)оушена, в ленте нет ни одного живого персонажа, поэтому прикипеть щедрой зрительской любовью к кому-то из них не удастся. Драма в истории условного главного героя и его дочери не срабатывает от слова совсем, ведь даже они не могут вызвать сопереживание (справедливости ради, это не вина артистов). В разгар веселья выяснится, что у отряда будет сильно урезан дедлайн, и если ребята не управятся в срок, их накроет ядерная волна. Только здесь миссия заключается в успешном присвоении вожделенных банкнот с изображениями отцов-основателей США, а, например, в дрянном сиквеле «Обители зла» многострадальная Элис и ее товарищи по команде должны были найти веснушчатую школьницу, прежде чем зараженный мегаполис превратится в испепеленную пустошь – видели, знаем. Конечно же, на пути к цели незадачливым наёмникам повстречаются толпы кровожадных кадавров. Как и в других фильмах о зомби в большинстве своем они по-прежнему являются тупыми кусками гниющего мяса и годятся разве-что на то, чтобы выполнять приказы парочки альф, еще не умеющих произносить слова, но способных мыслить.
Последние, очевидно, вдохновлены более поздним Ромеро, в триквеле своей легендарной зомби-саги не поскупившемся сначала вручить одному из мертвяков пистолет, а в квадриквеле – лидеру зомби-стаи – уже автомат. Дань уважения работам Мастера и, хоть и не новая, но любопытная арка с эволюционировавшими мертвецами – это хорошо, но Снайдер и его со-сценаристы придали слишком мало отличительных черт, или, если угодно, новизны своему тяжеловесному детищу. Зато здесь есть зомби-тигр (не иначе как Майка Тайсона)! Он выглядит, как порождение явно нездоровой фантазии, но кровавый эпизод с участием полосатой полуразложившейся зверюги запомнится надолго. Визуально он напоминает сцену, где Ди Каприо повстречал гризли, а сюжетно – где предатель Спенсер из «Обители зла» наткнулся на карму в виде Лизуна.
Плохо то, что авторы предлагают непростительно малое количество классных экшн-сцен, а вот отсылок хватает. Правда, их уместность сомнительна, ведь кадр с красиво улетающим в закат вертолетом – это еще не повод для радости, а обнесенный символической стеной Лас-Вегас – для гордости. Но и это не столь важно, поскольку основная претензия куда более прозаична: «Армия мертвецов» – беспощадно скучное кино.
Денис Федорук
На Netflix с 21 мая